Он превращает воспоминания в творчество. Бывший актёр об авторстве
Интервью  •  СИ «Омск Здесь» 10 марта 2021, 17:18  •  печать

Он превращает воспоминания в творчество. Бывший актёр об авторстве

По мнению омского поэта и прозаика, когда "всё плохо", у любимых произведений появляется особая ценность.
 

Игорь Пантин  •  поэт, прозаик

Сегодня в проекте #встречисавтором поэт, прозаик Игорь Пантин. Он совмещает фриланс с работой в детской художественной киновидеостудии в ОмГУ. Игорь ведёт дневник, где делает личные записи, которые перерастают в поэзию. Он часто терзает себя вопросами о смысле жизни, а герои произведений - это его соседи, коллеги или просто случайно встреченные люди. Он рассказал, что писательство для него - итог внутреннего диалога. 

"Омск Здесь" пообщался с автором, чтобы узнать, почему он не затрагивает социальные темы, по какой причине решил уйти из театра и что для него писательство.

- Я знаю, ты долго играл в театре, почему ушёл?

- Я был одним из ведущих актёров авторского театра "Данделионы". Профессионально я этому нигде не учился. Прошёл курсы высшей школы сценического искусства К. Райкина в Москве. Вообще, я окончил Омский технологический колледж, по образованию я фототехник, поэтому, в принципе, сейчас работаю по профессии.

Осваивать формат театральных перформансов я начал ещё в старших классах, колледже. Стихи я пишу со школы, тогда и открыл для себя важных авторов: В. Хлебникова, А. Введенского, Н. Заболоцкого, Д. Хармса. Почувствовал с ними близость, родство душ. Театр - возможность поделиться своим восторгом от их языка, затронутых ими тем... Но со временем начал писать, печататься в сборниках, издал книгу стихотворений. Театр, скажем так, отошёл на второй план.

- Можно сказать, что для тебя быть автором - необходимость?

- Пишу чаще всего, потому что начитался. Это как бы итог внутреннего диалога с автором, который интересен, или аккумуляция ярких эмоций. Так или иначе это осознание чего-то нового в жизни. Лично для меня это вещь необязательная. Но иногда кажется очень и очень важной.

- Ты пишешь также в эпистолярном жанре. Ты сам ведёшь дневник?

- Регулярно дневник я не веду. Я делаю записи, когда меня что-то удивляет или происходят плотные с эмоциональной точки зрения события в моей жизни. Вообще, я занимаюсь поэтическими перформансами, выступаю со стихами поэтов андеграунда советского времени, пишу прозу.

- Какая запись в дневнике последняя?

- Чаще всего это записи не для чтения, какие-то превращаются в стихи. К примеру, последнее было сделано из моих записей-воспоминаний о поездке в Черногорию. Мы плавали там на паруснике, высадились там на камнях, в море. Оно было неспокойное, волны падали на камни, разбивались, пенились. Это был момент счастья, абсолютного!

- Какое "открытие" вы сделали для себя в последний раз?

- Ой, сейчас я много открытий для себя делаю, потому что подрастает мой сын. Он, как инопланетянин, который живёт в нашей семье, как он сам говорит (смеётся), постоянно удивляет. Да, открытий, действительно, много происходит, они всё разные.

- Когда ты в последний раз терзал себя вопросами: "Кто я?" и "Для чего я?"

- На самом деле, я часто терзаю себя этими вопросами. До сих пор каждый день какие-то новые осознания происходят, потому что я взрослею, контекст ширится. Хочется понимать себя, ответы всегда разные, просто с каждым разом появляется ясность по поводу себя, жизни, исторических моментов, по поводу жизни в этом городе, стране.

- Гармония или эмоциональный накал? Когда тебе легче браться за карандаш?

- Пишется, когда есть начитанность и наполненность, а остальное не важно. Во всяком случае, когда "всё плохо", у любимых произведений появляется особая ценность. Точнее, более проявленная. Но не думаю, что в культуре спасение, скорее, мы просто живём ей. Когда умрёт литературный язык, вот тогда действительно будет нехорошо.

- Кто они - герои твоих произведений?

- Герои либо взяты из жизни и хорошо знакомы, либо случайно встречены, и всё их развитие - моя фантазия.

- Когда творчество может мешать?

- Наверное, когда надо выспаться...

- Насколько строг внутренний редактор? Сильно ли отличается первый набросок от готового произведения?

- Редактору самое важное, чтобы произведение было живым и осознанным. Когда этот баланс недостижим, приходится всё зачёркивать.

- Сейчас популярна социальная поэзия. Насколько вы отражаете сегодняшний день?

- Ближе понятие поэзии, как отпечатка души. Если в этом отпечатке отображено время, то спасибо автору, если нет, то ничего не теряется. Важны сами слова, а дату всегда можно посмотреть внизу стихотворения.

Фото: личный архив Игоря Пантина

Читайте также