О создании бренда города говорили уже не раз, и не два. Его пытались создавать и внедрять, но все попытки скоропостижно канули в лету. И вот новый эксперимент. Сергей Киргинцев - танцор, блогер и маркетолог - решил ввязаться в эту авантюру и представил свой вариант бренда города, с лаконичным названием "Омич". Мы встретились с Сергеем и узнали у него об устройстве проекта, почему, по его мнению, новый бренд не постигнет судьба предыдущих попыток и о том, как он будет продвигать его среди жителей.
- Расскажите что такое бренд "Омич"? В чём его суть?
- "Омич" - это проект, цель которого - изменение отношения омичей к городу через смену убеждений. Концепция выстраивается из того, что меняется сам омич и его мировоззрение, а это уже способствует изменению нашего города. Мы ищем талантливых людей, которые создают какие-то инновационные идеи, хотим поддержать их, дать им возможность реализовать проекты которые могут сделать Омск лучше. Изначально я думал создать YouTube-канал, чтобы омич рассказывал про свой город в позитивном ключе. Не секрет, что у нас негативное информационное поле. Почитайте омские новости: кого-то убили, кто-то в аварию попал, где-то деревья повырубили и т. д. Вот мне хотелось создать что-то позитивное, а YouTube - это самый простой способ. Я создал несколько каналов, и на основе одного мне удалось сделать экскурсионное бюро. И как раз, когда я начал что-то нащупывать, случилась самоизоляция, во время которой мне пришла идея создать единый бренд, под которым будут собраны компании, способные изменить город в своих нишах. В этом суть бренда "Омич" - объединить всех, дать ресурсы. Мы делаем вместе с заинтересованными людьми первые шаги по реализации их идей, помогаем с поиском ресурсов, чтобы он мог реализоваться. У нас есть много талантливых людей, о которых никто не знает. Например, не так давно вышел российский фильм "Майор Гром". Но мало кто знает, что 3D-модель костюма Чумного доктора создавали художники омской студии Artsvostok. Все эти идеи и факты скомбинировались у меня в голове, и результатом стал бренд "Омич".
- У вас есть какой-то брендбук? Что в нём?
- В первую очередь это, конечно, идея. Я сам прописывал брендбук, взяв за основу примеры "Меги и "Икеи", изучал Apple и Google. В брендбуке прописана философия компании, и то, на чём она основывается. Там прописано, что у нас бирюзовая компания. Бирюзовый цвет в классификации компаний означает, что в ней нет иерархии. То есть существует сама организация, люди, которые пришли работать в компанию по собственному желанию, и есть человек с идеей, стоящий во главе организации и направляющий её. Также в брендбуке указана наша эволюционная цель, которая и заключается в изменении отношения омичей к городу через смену убеждений.
- Вы не первопроходец в направлении брендинга города. Уже были попытки создать нечто похожее, "Брендолапа", например, и все они провалились. Почему с вашим проектом должно быть иначе?
- Здесь нет абсолютно никаких гарантий. Единственное, на чём держится сейчас проект, это на людях, которые к нему подключаются, и вере в то, что происходит. Я считаю, что подобная тема назрела - городу нужен перезапуск, обновление. Многие люди, с которыми я общаюсь, говорят, что они хотели бы подключиться к проекту. Оказывается, омичей, любящих свой город, очень много.
Я не могу прямо ответить, почему этот проект должен быть успешным. Наверное, он должен быть успешным просто потому, что я так хочу. Мне кажется, этого достаточно. При этом я прикладываю свою силу, волю и те навыки, которыми я обладаю. Можно сказать, что мы созрели для того, чтобы создать интересный продукт, донести его основную идею до потребителя и вдохновить людей на развитие себя и города.
Не всегда для реализации проекта нужны только деньги. Иногда деньги есть, но нет идей. И я хочу создать своеобразную экосистему, в которой те, у кого есть идеи, и те, у кого есть деньги, будут сотрудничать на взаимовыгодных условиях. Сейчас мы проводим регулярные встречи с людьми, которые хотят с нами сотрудничать. Концепция такая: человек с идеей приходит к нам на мероприятие, заполняет анкету, в которой указывает, какие у него есть навыки, идеи. Может даже, у него уже есть план или рабочий проект. Мы с ним связываемся, встречаемся. Нам важно понять, что он хочет осуществить. Это своего рода бизнес-разбор. И если ему интересно сотрудничество, то предлагаем ему перейти к следующему этапу - презентации. Дальше мы даём ему возможность собрать на базе "Омича" команду, так называемую мастер-группу, и приступить к реализации проекта.
- Когда я заходил в инстаграм бренда и смотрел на мерч, то меня не покидало ощущение, что я что-то такое уже видел. И тут я вспомнил - "Провинция"! Бренд, который, с одной стороны, отражает самоощущение депрессивных регионов, а с другой - возвращает жителям малых городов утраченную гордость. Что отражает бренд "Омич"?
- Я заметил, что когда я надеваю футболку или толстовку "Омич", или любую другую часть бренда, - его невозможно игнорировать. Люди обращают на это внимание, оборачиваются, спрашивают. Ведь для того, чтобы настолько ярко и смело заявлять, что ты житель города, про который все говорят, что это дыра, нужно быть сильным и смелым человеком. Поэтому в первую очередь бренд "Омич" отражает яркое проявление силы. Но не физической, а духовной. Он отражает силу волеизъявления, того, что ты силён в действиях, в достижении результата. Он отражает то, что человек силён не в разрушении, а в созидании. Вообще очень много зависит от интерпретации понятия. Например, есть слово "тварь". У него негативная окраска, его используют, когда хотят обидеть, оскорбить человека. Но ведь "тварь" - это творение. Почему-то никто не говорит с восхищением: "Какая ты тварь!". Эта негативная окраска существует настолько давно, что кроме как ругательство, это слово никто не использует. Та же самая ситуация со словом "омич". Но его насмешливая, негативная окраска, ещё не настолько устоявшаяся, и я хочу, чтобы она изменилась в лучшую сторону.
- Что спровоцировало в вас такой творческий порыв? Возможно какая-то история в вашей жизни, какой-то человек, книга, фильм?
- Я бы сказал, что всё это в совокупности. Но в первую очередь я бы выделил сэра Ричарда Брэнсона, который недавно летал на суборбиту. Он первый из современных людей, кто смог сделать что-то по-настоящему поразительное. Другой человек, которого я брал за ориентир, это, конечно, Стив Джобс. Меня всегда восхищало, как эти люди смогли сделать из ничего нечто огромное и оставить свой след в истории человечества.
Момент моей "трансформации", когда я сказал себе "я смогу это сделать", случился в прошлом году. Я просто понял, что я готов к чему-то подобному. Оказалось, что все навыки и необходимые знания у меня уже были. Но я, как и многие люди, не осознавал ценности всего, чем я обладаю. И пандемия мне в этом помогла. Потому что когда ты остаёшься без бизнеса, без дохода, всё что у тебя есть, - это ты. Я понял, что это мой шанс заняться самопознанием, саморазвитием, разобраться, что у меня есть, и понять, что из этого можно сделать. Всё это подвигло меня на создание бренда "Омич".
Одна из целей проекта, создать в Омске прецеденты, уникальные события и явления, о которых будут говорить в России и за рубежом, чтобы привлечь к нам инвестиции. Приведу пример. Все знают, что фильмы и сериалы Marvel очень популярны. А знаете ли вы, где их снимают? Нет, не в Голливуде, а в штате Джорджия. Когда-то там были сельские угодья. Но предприниматель Дэн Кэти, получивший от своего отца фастфудовую империю, захотел создать на эти этих полях, где стоял один разрушенный сарай и паслось три коровы, киностудию. Сегодня это уже крупнейший студийный комплекс в Северной Америке после голливудского Бербанка. Ничто не мешает нам в Омске сделать свою студию. Всё что требуется, это определённая идея, руки, желание и время.
Если говорить о каких-то коллаборациях, то у меня есть идея сделать частью бренда, например, кроссовки Nike Air Force One "Омич".
- На презентации бренда вы задавали вопрос "Можем ли мы в Омске…?", после чего следовало очень амбициозное перечисление: открыть киностудию уровня Hollywood, звукозаписывающую студию уровня Universal, использовать технологические инновации уровня Tesla и т. д. Вы действительно считаете, что всё это возможно сделать в Омске?
- Если изучить омскую промышленность, то можно понять, что её потенциал огромен. На базе этого мы можем начать создавать смартфоны и компьютеры. Не все знают, но то, что мы сегодня называем персональным компьютером, было изобретено у нас, в Омске, Арсением Гороховым за 8 лет до Apple. Я считаю, что наша омская шина вполне может быть конкурентом Michelin. Конечно, тут есть очень много нюансов, и к такому производству нужно адаптироваться. Мы не можем прямо сейчас создать что-то уровня Tesla, но у нас есть необходимые технические мощности для этого. Что в советское время, что сейчас очень много прогрессивных идей, не получивших должного внимания у нас в стране, утекли на Запад. Моя цель - помочь таким идеям реализовываться. Но поскольку все наши предприятия государственные, а мы частники, то, на мой взгляд, единственный возможный вариант сотрудничества, это создание убедительной базы, чтобы от правительства требовалось лишь согласие. Как это сделал Герман Греф на своём выступлении в Госдуме. Он пришёл и заявил что "Сбер" занимается разработкой искусственного интеллекта и сейчас они уже достигли определённых результатов. Выступая, он заявил, что в скором времени экономикой страны будет управлять искусственный интеллект. Герман Греф не спрашивал, можно ли это сделать. Он сказал, что работа в этом направлении уже идёт. В нашей ситуации принцип тот же. Это очень высокий уровень бизнеса. Чтобы достичь успеха, нужно дать понять правительству, что ответственность за проекты лежит на нас и что они выгодны государству, и что от них требуется только разрешение на реализацию.
- Два года назад в Омске проездом был разработчик брендов городов Василий Дубейковский. Во время беседы с ним я задал ему вопрос: "Может ли появление бренда города остановить отток населения?" На что он мне ответил, что городам нужно думать не о том, почему уезжают, а почему в них могут приехать. Согласны ли вы с этим тезисом?
- Полностью согласен. Бренд для этого и нужен. Например, в Москву едут за деньгами, в Питер - за культурой, в Лас-Вегас - за развлечениями, в Париж - за романтикой. А зачем ехать в Омск? Мы не можем дать чёткий ответ. Так же как не можем сказать, кто такой омич. Если мы сможем понять, кто такой омич, то мы сможем выстроить вокруг этого бренд, создать идею и сообщество, устойчивую коммуникацию и систему ценностей. Например, есть сообщество хип-хоп-культуры с ценностями, которые объединяют людей и привлекают новых. Им никто не руководит, а оно развивается и распространяется. Чтобы наш бренд работал, нужно выстроить такую систему.
Нам постоянно говорят, что из Омска уезжают люди, что у нас большой отток населения. А может, нам и не нужно столько человек? Может, к лучшему, что они освобождают рабочие места для тех, кто хочет работать в Омске и создавать что-то здесь, у нас, а не где-то там? Да, возможно, мы лишимся каких-то дотаций, ну а мы себе на что? Я считаю, что бренд города сможет помочь решить этот вопрос, но нужно понимать, что это длинный путь.
- Также Василий Дубейковский в одном из интервью говорил следующее: "Сейчас те, кто предлагает свои услуги по брендированию городов, приходят из сектора товаров и корпоративных брендов. Перед ними не стоит задача продать миллиону человек свою идею, они думают о том, как продать её десяти людям в мэрии, от которых зависит решение". А для кого создаётся бренд "Омич", для чиновников или всё же для людей?
- Я бы ещё добавил к его выражению "и заработать самим". Люди, которые приходят из этой корпоративной культуры, имеют простую задачу - заработать на своих навыках. Есть люди - творцы, которые занимаются своим любимым делом, а есть те, кто просто работает. Для меня бренд "Омич" - это увлечение, и я хочу развиваться вместе с ним. А отвечая на вопрос, для кого этот бренд, я скажу - для омичей. Потому что жители нашего города - важная часть идеи бренда. И первое, с чего я начал, это с поиска ответа на вопрос: "Кто такой омич?". И презентуем мы бренд для омичей, чтобы их уровень самосознания, самоидентификации поднялся. Ведь когда мы понимаем, кто мы, где наше место, то сразу становится понятен и путь. Тогда город и будет развиваться.
- Слоган "Омича": "Сильный бренд - сильных людей". В связи с этим культовый в своей формулировке вопрос: в чём сила, брат?
- Я думаю, что сила в вере в людей. Я верю в наших людей, в то, что мы можем реализовать всё, даже самые странные идеи. Просто многие люди, не замечают, что они делают что-то крутое, принимая это за обыденность. Я хочу подсветить талант таких людей. Где-то "фонариком", где-то "прожектором", чтобы показать, что они могут гораздо больше, чем думают. У нас много талантливых людей, просто нужно в них верить, и тогда они смогут перевернуть мир.
Фото: Илья Петров