Интервью  •  СИ «Омск Здесь» 20 ноября 2021, 15:58  •  печать

"Удобный, послушный ребёнок - в будущем это человек без мнения"

Чтобы понять своего ребёнка, ей пришлось стать психологом. Об отношениях с детьми говорим с директором КТЦ "Психологии и коучинга" Еленой Сазоновой.
 

Елена Сазонова  •  директор КТЦ "Психологии и коучинга"

20 ноября во всём мире отмечают День ребёнка. "Омск Здесь" пообщался с психологом на острые детско-родительские темы и постарался найти ответ на вопрос, как не потерять доверие ребёнка и вырастить хорошего человека.

- Современные дети стали как будто более дерзкими и самостоятельными. Многие это связывают с тем, что воспитание стало мягче, родительского внимания - меньше, а материальных благ - больше. Раньше в ходу была угроза "получить ремня", и сразу сорванец как шёлковый. Что думаете насчёт "целебности" шлепка по попе?

- Важные и очень глубокие вопросы подняли, на них невозможно ответить двумя предложениями. К каждому ребёнку нужен свой подход. У дерзости две стороны медали. Если это непочтительное, грубое отношение к другим людям - плохо. А если ребенок более открытый, без стеснения высказывает свои мысли - это здорово. У него адекватная самооценка, он будет более успешным. Я не считаю, что сейчас дети более дерзкие и самостоятельные. К физическим наказаниям отношусь отрицательно. Наказания должны быть адекватными и в тоже время эффективными. Есть определённые правила, которые важно соблюдать, если вы уж решили наказать ребёнка за какой-то проступок. Удобный, послушный ребёнок - в будущем это человек без собственного мнения и без инициативы. 

- К вопросу о мнениях: считается, что если в семье растёт двое детей, то родители кого-то любят больше, а кого-то меньше. Очень много знакомых утверждают, что выросли в таких условиях. Что скажете насчёт объективности детской ревности?

- Не обязательно такие вопросы возникают в семьях, где двое детей. И в многодетных дети бывают обижены на своих родителей или братьев и сестёр. Есть базовые потребности ребёнка: ощущение нужности и чувство, что тебя любят, уважают твоё мнение, принимают, поддерживают, заботятся. Детям важно чувствовать свою значимость, важность. В каждом возрасте свои потребности во внимании взрослых, и если родители эти потребности не удовлетворяют, детки чувствуют себя обделёнными. Конечно, есть родители, которые одному дают больше, а другому - меньше. А есть обычная ревность - это факт. Из множества консультаций сделала вывод: давать детям важно всего поровну, независимо от возраста, состояния здоровья и пола ребёнка.

- Многие родители стараются уберечь ребёнка от стрессов взрослой жизни. Например, в доме погибает хомячок, и родители бегут, покупают точно такого же. Правильно ли это с точки зрения воспитания? С какого возраста нужно учиться переживать потери?

- Уберегая ребёнка от стрессов, мы лишаем его опыта. Чем дольше мы откладываем важные разговоры с ребёнком, тем хуже это для его психического здоровья. Есть так называемые экзистенциальные страхи, они спрятаны глубоко в подсознании, один из них - страх смерти, он есть у всех. Для работы с бессознательным с детками лучше выбирать методы арт-терапии: рисуночные тесты, сказкотерапия, метафорические карты. Когда и в каком возрасте объяснять, зависит от ребёнка.

(Экзистенциальные страхи связаны с интеллектом и вызываются размышлениями над вопросами, затрагивающими проблемы жизни).

- Нарисуйте психологический портрет здорового и счастливого ребёнка. Часто ли можно встретить таких детей?

- При составлении психологического портрета есть определённые критерии, психолог в первую очередь учитывает возраст ребёнка. Каждому возрасту присуще определённое развитие умений, навыков и чувств. Нет идеальных детей, нет абсолютно здоровых и тем более абсолютно счастливых. Медики шутят, что нет здоровых - есть недообследованные. Все детки счастливы по- своему. Иногда, чем больше мы даём детям, тем больше они требуют. Для того чтобы ребенок был счастлив, всего должно быть в меру. А самый простой способ убедиться, счастлив ли ребёнок в вашей семье, - спросить чего ему не хватает.

- Все помнят случаи из детства, когда взрослые не выпускали ребёнка из-за стола, пока он не доест всю еду в своей тарелке. Это устаревший метод? Детей нельзя заставлять?

- Никогда не надо заставлять ребёнка доедать, он съест ровно столько, сколько требует его организм.

- Говорят, что учиться быть родителем не нужно. Но мне, как маме, порой хочется сказать: "Хоть бы кто подсказал, что в таком случае делать". Где искать информацию?

- Родительство должно быть осознанным. Как мы воспитываем деток обычно? Словом. А важно воспитывать делом. Требуешь от ребёнка внимания - научись сам быть внимательным, требуешь хорошо учиться - вспомни себя в этом возрасте, учти ошибки, помоги, поддержи, требуешь не врать - сам перестань лгать. Дети копируют наше поведение. Пока я не получила образование психолога, считала, что можно почитать умные книги и этого будет достаточно. Лучше найти хорошего специалиста и советоваться с ним, когда возникают проблемы.

- Телефон или планшет в руках ребёнка - это норма современной жизни. Это плохо? Стоит ли ругать маму за то, что она развлекает ребёнка такими "лёгкими" методами?

- Я считаю так: дети, которые только научились говорить и зависают постоянно в телефоне или в планшете, - это, конечно, плохо. Если это развивающие познавательные игры, мультфильмы - это хорошо, но на это должно быть выделено определённое время.

- Часто психологи, разбирая проблемы человека уже в зрелом возрасте, начинают "копать" из детства. Действительно всё идёт из детства?

- Очень многие проблемы идут из детства, чтобы понять, откуда ноги растут, конечно, приходится покопаться. Но не все проблемы идут из детства. Например, ребёнок за всё винит маму, но на деле оказывается, что мама сделала для него всё, буквально сняла последнюю рубашку, а он этого не ценит. Тогда разбираемся с чувствами ребёнка, учим заново проживать чувства, обучаем говорить о них. Ищем момент, в котором ребёнок запретил себе чувствовать. Причиной может быть травма, которую ребёнок получил в школе, ещё где-то, но переносит это на человека, который рядом, так же проще.

- Как оградить человека от детских травм или минимизировать их влияние уже в зрелом возрасте?

- Травмированный ребёнок - это последствия тревожности родителей. К примеру, тревожная мама или бабушка пытается его от всего огородить, она не может рассказать, что мир безопасен. Из-за этого ребёнок плохо адаптируется к окружающему миру. Он всё начинает воспринимать как травму, даже критику. Работы с таким ребёнком очень много. И родители сами не в состоянии решить эту проблему.

- Сама большая родительская фобия, что ребёнок попадет в плохую компанию. Могут ли родители оградить ребёнка от всех "прелестей" подросткового возраста?

- Должны быть доверительные отношения прежде всего. Научить ребёнка делиться переживаниями, говорить о своих чувствах. Почему ребёнок идёт на улицу, попадает в плохую компанию? Его не принимают, не понимают, не любят или не поддерживают дома, на него нет времени, тогда он пойдёт искать того, кто его поймёт.

- На какие тревожные звоночки в отношениях родителей и детей вы бы посоветовали обратить внимание? Как можно исправить ситуацию?

- Звоночки мало кто может разглядеть вовремя. Если постоянно контролировать ребёнка, то ни к чему хорошему это не приведёт. В первую очередь обращаем внимание на необычное поведение.

- А ребёнок сам может изменить что-то в отношении родителей к себе? Если он видит, что не находит понимания, как ему достучаться до них?

- Чаще всего ребёнок не может найти правильные слова по отношению к родителям. Он начинает плакать, истерить. Поэтому важно, как можно раньше научить ребёнка говорить о чувствах. Только во время диалога родители могут дать понять, что его чувства им не безразличным, и они всегда готовы его выслушать, если его что-то начнёт тревожить.

- Можно ли говорить о том, что у психотерапевта или психолога в семье растёт эмоционально здоровый ребёнок? Он ведь, по идее, может объяснить любое поведение человека и исправить его, если требуется.

- Не могу сказать за всех психологов, мы такие же люди, как все, у нас бывают проблемы в личной жизни и с детьми. Я начала изучать психологию 15 лет назад, а пришла в специальность, когда у моей дочери начались панические атаки. Просто, исходя из своих знаний и навыков, я знаю, как решить возникшую проблему с ребёнком, как с ним общаться, на каком языке, какой подход или технику применить. Очень важно позволить своему любимому чаду жить своей жизнью, совершать поступки, учиться на своих ошибках, дать свободу выбора.

- Как нужно себя вести, чтобы родителям не утратить тёплые, доверительные отношения с ребёнком. Дайте пару советов.

- Доверительные отношения можно убить любым неправильным словом или действием. Если снова вернуться к базовым потребностям ребёнка, самое главное: принятие, любовь и понимание. Для каждого ребёнка есть ещё несколько очень важных только для него. Для моей дочери важны честность, справедливость, умение выслушать и услышать, принятие, умение рассказать о своём опыте, не обесценивая её чувства. Не запрещайте своим детям испытывать чувства, негативные в том числе. Тогда они закрываются от окружающих и все эмоции прячут, родители таких детей не в курсе, что у них происходит на самом деле.

Читайте также