"Поехала в Омск из-за Эвелины Хромченко". Интервью с молодым fashion-дизайнером
Интервью  •  СИ «Омск Здесь»  8 сентября 2021, 17:42  •  печать

"Поехала в Омск из-за Эвелины Хромченко". Интервью с молодым fashion-дизайнером

Корреспондент "Омск Здесь" познакомилась с начинающим дизайнером Ольгой Карповой, чья коллекция одежды покорила нашу редакцию на большом модном событии этого лета Omsk Fashion Weekend.

Ольга Карпова  •  дизайнер

- Оля, расскажи про своё участие в конкурсах Omsk Fashion Weekend и "Русский силуэт", на которых ты ярко показала себя.

- На Omsk Fashion Weekend я представляла свою дипломную коллекцию. Она называется "Дело тонкое". Конкурс - это всегда очень захватывающее мероприятие и какая-то особенная атмосфера. У конкурсного модного показа совершенно свои ритмы, настроения - это не похоже на какие-то другие тусовки, в которых я тоже, безусловно, участвую. Очень много людей собираются вместе, и у каждого своё видение каких-то вещей. Иногда эти вещи перекликаются с твоими взглядами, и интересно их прочтение другим человеком. Это по-настоящему ценный опыт.

Что касается конкурса "Русский силуэт", он проходил как раз на следующий день после защиты моего диплома. Так получилось, что я узнала о нём очень поздно, и ночью срочно нужно было искать моделям туфли, а с утра надо было уже собираться. Но всё равно вся эта сутолока, которая накануне происходит, когда ты очень уставший, весь измотанный, истрёпанный, ты приходишь и окунаешься в атмосферу показа и совершенно про всё это забываешь и просто погружаешься в какой-то кайф. На "Русском силуэте" было здорово то, что было очень много классных коллекций, в частности, у Юндэна (Юндэн Хандажапов, выпускник Омской школы дизайна, - прим. ред.), которая в итоге победила и поехала в Москву. Я действительно настолько впечатлилась им, что захотела делать так, как он, и решила, что пойду в магистратуру, хотя я вообще меньше всех туда собиралась. Если бы я не увидела его коллекцию, может быть, я сейчас была бы уже не здесь.

 

- Кстати, Юндэн создаёт в основном мужскую одежду. А ты разрабатываешь вещи для мужчин?

- Да, моя предыдущая конкурсная работа была как раз-таки для парня. Хотя там было существо такое агендерное наверное, потому что это была птица. Костюм птицы, но я почему-то сразу решила, что буду делать его с мужским характером. Но моя последняя коллекция была женская.

- Как ты представляешь потенциальных покупателей, которые будут носить твою одежду?

- Мне сложно говорить о том, кто будет носить мою одежду, потому что я для себя ещё не решила, буду ли я заниматься конкретно одеждой, потому что в моей коллекции был упор на декор. Я больше работаю с фактурой, текстурой ткани, мне проще заниматься какой-то отделочной работой, нежели именно создавать какой-то свой бренд и делать одежду. Хотя мне хочется этому научиться, поэтому я остаюсь в магистратуре. Мне хочется всё-таки "прорваться" в костюм. Если всё же так случится, что я создам свой бренд, мне видится, что мои потенциальные потребители будут, скорее всего, женщины, и это будет одежда класса прет-а-порте де люкс. То есть, это будет что-то, что будет иметь какие-то сложные обработки, замысловатые принты, фактуры. Но при этом я буду искать баланс между эффектной формой и какой-то смысловой практичностью, потому что сейчас мировые тенденции нас ведут всё-таки к минимализму, экологичности. Если говорить про осознанное потребление, то я хочу делать вещи, ресурсы, потраченные на создание которых будут "окупаться" долговременностью использования. Уверена, что вещь, в которую вложена идея, какая-то важная мысль, захочется носить дольше. У меня такой подход, и он энергозатратный. На создание своей коллекции я потратила больше времени, чем мои одногруппники, чья работа содержала меньше декора, отделочных работ.

- Как вообще ты пришла к дизайну и решила поступать на отделение костюма?

- До того как я окончила школу, я долго думала, кем же я стану и всё такое. Но уже с формирования своей личности, наверное, я знала, что мне очень близко творчество. Я была увлечена рисунком, участвовала в различных конкурсах декоративно-прикладного искусства. И когда встал выбор куда поступать, мне посоветовали художественное училище. Я подумала, что это хорошая база, которая даёт очень много возможностей для дальнейшей реализации. Я поступала после 11 класса, мне было всего 16 лет, я рано окончила школу. И пошла на графический дизайн. Когда я оканчивала училище и был выбор поступления дальше, одна моя руководительница посоветовала мне "костюм", потому что когда я училась в художественном училище, там мы много работали с тканями, с драпировками, и я всегда что-то наматывала на себя, постоянно как-то крутила ткани, мне они так нравились! Она сказала: "Почему ты не пойдешь в "костюм"?". И я совершенно спонтанно, но очень целеустремленно решила, что буду поступать в Омске. Я изучала, какие есть вузы, почитала отзывы Эвелины Хромченко, и именно из-за её рекомендаций поехала в Омск. Она считает, что омская школа дизайна по уровню преподавания опередила все школы моды в России. Для меня это неблизкое место, я сама с Алтая. Но я настроилась и поехала в этот чужой город, который стал мне очень близким. Так я стала учиться на отделении костюма. И чем больше я училась, чем больше преподаватели вкладывали в меня своё мастерство, своё терпение, свой труд, тем больше я понимала, что мне это нравится. Я очень рада, что познакомилась с "костюмом" и его искренне полюбила.

 

- Откуда ты берёшь вдохновение? Как начинается работа над изделием? Как идеи приходят в голову творцу?

- Нас учат, чтобы мы анализировали тренды, то, что происходит в мире моды и что происходит в мире в принципе. Мне всегда это очень тяжело, потому что так уж пошло с детства, что я пишу стихи, постоянно что-то рисую, придумываю, и мне проще идеи генерировать самой, чем отслеживать их вовне. Я страшно не люблю работать с чьей-то идеей, не люблю работать в команде, мне не нравится перерабатывать что-то. Мне нравится самой придумать и адаптировать какую-то идею, искать её дальнейшие пути развития.

Что является вдохновением? Наверное, это какие-то события или воспоминания. Когда я работала над костюмом птицы, про который я уже говорила, меня вдохновили обычные птицы, которые живут как раз там, где я родилась. Я любила наблюдать в детстве за природой. И так как там не так много каких-то интересных животных, я наблюдала за птицами. Они стали для меня чем-то совершенно волшебным, удивительным, как синие птицы из сказки Метерлинка. И я создала работу, посвящённую смежным инстинктам человека и птицы. Птицы, они же пугливые, и свою работу я назвала "Интроверт". Она про человека-птицу, который закрыт от внешнего мира и которому сложны соприкосновения с ним. Там очень много декора, каких-то бутафорских вещей, всё такое несколько провокационное: клюв, перчатки, ажурный комбинезон на всё тело, который имитирует кожу птицы и кожу человека одновременно. Это история из моей жизни, детства, и я её претворила.

Моя дипломная коллекция была вдохновлена лекцией Юлии Герасимовой (Юлия Львовна Герасимова, доцент кафедры "Дизайн костюма" ОмГТУ, член Союза дизайнеров России, - прим. ред.) об Эльзе Скиапарелли - девочке, которую считали очень некрасивой, и чтобы стать красивой, она решила посадить в себя цветы. И она в буквальном смысле посадила себе семена в уши, нос, горло. Меня настолько пронзила эта история, что я постоянно рисовала эту девочку, и в итоге она нашла выход в моей коллекции. Там есть одна модель, где у девушки спереди такой чистый образ, а когда она поворачивается, у неё на спине вырез, и из вот этой спины как будто прорастают цветы, такой декор. Мне нравятся какие-то сложные идеи, мысли, которые связаны с интерпретацией человеческих чувств.

- Какие тебе нравятся российские и зарубежные бренды и дизайнеры?

- Я большая фанатка Александра Маккуина (знаменитый британский дизайнер модной одежды, основатель дома высокой моды Alexander McQueen, - прим. ред.). Он наверное больше художник, чем дизайнер. Конечно же, он дизайнер, но его идеи - они художественные. И так как у меня восприятие тоже больше художественное, он мне очень близок. В его работах сильно просматриваются та боль и те острые чувства, которые он перенёс в своей жизни. Меня это цепляет, мне хочется просто смотреть и не думать даже о том, насколько это про костюм, про какую-то коммерческую реализацию. Его работы действительно как музейные экспонаты, вот именно его творческие коллекции, а не прет-а-порте. И глядя на него, я действительно вдохновляюсь. Ещё я очень люблю модный дом Гуччи. У них тоже какой-то особенный взгляд, немного странные, причудливые, художественные образы и особенно мне нравится их подача на подиуме.

- Как ты относишься к винтажным вещам и секонд-хендам?

- Я считаю, что осознанное потребление оно и про то, что стоит носить вещи, которые уже были когда-то в использовании, радовали какого-то человека, а ты можешь продолжить жизнь этой вещи. Это вполне нормально, и это правильно. Потому что для того, чтобы создать новую вещь, потребуется очень много ресурсов, и это обязательно скажется на экологии планеты, а вещь, которая уже создана, готова и при этом она может быть какой-то совершенно уникальной, вне трендов, позволит не загрязнять лишний раз планету и не тратить её ресурсы. Мне нравятся вещи, которые можно встретить в секонде, потому что они могут быть из совершенно любых уголков мира, со своей историей и из тканей, отличающихся от тех, которые ты привык видеть.

- Я видела у тебя на стене в VK, но если честно, не поняла что это, - то ли маски, то ли куклы. Расскажи поподробнее, что это ты такое интересное создаёшь.

- Мне нравится в принципе всё, что связано с дизайном, я люблю скульптуру, графику и во всём нахожу творческую реализацию. У меня очень много этой энергии, и я просто плохо себя чувствую, если её не реализую. Это даже не выбор, наверное не было другого пути - я не могла не стать дизайнером, или я бы была каким-нибудь очень-очень грустным менеджером, который всё равно бы по ночам что-то рисовал, лепил.

 

Так сложилось, что знакомая попросила меня сделать ей популярную сейчас скульптуру со стабилизированным мхом. И я купила очень много этого мха, потому что его можно было заказать только полкилограма. Он у меня остался, и я начала лепить ещё и ещё, пока он не закончился. Всего я сделала четыре скульптуры. Одна из них называется "Садовник". Он такой, наверное, самый менее коммерческий, но самый творческий. Я сделала ему белую голову, глаза из белых бусин, нарисовала такие венки на лице, поработала с фактурой, и сделала голубой мох и посадила ему туда пробирки, а в них вставила нарисованные цветы. Работа названа "Садовник", потому что он как бы выращивает у себя в голове вот эти цветы, а потом отдаёт их миру. Это про то, что свои идеи творец отдаёт другим людям. Я так изобразила, как происходит этот творческий процесс.

- Как давно ты пишешь стихи? О чём твоя лирика?

- Стихи я начала писать очень рано, но когда стала взрослеть, я полностью осознала, как это делать. Когда ты остро чувствуешь какой-то драматичный момент, стихи - это сублимация, способ выхода своих эмоций. Когда я особенно чем-то расстроена, я пишу хорошие стихи. Вот костюм птицы, который я делала, "Интроверт", источником вдохновения для него было моё стихотворение, тоже про птицу. У нас в ОмГТУ издавали сборник, туда вошли мои стихи и иллюстрации к ним.

 

- Тебе комфортно жить и развиваться в нашем городе?

- Я родилась в селе, жила там до 16 лет и не видела никаких изысков. Когда я переехала в город учиться, я была рада тому, что это город, а не деревня (смеётся). Я не понимала, почему люди, которые живут в городе, ещё чем-то недовольны. У них есть условия воспитывать вкус с самого детства, они могут посещать какие-то выставки, они могут учиться в художественной школе. Я всегда хотела учиться в художественной школе, а там, где я жила, её не было. Там есть места, которые я очень люблю, ценю, это мои места силы. Я рада в принципе, что я родилась и прожила в селе, у меня нет никаких комплексов по этому поводу, но так как я человек не избалованный от слова "совсем" и умеющий радоваться малому, я переезжала каждый раз в город побольше и меня удивляло, что люди всегда недовольны. Вот барнаульцы не любят Барнаул (я училась там сначала), приехала в Омск: боже, какой чистый, какой красивый город, какие люди интеллигентные! Омичи не любят Омск! Для меня это такой шок! В Омске же есть памятники архитектуры, модерн, здесь очень много красивых мест. Когда я вижу старые деревья, дома, мне почему-то это всё кажется усадьбами из произведений Тургенева, и так хочется создать какое-то платье про это! Мне очень нравится Омск!

Фото и изображения: Илья Петров, из личного архива Ольги Карповой

Читайте также