В интервью "Омск Здесь" Дмитрий расскажет о том, как совмещает творчество и работу директором, как уживается с женой-режиссёром, а также нашёл ли он своё предназначение. В нашем видео он прочтёт свои стихотворения.
- Вы начинали в 90-х. Расскажите о неформальных субкультурах тех времён и начале своего творческого пути. С кем были знакомы, где собирались и что делали, трудно ли было заявлять о себе тогда?
- О, девяностые! Никаких мобильных, никакого интернета, никаких денег, только творчество и желание жить! Нынешнему молодому человеку даже представить невозможно, как это всё работало. В тексте "Остановка" я кратко изложил реалии той жизни, однако многое осталось за скобками. Решиться на то, чтобы пойти на главную точку сбора субкультур Омска "Площадь им. Ленина", было непросто. Для храбрости мы объединились и пошли втроём (я, мой друг и наша подруга). Как в любом сообществе, там были старожилы, которые нас принимали, и после некоторой проверки и экзамена нам разрешили ТУСОВАТЬСЯ. Итак, карта перемещений в пространстве: ПЛОЩАДКА, ПЛОЩАДЬ (остановка "Площадь им. В. И. Ленина") - ГОЛУБАС (остановка "Голубой огонёк") - ТОРГУШКА ("Торговый центр") - Х…МБРЬ (полуразрушенное здание за нынешним Успенским кафедральным собором) - КОЗА (заброшенный ДК им. Козицкого) - ОМКА (набережная реки Омь) и, конечно, ПЕРЕХОДЫ, в которых мы зарабатывали средства к существованию путём многочасового исполнения песен русского рока. Все хиппи, панки, рокеры и прочие творческие люди назывались одним словом - НЕФОРМАЛЫ, или попросту НЕФОРЫ.
Нас гоняли МЕНТЫ (милиционеры), ГОПНИКИ (представители городской прослойки низкого социального статуса), МЕТАЛЮГИ (любители музыки жанра "метал") и СКИНЫ (скинхеды омского разлива). А мы никого не гоняли, мы были ПАЦИФИСТАМИ (это люди, которые в состоянии открыто заявлять во всеуслышание, что они выступают против любых военных действий, насилия и решения конфликтных ситуаций силовыми методами). Собирались на ВПИСКАХ и КВАРТИРНИКАХ, играли, пели, рисовали, слушали музыку, обменивались записями на КАССЕТАХ и ПЛАСТАХ (пластинках) и, конечно, беседовали. Многие становились ТОЛКИНИСТАМИ (люди, в разной степени увлеченные творчеством писателя Д. Р. Толкиена и самовыражающиеся с его помощью). Там и родилась музыкальная группа "Признак Солнца". Благодаря ПЕРЕСТРОЙКЕ в городе проводилась масса рок-концертов различной тематики, поэтому всем, кому хотелось донести "своё слово", предоставлялась такая возможность.
- В 90-е вы творили больше как музыкант? Когда начали писать стихи?
- Условно с 1994 по 1999 год я очень плотно занимался музыкой. Стихи начал писать в начале девяностых, но предпочтение отдавал текстам песен. Серьезная лирика сформировалась к середине двухтысячных годов.
- Кроме "Признака Солнца", у вас был музыкальный проект "Платина". Исчезновение обеих групп вы называете провалом. Почему?
- Оба проекта дошли в своём развитии до "звёздного" статуса. В каждом из них работали музыканты высочайшего уровня. Если читатель не поленится и погуглит, то обнаружит этих музыкантов в симфонических оркестрах, мощных коллективах и успешных сольных проектах. И "Признаку", и "Платине" необходимо было выходить на другой уровень, а значит, покидать родной город и перебираться в другие регионы. К огромному сожалению, и сейчас это остаётся насущной проблемой. Люди покидают Омск. Если региональное, а может быть, и федеральное правительство не предпримет действенных мер, то этот процесс не остановить.
- Как вы считаете, настанет ли такой день, когда не нужно будет ехать в столицы, чтобы вывести свой творческий проект или себя как творца на новый уровень? Можно ли сейчас поэтам и музыкантам в полной мере реализовать свои творческие амбиции на периферии, например, в том же Омске?
- Это очень сложный вопрос. Как показывает практика, такой день настанет нескоро. Однако сам по себе переезд ничего не решает. Масса талантливых людей, уехав в столицы, полностью потеряли интерес к творчеству. Некоторые справляются и таки добиваются относительного успеха, но всё это во многом зависит от трудолюбия, помощи со стороны и простого везения. Да. Сейчас наличие электронных площадок и стриминговых сервисов позволяет музыкантам заявить о себе, и всё же публичное творчество энергетически зависит от обратной связи со зрителем, которая имеет место только на живых выступлениях.
- А вы когда-нибудь хотели покинуть Омск?
- Я думаю, что у каждого человека рано или поздно возникают такие мысли. Это вообще не связано с Омском, мне кажется. Хотя мы, как омичи, понимаем, почему можно было бы покинуть Омск и почему надо оставаться в Омске. Видимо, поэтому мы до сих пор все здесь. А человеку свойственно искать. Я уверен, что, даже переехав из Омска в другой город, человек не заполнит эту нишу. Это не зависит от Омска, Москвы и других городов нашей земли. Я думаю, что пока человек не найдёт себя, он будет стремиться куда-то ехать, что-то искать. Внутренняя природа человека бесконечна, и именно там можно найти всё, что хочется найти вовне.
- А вы уже осознали своё предназначение?
- О, предназначение - такой глубокий вопрос, всеобъемлющее понятие. Судя по тому, что количество моих занятий зашкаливает, предназначение своё я так и не осознал.
- "DайвЕрЫ" - это ваш новый музыкальный коллектив? Расскажите о нём.
- "DайвЕрЫ" - это музыкальный проект, который мы создали совместно с Олегом Порубенко. Я отвечаю за гитару и вокал, Олег - за клавишные и бэк-вокал. Он ранее сотрудничал с Иваном Моргом и группой "Новые Европейцы", а также играл в группе "Парадный вход". Продакшен осуществляется при непосредственном участии Johnny Ross (Presidents Of The Galaxy, Sadanakar, "Джонни и Солнечный ветер") и под протекцией питерского лейбла IndieSunRecords. Основной стиль музыки: инди. Темы текстов: личностный рост и мотивация, самосознание и самоирония, любовная лирика.
История группы начинается в 2019 году с полноценного состава музыкантов из 7 человек. Программа для выступлений была готова к весне 2020 года, но из-за пандемии планам группы не суждено было осуществиться. В связи с локдауном первый состав был распущен. Проект обрёл электронную инкарнацию. В начале 2021 года приступили к записи сингла "Метромосты", релиз состоялся прошлым летом. На данный момент у нас в активе часовая программа. Отыграли четыре концерта.
Музыканты, с которыми удалось повстречаться и даже поиграть: Сергей Ройз, Слава Золотова, Johnny Ross, Анна Аркания, Филипп Миргалеев, Матвей Байдиков, Павел Лунин, Юлия Ермолаева, Егор Ашмарин, Сергей Ткаченко, Яков Вторушин, Виталий Матвиенко, Алексей Куркин, Марат Мамонов, Дмитрий Гутковский, Сергей Волобуев, Дмитрий Цой, Аркадий и Марина Басовы, Илья и Татьяна Кутянские, Ирина Ищенко и многие другие.
- Вы и актёр, и музыкант, и поэт. Расскажите о своих любимых произведениях и ролях.
- Любимые произведения и роли - это те, которые позволили достучаться до зрителя, слушателя, читателя, а это зависит от момента. Все грани творчества, к которому мне удаётся прикоснуться, связаны с актуальными темами. Когда мы ищем новый материал в театре, то, как в вахтанговской школе, стараемся соответствовать правилу "время, автор, коллектив", что позволяет найти материал именно для существующей труппы. Так и в музыке, и в поэзии - ловлю волну. Не волну мейнстрима, а волну собственного интереса к теме, чувству, событию.
- Ваша жена Анна Козловская - режиссёр театра "ШуМиМ". Трудно уживаться творческим людям? Или у вас творческий тандем?
- Жизнь прожить - не поле перейти. Она, жизнь, состоит из огромного количества аспектов и нюансов, наполнена разносторонними чувствами и приводит человека к множеству выборов. Моя жена не только режиссёр. Она и актриса, и постановщик, и художник, а главное - мать! У нас двое детей! Легко ли? Конечно, непросто. Однако процесс становления отношений человеческих, профессиональных и семейных длится уже более двадцати лет и подчинён главенствующему принципу: общее дело по-настоящему объединяет. В этой связи трудности общения и взаимопонимания всего лишь составляющие пути, который ведёт к цели. Творческий тандем? Скорее нет. Это сотворчество, соделание, соработничество. В театре "ШуМиМ" каждый делает часть своей работы совместно с участниками процесса, что приводит к созданию единого спектакля. Уживаться не приходится, быть бы живу - и всё наладится.
- В вашей коллекции много фестивалей и конкурсов. Помогает ли это двигаться вперёд?
- Фестивали и конкурсы - это кузница, в которой выковывается талант. Внимание экспертов и профессиональная оценка жюри помогает понимать, в верном ли направлении двигается творческая единица, будь то коллектив или солист. Очень важно общение с коллегами по цеху, а также огромную помощь оказывают мастер-классы от состоявшихся педагогов. Знаю это и как участник, и как соорганизатор фестивалей "Театральная весна" и "Неделя экспериментального театра в Омске".
- Вы пишете и стихи, и прозу, и драматургию. Для спектаклей вы создаёте поэтические тексты? А пишете пьесы? И находит ли применение ваша проза?
- На сегодняшний день проза и драматургия - это вершины, манящие высотой. Насколько они достижимы, покажет время. Как поэт и композитор я пригождаюсь чаще.
- О чём бы написали в прозе?
- Об обретении истинной свободы.
- Что думаете о современной поэзии и нынешней альтернативной музыке? Вступают ли они в сравнение с тем, что делал советский и постсоветский андеграунд?
- Если за две тысячи лет человечество не изменилось, то и с поэзией ничего страшного не произошло. Человеку, как и поэту, свойственно анализировать происходящее и высказывать по этому поводу мнение. Современная поэзия так же богата авторами-новаторами, как и советская, и постсоветская, и досоветская. Безусловно, в советское время существовала мощная поддержка новых авторов, но и цензура работала на полную, поэтому некорректно сравнивать прошлое с нынешним. Сейчас молодых авторов до 35 лет очень хорошо поддерживает Союз российских писателей, издаёт книги, помогает получать гранты на литературную деятельность. В девяностые-двухтысячные об этом не стоило и мечтать. Если говорить о музыке, то самое страшное, что из музыки уходит мелодия, а из текстов - смысл. Слишком упростилась популярная музыка по сравнению с советской и постсоветской, а значит, альтернативщикам некому составлять конкуренцию и это сильно расслабляет.
- Вы окончили ОмГПУ по специальности "биология". Естественнонаучное образование помогает в вашей актуальной деятельности?
- Возможно, только в понимании взаимосвязи всего существующего во Вселенной.
- Бывало ли так, что хотелось бросить творчество и заняться другим делом?
- Неоднократно. Творчество - непростой путь. Новомодные коучи утверждают, что если любишь своё дело, то всё идёт как по маслу, но я с этим совершенно не согласен. Любить своё дело необходимо, но от этого дело само не делается. Это труд, как всякий другой труд. Уже более 13 лет мне удаётся совмещать административную работу в КДЦ "Иртыш" с творческой деятельностью, поэтому я не называю себя профессионалом, а только любителем. Надо очень любить творчество, чтобы после основной работы заниматься этим.
- Трудно совмещать административную и творческую деятельность?
- Благо, что мне не задают этот вопрос на работе. На него ответить можно легко, но это будет неправда. Вообще, административная работа ничем не отличается от творческой. Это тоже творчество, но в своём роде. Поэтому, наверно, в моей жизни очень много творчества и благодаря административной работе тоже.
- Вы член Союза российских писателей. Как и когда попали туда? Как членство сказалось на вашей писательской деятельности?
- В Союз российских писателей меня приняли 19 мая 2021 года исключительно благодаря поддержке Омского отделения Союза российских писателей, в частности, руководителя СРП Светланы Владимировны Василенко, председателя Омского отделения СРП Вероники Владимировны Шелленберг, а также благодаря известным литераторам Сергею Павловичу Денисенко и Ирине Четверговой. Одобрили мою кандидатуру и члены Омского отделения СРП. Я от всей души благодарю их за это! Вступление в СРП даёт возможность принимать непосредственное участие в литературной жизни города и страны. Главное - оправдать доверие!
- Ваши книги "Последний вздох инфанта" и "Вдали от мейнстрима" были изданы при поддержке СРП или иначе? Можете вкратце рассказать, какой у каждого сборника посыл? Где можно их купить?
- Обе книги я издал за свой счёт. Как сказал Лев Озеров: "Талантам нужно помогать… Бездарности пробьются сами". Обрести веру в себя человеку не так просто, а поверить, что ты можешь создать что-то стоящее, и того сложнее. К счастью, два сборника уже вышли в свет и стихи обрели свободу. "Последний вздох инфанта" - это прощание с молодостью, с беззаботной, вечнозелёной простотой, с инфантильным прошлым. "Вдали от мейнстрима" - ода настоящему, которая включает в себя тексты песен разных лет и песен из детских спектаклей. В допандемийный период книги можно было приобрести в некоторых книжных магазинах, а теперь только лично у меня.
- Откуда черпаете вдохновение?
- Вдохновение дарит осознание конечности существования.
- Какие планы на будущее?
- Организация и проведение 28-го городского фестиваля-конкурса "Театральная весна", 12-го фестиваля "Неделя экспериментального театра", издание третьей книги стихов и запись первого альбома группы "DАйвЕрЫ".