Как-то услышала от знакомых про интересный способ разобраться с поставленными в жизни задачами, метод, который якобы помогает вскрыть проблему изнутри и найти пути её решения. Называется это психологическая трансформационная игра. "Пошла" в интернет узнать, что же это такое и с чем едят. Оказалось, что это совсем не новомодное течение, а вполне себе укоренившийся способ гармонизации жизни. Считается, что трансформационные игры берут начало в Тибете и древней Индии. По одной из версий, прототипом для современных трансформационных игр послужила древнеиндийская игра "Лила". Играли в неё для того, чтобы познать свой внутренний мир. По другой версии, истоки следует искать в древнетибетской игре Мин-Манг. От друзей я узнала, что в Омске проводят целый фестиваль трансформационных игр. Подробности о новом для себя мире игр я выясняла у организатора этого фестиваля, клинического онкопсихолога, паллиативного психолога БФ "Обнимая небо", кризисного психолога, игропрактика, тренера практик майндфулнесс, а также ведущей Death cafe в городе Омске Инессы Шереметовой.
- Инесса, что такое психологическая трансформационная игра?
- Это настольная игра про изменения. Её особенностью является интеграция игровых механик и психотехник. Она предназначена для гармонизации жизни, самопознания, раскрытия потенциала человека, его настоящих возможностей, способностей и так далее. Это психологический инструмент. Я говорю людям, что трансформационная игра является симулятором жизни. За несколько часов участник может проиграть часть своей жизни - ситуацию или несколько лет. Это симулятор, который помогает прожить нечто в своей жизни и увидеть это с другой позиции. Трансформационная игра - это способ исследования себя, мира.
- Какие психологические вопросы, задачи решают такие игры?
- Игра может использоваться в решении самых разных задач. Есть универсальные игры, которые используются при любом запросе. Есть игры, направленные на определённую тематику. Но какую бы сферу жизни, тему мы ни взяли, они будут перекликаться, затрагивать другие сферы жизни. Поэтому если даже ваша игра про семейные отношения, то в ней могут подняться вопросы о самооценке, взаимоотношениях с миром, родом, деньгами. Если мы возьмём игру про финансовые вопросы, то она обязательно затронет темы карьеры и семьи. Трансформационная игра как раз интересна тем, что затрагивает все аспекты жизни, и человек может видеть ситуацию в комплексе. Понять, где ещё что-то нужно проработать, где ещё на самом деле есть проблема, кризис, где узел, который надо развязать. Например, в универсальных играх механика такова, что человек может отзеркалить всё то, что для него является важным в этот момент: отношения, мысли своём предназначении, вопросы рода или сексуального характера. Это могут быть игры про зависимость и созависимость. Есть игры, в которых мы прорабатываем экзистенциальные вопросы, вопросы бытия - я, кто я, кем я являюсь. Есть игры про достижения, про то, что мы саботируем, есть игры про женственность. Это основные темы, за которыми приходят.
- В каких ситуациях человек решается сыграть?
- Одних на трансформационную игру приводит интерес, собственное любопытство. Другие приходят, потому что сейчас это в какой-то мере в тренде. То есть модно заниматься самопознанием. Они транслируют, что сыграть нужно, важно. Например, молодёжь. Они откликаются на эти тренды и чувствуют, что хотели бы быть на волне общественной актуальности, и это тоже приводит игроков на площадку. Человек может прийти с любой мотивацией и получить неожиданный результат. Зависит от ведущего и от внутреннего желания человека узнать про себя что-то новое. Ведь можно выделить несколько этапов так называемой жизни с проблемой.
Из личного архива Инессы Шереметовой
– Какие именно?
Первый, когда человек просто чем-то не удовлетворён. Он не осознаёт, что с ним происходит, не понимает, что не так, но есть какое-то беспокойство. Потом наступает второй этап: он осознаёт некую проблему, видит, что в одной из сфер его жизни что-то "поломалось" и хочет исправить то, что его не устраивает. На третьем человек начинает осознавать, что проблему можно перевести в разряд задач: есть некое решение, возможны варианты. Если не вышло понять это в жизни, то в игре мы трансформируем проблему в задачу. Четвёртый этап, когда человек предпринимает действия для преодоления своего внутреннего затруднения. Как правило, в игре мы заканчиваем именно на нём. Человек начинает понимать, что существует многовариантность выхода из ситуации, просто необходимы действия. Как правило, он выходит из игры уже с собственным планом. Какое-то количество людей уходят с вопросами, к ним не приходят конкретные ответы. Но тут есть интересный момент - игра начинает "распаковываться".
- Что значит "распаковываться"?
- После выхода из игры она, как правило, не заканчивается. При условии, что человек направляет своё внимание на то, что произошло. Нужно дать игре раскрыться, дать себе возможность разложить внутри всё по полочкам, чтобы игра продолжала дальше работать с человеком. Мне люди пишут через месяц, три месяца, полгода о том, что игра доигралась, пришли результаты, есть долгожданные изменения.
Инесса Шереметова
- С чего начинать? На что обратить внимание?
- Очень важна не только игра, но и тот человек, который будет сопровождать вас в ней. Советую найти специалиста, игропрактика, который находит отклик у вас. Почитайте, посмотрите, какие у него ценности, что он говорит, пишет. Потому что игр очень много. Ведущих на сегодняшний день тоже большой выбор. Квалификация может быть достаточно высокой, а вот какие ценности у человека, как он это транслирует, про что живёт - это выбор самого игропрактика, как я называю, ма́стера игры. Это очень важный момент в трансформационных играх. Было бы здорово посмотреть и на тему, на что больше направлена игра.
- Какова роль ведущего на игре?
- У нас на фестивале игроки приходят не только на тему, но и на личность ведущего. У мастеров энергетика, профессионализм, умение слышать другого человека, понимать, куда его провести. На ведущем лежит очень большая ответственность. И роль у него очень непростая. С одной стороны, его в игре должно быть мало, с другой - мастер должен быть очень мощным профессионалом и понимать происходящие процессы, знать, куда вести, иначе можно навредить. Человека могут "разобрать", а обратно не "собрать". Тут два варианта: либо он сам этого не захотел, либо специалист не довёл до сборки. Здесь уже вопрос о компетенциях.
Из личного архива Инессы Шереметовой
- Инесса, звучит жутковато. Что значит "собрать"?
- "Собирать" - это акуратно вывести из игры предложить действие, заземлить, чтобы игрок не остался в иллюзиях, метафорах, в состоянии, когда он просто мечтает. Задача игропрактика - выпустить в реальность и вывести из игры с неким определённым чек-листом, стратегией.
- Как играть, чтобы извлечь максимум пользы?
- В первую очередь снять все ожидания. Можно размышлять, понимать, куда хотите прийти, что хотите получить в результате, но при этом надо помнить, что игра не волшебная таблетка и поработать придётся самим. Понимать, что принять ответственность за свою жизнь надо самому. Бывает, приходят люди, которые перекладывают ответственность на игру: уезжать не - уезжать, выходить замуж или нет. Игра не отвечает на такие вопросы. Игра может дать понимание, что помогает или мешает реализовать задуманное, на что обратить внимание, куда двигаться, что изменить в себе, чтобы прийти к желаемому результату. Мы на игре не гадаем, мы трансформируемся, растём, взращиваем в себе силу, опору, ясность сознания, понимание, расширяем сознание в игре. Обязательно надо дать игре дораспаковаться, дожить историю. Необходимо быть внимательным и чётко формулировать запросы, чтобы не получить размытый результат. Так что снимаем ожидание и играем, как делали это в детстве, получаем удовольствие от процесса. Тогда получится извлечь максимум пользы. Это же игра в первую очередь. Ведущий как раз помогает снять напряжение, пройти сопротивление, которое бывает.
Из личного архива Инессы Шереметовой
– Это больше индивидуальная игра или в паре, в большой команде?
- Смотря какой вариант предпочитает игрок. Можно индивидуально - мастер ведёт игру для одного человека. И есть групповые игры - от двух человек и до того, сколько позволяет "взять" игра. Также зависит от того, как специалист может её развернуть. Лично я очень люблю индивидуальные игры, потому что включаю туда терапевтические моменты. Терапия, конечно, отдельная история, но такой эффект в трансформационной игре имеет место. У всех нас внутри от природы заложены возможности самоисцеления. Именно психика нас защищает, иногда скрывая от нас какие-то вещи. И это идёт нам на пользу. На мой взгляд, поэтому индивидуальная игра более глубокая. Групповая не может быть терапевтирующей до конца, потому что, когда идёт группа, на это нет времени. В таком варианте трансформационная игра интересна и хороша тем, что собираются ровно те, кому нужно в данный момент быть вместе. Происходит отзеркаливание. Особенно, если ведущий видит общие процессы, динамику группы. Рассказывая о себе, они дают ответы и другому человеку. Но здесь главное - играть свою игру, а не погружаться в чужие истории, не давать советы и не забывать о самом себе. Такие случаи тоже бывают. И потом, мы играем не ради игры, а чтобы интегрировать её в свою жизнь. Групповая и индивидуальная игры - это совершенно разные истории. Оба варианта имеют огромное количество плюсов.
- Вы проводите в Омске фестиваль трансформационных игр. Уже не в первый раз?
- В этом году будем отмечать пять лет - первый фестиваль провели в 2017 году. Я понимаю, что люди мало знают об этих играх. Фестиваль привлекает внимание, даёт людям возможность познакомиться. Это же здорово, когда в прогрессивном городе происходят интересные вещи. Я считаю, что город Омск достоин больших фестивалей, праздников развития, саморазвития. Потому что это привлекает молодёжь, люди стремятся к новым уровням проживания себя в новой жизни - не где-то там, в центральных городах, а здесь, в своём городе. Пять лет назад я поняла, что в Омске этого нет, и организовала первый фестиваль "Территория игры". И он продолжает жить. Хотим, чтобы юбилейный фестиваль прошёл красиво, чтобы как можно больше людей узнали о нём. Интеллектуальные игры привлекают людей, но тем не менее приходится прилагать усилия.
Из личного архива участника фестиваля
- Инесса, людям нравится такой "фестивальный" формат? Что можно успеть на такой тусовке?
- Это праздник, это возможность за короткий промежуток времени попасть на интересные игры. Да, это, скорее, некая демоверсия, но если специалист работает круто, то можно прямо на фестивале сыграть крутую полноценную игру. Фестивали - это много людей, это понимание, что у тебя есть единомышленники, ты взаимодействуешь с ними. Это подарки, особое настроение. Это возможность попасть к отличным специалистам, мастерам. На фестивале формируется огромное трансформационное поле. Сама атмосфера помогает человеку с лёгкостью пройти трансформацию или понять, что настало время для перемен.
Фото из личного архива Инессы Шереметовой