Сегодня в проекте #встречисавтором журналист, член редколлегии журнала "Менестрель", поэт и прозаик Игорь Федоровский вновь поделился своим творчеством, на этот раз прозой. "Омск Здесь" пообщался с ним, чтобы узнать, есть ли в нашем городе возможность для самовыражения, что важно для творческих людей, как совместить поэзию и публицистику и почему он отказался от преподавательской деятельности, хотя окончил филфак ОмГУ.
- Игорь, вы журналист и писатель. Публицистика и поэзия не противоречат друг другу?
- Творчество в любом проявлении не может мешать. Особенно если относиться к работе творчески, поэтически. Понимание человека - это и есть творчество. Распознавание труднодоступных черт - вот искусство.
Работа - возможность общения с людьми, поиск интересных героев для произведений. Это попытка понять, чем живёт простой человек, что у него в голове. Вот обыватель. Почему он такой? Хотел ли он стать таким с рождения? Тонны интересных вопросов, а, не зная человеческой психологии, ответить на них невозможно. Писатель должен иметь ещё какую-то работу, хоть слесаря, хоть кочегара, чтобы лучше понимать людей, не вариться в каком-то своём котле.
- Вы ведь окончили филфак ОмГУ. Легко ли даётся писательство?
- Иногда за день могу написать несколько строк. Это в детстве мой первый роман "Убийца в чёрном" писался легко и быстро. Это мне отозвалось - одноклассники так и не вернули мне ту тетрадку и роман затерялся. Теперь к своим произведениям отношусь бережно, стараюсь не потерять слово и мысль - блокнот у меня дома исчеркан различными удачными сочетаниями слов. Слова, написанные день назад, растут, изменяются и нами воспринимаются по-другому. Это ещё одна возможность путешествовать во времени.
- Для вас быть автором - необходимость?
- Уж очень обязывающее слово. Автор - скорее непредсказуемость, знание тех фактов, умение найти им такое применение, которое никто, кроме тебя, не найдёт или не решится. Писатель - это всегда скандалист, всегда гипербола этого пространства. Если в авторе нет накала, он не способен зажечь даже конфетную бумажку - у него нет никакой необходимости быть автором.
- Игорь, в прошлый раз вы у нас читали поэзию. В чём для вас разница между прозой и стихами? Вы одну и ту же мысль облекаете в разные формы или строго делите их?
- Да, пишу прозу и поэзию, но если стихи - это попытка поймать момент, настроение, эмоцию. То проза - долгая работа над моментом, например, свой роман "Палата Гром" я писал 10 лет. Главное - это понять, во что облачить пришедшую мысль, достойна ли она крупной формы или выплеснется в короткое стихотворение.
Чтобы создалось произведение, нужен импульс, эмоция, нужна идея, которая приходит, как назло, в местах, где блокнот трудно вытащить: в пути, на остановке, во время дождя и снега.
- В Омске есть возможность для самовыражения?
- Самовыразиться можно в любом городе, в любой деревне. Важно, чтобы это "самовыражение" не было слишком уж "само" - эгоистично, напыщенно, направлено на восхваление и самовозвеличивание поэта. Скромность - вот органичный и редкий дар, которого мы постепенно лишаемся.
- Пишете про город?
- Да, про Омск у меня очень много стихотворений, но часто он там не называется, а просто сосуществует с лирическим героем. Порой делит главную роль с героем, бывает, что и выпирает на первый план. Это пространство, где я родился, прожил 32 года, и это неоднозначный, противоречивый герой, как и мы все.
Если говорить отстранённо (рассматривая свои тексты с позиции рядового читателя), то они о нашем парадоксальном, безумном, беснующемся, неправильном, избитом до невозможности мире, о попытках выйти за его пределы.
- Как важно, что о вас скажут?
- На жизнь никогда и никому не жаловался, в соцсетях никогда слёзы не лил, однако за комментами слежу. Мне это интересно для понимания настроений общества людей, что они думают, что их заботит, потому ли они ноют в комментах, что жизнь так уж ужасна, или потому, что просто привыкли ныть? Человек - главный объект моих исследований. Однако живи бы я хуже, не имей работы и любимого человека, может, писал бы лучше, кто знает?
- В героях произведения видите себя?
- Это всё-таки сборный винегрет. Мои герои чаще всего искатели-неудачники, которые находятся в процессе выбора. Каким он будет? Пожалуй, они сами этого не знают. Это и мой сосед, и коллега по работе.
Мои герои не могут найти приют, хотя вроде, на первый взгляд, всё у них может быть обычно - ну так ведь живут миллионы, скажете вы. Но герой не укладывается в эти миллионы, он обязательно хочет, чтоб с него началось новое летоисчисление и почти всегда терпит поражение.