8 января в пространстве "306 квадратов" откроется выставка детских художественных работ, выполненных учениками творческой студии "Север". Что вдохновляет юных керамистов, насколько сложно слепить произведение искусства (и в чём разница между "лепить" и "гончарить"), почему дошколятам надо показывать красивые картинки, а младшеклассникам давать институтскую программу по архитектуре - об этом рассказали преподаватели творческой мастерской.
- Юлия, расскажите, как началось ваше увлечение керамикой?
Ю. - Рисовала я всегда, с самого детства, поэтому мама меня и отправила в художественную школу. Вообще, занимаюсь керамикой я с 4 лет. Когда пришло время выбирать вуз, я хотела поступать на керамиста, но мой преподаватель по керамике сказала, что в будущем, скорее всего, я смогу работать только учителем, а зарабатывают они немного. Я поступила на архитектурный факультет. Архитектура - тоже творческая специальность, она мне много что дала, я не спала 6 лет, но оказалось, что архитекторы зарабатывают ещё меньше учителей. Через какое-то время я устроилась в художественную школу. Оттуда я ушла в декрет, где и родилась идея открыть собственную студию.
Юлия Воронина
- Расскажите о работе студии и педагогах?
Ю. - Изначально в студии была только я. А потом мой преподаватель из художественной школы посоветовал мне Ксению. И дал здоровский совет - брать к себе в команду людей одного возраста. Это суперидея. У нас схожие цели и взгляды на жизнь, расти будем вместе. Хочу отметить, что мы сначала предлагали сотрудничество взрослому художнику. Взрослый состоявшийся человек так двигаться не будет. Сейчас у нас в штате пять преподавателей. Я преподаю керамику, Таня Карпова и Ксюша Романенко занимаются живописью, Женя Кузякина преподает архитектуру, а Настя Мышева преподает живопись и керамику одновременно.
- Чему можно научиться у вас в студии?
Ю. - Керамика, изобразительное искусство, архитектура. На уроках по керамике мы лепим предметы искусства, украшения, посуду. Но заниматься керамикой без рисования невозможно. Чтобы нарисовать "вкусный" эскиз будущей работы, нужно много думать, трудиться, пребывать в творческом поиске. Дети, которые занимаются керамикой, очень быстро хотят лепить, они не уделяют должного внимания эскизу, а эскиз - это 90 % успеха. Если нарисовал коряво, то так и слепишь. На уроках архитектуры мы создаём макеты. Рисунок создаётся на плоскости, и нам важно объяснить ученикам, как объекты выглядят в пространстве. Институтскую программу по архитектуре мы адаптировали под детей. Например, в игровой форме через слова-символы можно даже передать суть стиля "Готика". Это подходит не всем детям. Не все любят работать с ножом и бумагой, это очень кропотливо.
На занятия к нам ходят дети с четырёх лет, но курс "Архитектура" доступен детям с восьми лет. На нём проводится более точная работа, то есть там, как в глине, не подправишь. Бумага менее подвижный материал, и работа с ножом тоже не для малышей, бывают исключения - брали детей 6 лет - но это редкость. Стоимость одного занятия в среднем выходит 500 рублей, у нас средняя ценовая политика. В стоимость входят все материалы, которыми на занятиях пользуются дети, с собой приносить ничего не нужно. Сырьё для занятий заказываем из Москвы, что-то для рисования берём в "Леонардо", бумагу покупаем дизайнерскую плотную в магазине "Мир бумаги".
К. - На каникулах мы проводим интенсивы, когда в течение 3-5 дней группа детей занимается художественным проектом. Занимаемся керамикой и архитектурой, рисуем. Мы стараемся объединить все направления, чтобы за неделю они успели всё попробовать, чтобы это в дальнейшем вылилось в большой проект. Успевают познакомиться со всеми педагогами.
Ксения Романенко
- Сложно ли работать с глиной? Можете рассказать про саму технологию?
Ю. - Прежде всего, хочу сказать, что разница между "лепить" и "гончарить" есть, и она достаточно большая. Гончарное дело - это ремесло. На нём сделать предметы искусства невозможно. Если на занятиях по керамике за одно занятие можно получить хоть что-то, то в гончарном деле у человека уйдёт дня три, чтобы научиться центровать. В керамике вы слепите сразу, хоть что-то, но слепите. Керамическая лепка - это полностью ручной труд. Мы, как из пластилина, создаём формы и предметы, персонажей. Затем всё это сушится, а потом обжигается в специальной печи при очень высоких температурах (около тысячи градусов). Раскрашиваем и покрываем глазурью. К сожалению, керамикой заниматься в домашних условиях крайне сложно. Во-первых, это достаточно грязное занятие, во-вторых, нужна специальная печь.
- Кто и как генерирует идеи для занятий? Спрос идёт от самих омичей?
Ю. - На спрос я не хочу ориентироваться. У нас с детства вкус не складывается, и он зависит от окружения, а красивого мы не видим. Элементарно, когда просишь ребёнка нарисовать дом, ребёнок рисует серый прямоугольник с окошками-квадратиками. Естественно, мы стараемся придумать что-то "вкусное" и преподать так, чтобы люди захотели этому научиться. Если делать то, что хотят люди, скорее всего, это нам будет неинтересно. Мы избегаем того, что "популярно", например, листья монстеры - это делают все. Хочется, наоборот, чтобы человек создал у нас что-то индивидуальное.
- Что чаще изготавливают ваши ученики? Могут ли предметы, созданные на занятиях, использоваться в быту?
Ю. - Предметы интерьера чаще делают взрослые. А детям нравится фантазировать, с ними мы создаём персонажей, предметы, игрушки. Иногда они на свободную тему делают посуду, но посуда - это отдельное направление. Детям по факту она не нужна.
- Какое самое необычное изделие было?
Ю. - Запоминающихся работ очень много. Бывают реально забавные вещи. Такое видишь и понимаешь, что ты не зря этим занимаешься. Вот девочка одна лепит просто гениально, я даже хожу в её серёжках. Девочке 12 лет, она училась целенаправленно делать серьги. Это первый случай, когда в ребёнке одновременно сочетаются и талант, и отсутствие лени. Обычно, если человек талантливый, он работает по настроению, а тут человек приходит и каждый раз садится, доделывает работу до конца, не вставая из-за стола.
- Как вы считаете, в каждом человеке есть творческий потенциал?
Ю. - Этот вопрос больше связан с личной мотивацией. Если человек хочет, но у него нет особого таланта и способностей, то он всё равно будет делать и радоваться. А хорошо или плохо получилось, тут уже дело десятое. Есть люди неспособные просто сидеть долгое время. Ну да, у кого-то способностей к творчеству больше, а у кого-то меньше, главное - иметь желание этим заниматься.
К. - Научиться можно практически всему. Важно насмотреться красоты, воспитать свой вкус. Детям мы постоянно показываем красивые картинки, рассказываем об интересных художниках, стараемся обратить их внимание на неочевидные вещи. Дети вообще очень восприимчивы к искусству.
Ю. - В этом и сам сок, что настоящий творческий человек никогда не повторяет, не срисовывает откуда-то, он всю идею проживает через себя.
- Ваша студия проводит занятия как для детей, так и для взрослых. Расскажите, с кем легче работать?
Ю. - В детях нет зашоренности. У них нет определённых представлений о чём-то. Какие-то вещи они делают впервые. А у взрослых уже сформировался свой ряд картинок, они выдают то, что уже видели. Дети ориентируется на то, что у них внутри. В то же время ко мне ходят взрослые, которые обладают огромным талантом, есть те, кто окончил дизайнерские курсы, творческие люди. Они пробуют новый материал, с ними достаточно просто работать. Взрослым показал один раз - человек усвоил и делает. А с детьми приходится повторять стопятьсот раз, потому что они отвлекаются, болтают, могут вообще забыть что-то. Получается, что с детьми сложнее, но интересней.
К. - В детей вкладываешь больше, мы их выращиваем со своим определённым вкусом. Чтобы подготовить тему для детей, самому нужно очень хорошо подготовиться, найти материалы, подумать, как это подать, чтобы это было интересно, чтобы это зажгло.
- Кто за время существования студии успел стать вашим гостем? Есть ли среди них известные омичи?
Ю. - К нам приходила художница Алёна Шапарь. Она давала мастер-класс. У нас также вдохновлялась иллюстратор Ксения Нефёдова.
- Расскажите о предстоящей выставке?
К. - На выставке представим предметы изобразительного искусства, созданные юными учениками нашей студии. Керамика, архитектура и живопись. Для выставки мы отобрали более пятидесяти работ. Это значимое событие для наших учеников. Для всех это крутая мотивация. На занятиях мы говорим, что будем отбирать лучшие произведения, чтобы поделиться своим художественным опытом друг с другом, с родителями и со зрителями.
Педагогам тоже важно посмотреть со стороны на свой труд. Мы стараемся сделать так, чтобы ребёнок почувствовал успех, что у него получается красиво, мы учим не какой-то определённой технике или одному направлению в искусстве, а пробуем всегда разное. Делаем так, чтобы ребёнок поверил в себя, как в творца. Мотивируем его на следующие творческие шаги. Для нас, преподавателей, очень важен результат, причём тот, к которому ребёнок пришёл сам, но с помощью проложенного нами маршрута.
- Объясните, по какому принципу отбираете работы?
К. - Работы отбираем достаточно просто - если она удалась, спрашиваем у ребёнка и родителей, можно ли взять это на выставку. После обязательно отдаём их обратно. Каждые полгода мы размещаем произведения наших учеников на стенах студии, стараемся предоставить работы от каждого ребёнка, чтобы он почувствовал свою значимость и успех. А на примере действительно хороших работ мы показываем какую-то особую технику или фишку.
- А какие эмоции испытывает педагог, когда организует выставку своих учеников?
К. - Чувствуем радость и гордость от того, что у наших учеников получается красиво. Я сама художник и радуюсь, когда у меня что-то получается действительно красивое, а когда это сделал твой ученик, то чувство радости просто переполняет. От того, что дети твои такие молодцы.
Фото: Илья Петров