Петр Дранга мало общается с прессой и редко дает интервью, но корреспонденту "Омск Здесь" удалось поговорить с известным на весь мир аккордеонистом-виртуозом во время его гастролей в нашем городе. Мы встретились после концерта, и отыгравший только что двухчасовое представление музыкант начал разговор просто, легко и безо всякого пафоса.
Вы из музыкальной семьи. Играете на клавишных инструментах, гитаре и ударных. Заниматься аккордеоном начали под влиянием отца-аккордеониста?
Я же мальчик, парень, а на фортепиано обычно девочек отдают (улыбается). Там ничего не нужно с собой носить, а с аккордеоном все-таки физически нужно справляться.
Конечно, повлиял и отец. Он как музыкант хотел, чтобы сын тоже играл на аккордеоне, продолжил его дело. Но все повернулось совершенно другим образом. Папа думал, что я буду играть академическую музыку (папа вообще много что думал), а я, когда был еще совсем маленьким, начал заниматься рок-музыкой. Но он сегодня мной очень гордится, и это главное.
Во время своего концерта в Омске вы отметили, что в раннем возрасте дети как губки впитывают слова своих родителей, поэтому важно найти к ним правильный подход. Вы помните слова ваших родителей?
Дети - это цветы жизни, очень нежные существа. Я занимался детской психологией и, знаете, убежден, что мы остаемся детьми до самого глубокого возраста, просто приходит опыт. И когда нам в детстве что-то говорят родители, эти слова очень сильно запоминаются, становясь чем-то вроде манифеста.
Я не помню конкретных фраз, которые говорили мне мои родители, но многие сказанные ими вещи навсегда остались в моей голове. Это как закон, который дает тебе возможность направить себя в той или иной ситуации по-другому.
А чтобы ваши дети пошли по вашим стопам, хотели бы?
Я бы дал возможность им выбрать, и я дам им самое лучшее. Я хочу, чтобы они занимались разными вещами до тех пор, пока сами не решат, чем хотят заниматься в этой жизни. Это в первую очередь и языки, и математика. Умение мыслить как аналитически, так и логически, креативно. Я бы дал им возможность полета, в том числе и творческого. Подковал их в этом плане и дал возможность, как когда-то и мне мои родители, учиться в лучших местах. А дальше - пусть выбирают сами.
На гастроли с собой вы возите два аккордеона - черный и белый, а всего их у вас пять. Знаю, что вы часто их дарите…
Да, раньше было шесть, сейчас осталось пять аккордеонов. Если я чувствую, что инструмент мне не нужен, я могу его подарить, причем совсем незнакомому человеку. Если у меня, например, случится диалог с человеком, и я почувствую, что ему нужен аккордеон, я, не думая, подарю его ему.
Характер игры у каждого аккордеона разный, и наверняка к каждому инструменту, как и к девушке, нужен свой подход?
Да, разница есть, но она мало заметна для людей. Есть ломаная и не ломаная дека. Эти инструменты совершенно по-разному звучат, и у каждого из них свои законы игры. К тому же, размер и вес у инструментов может быть разный. Те, с которыми я выступаю, не самые большие.
...и вес ваших аккордеонов уменьшили с привычных 18 до 11 килограммов.
Да, я же прыгаю на сцене (смеется). Инструменты сделали максимально прочными, чтобы выдерживали бешеный темп игры. Это удалось сделать за счет уменьшения голосов, количества клавиш.
При этом вы всегда отдаете предпочтение инструментам итальянских марок, да еще и ручной сборки?
Да, Bugаri Armando, я теперь их эндорсер (музыкант, использующий инструменты какой-либо фирмы по контракту - прим. ред.). Но я и до этого предпочитал аккордеоны именно этой марки, потому что они очень качественные.
В России производство хуже?
Есть аккордеон "АККО", его делают в России, и он в принципе неплохой, но итальянцы все равно делают лучше. Это как с автомобилем. Даже самая лучшая машина, которую делают в России, не сравнится с той, которую произвели в других странах. Но не будем об этом.
С покупкой аккордеона как с покупкой автомобиля. Даже самая лучшая машина, которую делают в России, не сравнится с той, которую произвели в других странах.
”
Вы участвовали в проекте "Точь-в-точь", хорошо поете, и в этом лично убедились зрители на концерте в Омске. Не хотели бы попробовать петь и играть на аккордеоне одновременно?
Если объединять, то делать это надо очень аккуратно. У меня есть вокальные композиции, есть инструментальные. Я всегда за стиль и очень люблю, когда стиль выдержан, и мне нравится, когда музыканты выдерживают стиль. Не люблю, когда пихают все вместе. Если это, например, композиция, где только голос, здорово, если это гранж, то гранж, если хип-хоп, то это должен быть только хип-хоп.
Я, кстати, продюсирую хип-хоп-музыку для известных артистов, работаю с Timbaland. В этом случае я должен абстрагироваться, потому что не могу заниматься продвижением собственных интересов и вставлять везде свой аккордеон. Я смотрю на аккордеон, как и на любой инструмент, как на выражение музыкальной мысли, и стараюсь к нему не привязываться.
Привязываться к инструменту плохо?
Про меня и так говорят, что я пропагандирую игру на аккордеоне и несу его в массы. Но это получается только лишь потому, что мне нравится переносить аккордеон в модную оболочку, создавать самому эту огранку. Да, мне нравится работать на стыке жанров, но я люблю, когда стиль есть стиль. Это для меня важно.
И если делать дуэт с кем-то, то от него должны идти мурашки?
Должна идти искра, я про все так говорю, и не только про дуэты (улыбается).
На концерте в Омске вы сняли клип? Расскажите про эту работу.
Это вообще очень интересная история. Недавно у нас вышел концерт "Часть вторая" - альтернативный концерт, где превалирует рок-музыка. В среднем около 40-50 минут, и зрители даже большинства песен не слышали вообще. Так, мы исполняли в разных городах по 5-6 песен, и постепенно это стало вызывать у людей какую-то бурную реакцию.
Я живу сейчас в отелях, и я так устроен, что стараюсь не откладывать что-то на потом. Вот приеду домой с тура и начну снимать клип. У меня так не бывает - когда прет, тогда прет. Как раз сейчас я нахожусь в Омске, и это ведь тоже часть моей жизни. Я посплю в отеле до трех часов ночи после концерта, потом поеду дальше. Так почему же не снять это здесь и сейчас? Так, в Омске я написал тритмент, собрал команду, и на сцене все это вылилось своего рода экспромтом. То, что получится, мы везде опубликуем, и будем транслировать, так что омичей увидит весь мир.
Публика в провинции и в Москве и Санкт-Петербурге разная? Чем, например, зритель "Мюзик-холла" отличается от зрителя омского Концертного зала?
Москва для меня сегодня - это город, в котором я родился и который многое мне дал. Я часто выступаю в Бразилии, Америке, Германии и Италии, где тоже покупают билеты и приходят. Где-то любят танцевать во время концерта, где-то просто хлопать. У вас очень теплая публика, и я не думаю, что есть какие-то отличия.
Люди есть люди, мир един, и все мы друг на друга очень похожи. И когда говорят, что в Омске одна публика, а в Москве - другая, я в это не верю. И Москву как мерку некоего цинизма я не ставлю никогда.
А как вы относитесь к шоу-бизнесу и считаете ли себя его частью?
У меня много друзей в шоу-бизнесе, особенно в актерской среде. Есть много людей, которые помогут мне, и которым всегда я помогу, за которых могу поручиться. Со многими из артистов у нас дружеские отношения: с Сережей Лазаревым, Димой Биланом, Лешей Воробьевым. С Евгением Мироновым дружу. Я не знаю, к кому я себя отношу - шоу-бизнес это или что-то другое. Но я, скорее всего, назвал бы себя артистом, а дальше уже не хотел бы класть себя ни в какую коробку.
Вы частый гость в нашем городе, успели посмотреть его хоть немного, и, может, любимые места уже есть?
Любимое место - ваша филармония, и кроме, как здесь, я нигде не успел побывать. Но, если появится возможность приехать сюда летом, с удовольствием погуляю по городу.
Фото: Илья Петров