Алексей Матвеев: "Омичи должны знать про трагедию конвоя БД-5, про подвиг лётчиков, которые спасали людей"
Интервью  •  ИА «Омск Здесь» 15 июля 2015, 20:25, последнее обновление 22 декабря 2016, 04:29  •  печать

Алексей Матвеев: "Омичи должны знать про трагедию конвоя БД-5, про подвиг лётчиков, которые спасали людей"

В Салехарде стартует экспедиция на остров Белый, посвящённая изучению событий августа 1944 года, когда немецкая субмарина U-365 атаковала советский конвой БД-5. Погибли 378 военнослужащих и гражданских, преимущественно дети и женщины. Обнаружить их останки и перезахоронить намерены археологи, криминалисты и профессиональные поисковики. В их число входит Алексей Матвеев.

Алексей Матвеев  •  замдиректора Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, зампредседателя ОРО Русского географического общества

Алексей Викторович, через три дня Вы планируете высадиться на острове Белый. Расскажите подробнее об экспедиции.

То, что будет происходить в этом году, это часть большого проекта "Карские экспедиции", начатого ещё в 2008 году в Ямало-Ненецком автономном округе. Координатор проекта - Юрий Владимирович Шулинин, который начал этот проект по собственной инициативе, а затем  нашёл поддержку в лице многих и многих людей, включая губернатора ЯНАО. В этом году, в год 70-летия Победы проект поддержан достаточно хорошо. Будут работать два отряда - морской и сухопутный. Я принимаю участие в работе сухопутного отряда. Его задача - найти на острове Белый братскую могилу пассажиров конвоя "БД-5", погибшего в Карском море в августе 1944 года, провести экспертизу по установлению их личности и перезахоронить. Ещё одной задачей будут раскопки маломерного судна - кунгаса, на котором они спасались.

Что именно произошло в день крушения конвоя в Карском море?

Из города Молотовска (ныне Северодвинск) 8 августа 1944 года вышел морской арктический конвой: один большой пароход "Марина Раскова" и три тральщика сопровождения. Конвой назывался БД-5. Аббревиатура означала крайние точки его маршрута: "Белое море - Диксон № 5". На борту парохода находились 417 человек: экипаж, очередная смена полярников, семьи работающих на Диксоне, в том числе женщины и дети. В числе пассажиров были и военнослужащие, и гражданские люди. В трюмах парохода были погружены более 6000 тонн продовольствия и технических грузов для Карской военно-морской базы, "Нордвикстроя" и полярных станций Главного управления Северного морского пути. На тральщиках шли военные моряки.

12 августа 1944 года на корабли конвоя совершила нападение немецкая подводная лодка U-365. Она применила новые бесшумные торпеды, которыми сначала торпедировала пароход. С него на тральщики Т-114 и Т-118 начали эвакуировать людей - в основном женщин и детей, поскольку "Марина Раскова" ещё не тонула. Однако вскоре немецкие подводники потопили эти корабли. Большая часть их пассажиров погибла. На плаву остался один тральщик Т-116, который собрал кого мог - около сотни людей - и привёз их в село Хабарово. Немецкая подводная лодка осталась добивать "Марину Раскову".

14 августа 1944 года началась спасательная операция, которая длилась несколько недель. Лётчики морской авиации, военные и гражданские корабли по всему Карскому морю искали плавательные средства с людьми из конвоя "БД-5". Люди находились кто в шлюпках, кто в ботах, кто в кунгасе. Поскольку в это время года шторма в Карском море очень страшные, то было очень холодно, и большая часть людей погибла. Спасти удалось лишь около 150-ти человек. А на остров Белый прибило кунгас с телами людей, которых затем похоронили в братской могиле. Однако за 71 год место могилы было забыто. В этом году задача нашего отряда их найти.

Насколько велика историческая значимость этих событий?

Это великая трагедия. Это самое печальное событие на всём нашем Северном морском пути в годы Великой Отечественной войны. И Диксон, и город Салехард административно относились в эти дни к территории большой Омской области, поэтому мне кажется, что, несмотря на то, что сейчас это территории относится к ЯНАО, омичи должны знать про эту трагедию, про невинно убиенных детей и женщин (ведь конвой не перевозил военные грузы, он доставлял людей на зимовки, отправлял детей к своим родителям), про подвиг лётчиков, которые спасали людей. Это великая утрата и преступление против человечества со стороны немецких подводников. Об этом надо знать, помнить и отдать дань памяти.

Что Вас лично затрагивает в этом историческом событии?

Меня особенно беспокоит, будоражит то, что погибли невинные люди, по большей части гражданские - все дети, которые были на конвое, и большинство женщин. Из 751 человека погибло 378. Я с этим примириться не могу и хочу что-то сделать. Всё-таки год 70-летия Победы, и можно совершить что-то такое в память о своих дедах.

Это не первая экспедиция по поиску конвоя. Что уже удалось обнаружить?

Самая крупная экспедиция состоялась в 2013 году, когда нашли кунгас, торчавший всего на несколько сантиметров из прибрежной полосы. Его откопать до конца не смогли, потому что он находился в зоне прилива и ежедневно затапливался. Участникам экспедиции часами приходилось стоять по колено в студёной воде Карского моря. Мне предложили поучаствовать в экспедиции, и я дал согласие. Буду работать в качестве специалиста-археолога. Опыт археологических полевых работ у меня неплохой. С 1998 года я участвую и руковожу археологическими экспедициями на территории Омской области.

Остров Белый - достаточно суровый край. В чём заключается трудность экспедиции туда?

Главное - это погодные условия: резкие перепады температур, стопроцентная влажность, сильные ветры. Средняя температура 5-10 градусов тепла, но может падать до -30 и подниматься до +30. Но Бог с ними, с погодными условиями как-то сживёмся. Больше всего беспокоят белые медведи, которых на острове много. Они находятся в Красной книге, и делать с ними ничего нельзя. Но когда тонная туша к тебе приближается, от этого, в общем, как-то особых позитивных ощущений не испытываешь. Эта опасность очень серьёзная. Плюс от Салехарда пять часов на вертолете надо лететь, приземляться, месяц находиться в достаточно стеснённых условиях, потом обратно выбираться. Довольно экстремальная будет экспедиция.

Вместе с вами - историками и поисковиками - едут и экологи. Какова их задача?

По всей Арктике проходит большая работа по экологической очистке побережья морей от мусора, прежде всего от бочек с топливом. Параллельно с нами будет работать экологический отряд. У нас с ними разные направления деятельности, но жить мы будем рядом. Работу они проводят колоссальную. В прошлом году в Москве был первый большой фестиваль Русского географического общества под эгидой Сергея Кужугетовича Шойгу (ведь он же является президентом РГО). Там рядом с представительством нашего Омского отделения стояли представители Ямало-Ненецкого автономного округа и других северных регионов, они показывали простые, но уникальные приборы по сдавливанию бочек в больше металлические блины. В сплющенном виде их достаточно легко транспортировать. Бочек из-под топлива и масла много, они очень ржавые и загрязняют побережье. Всю эту отраву надо собирать и вывозить, конечно.

Освоению Арктики сейчас уделяют много внимания.

Да. И не только регионы, находящиеся на Крайнем Севере. Даже наша Омская область заявляет о том, что хотела бы участвовать в арктическом проекте. Насколько я помню из СМИ, в 2013 году был подписан некий документ об участии омских предприятий в изготовлении специального оборудования и приборов для работы в Арктике. А вообще интерес к Арктике связан, прежде всего, с тем, что там у Российской Федерации находятся неразделённые шельфы с залежами полезных ископаемых. Многие страны претендуют на них, в том числе и Америка. Поскольку не существует документа, который разграничил бы шельф, нашей стране необходимо усиливать своё присутствие в Арктике. В Российской Федерации даже создаются арктические войска. Несколько военных училищ будут перепрофилированы в учебные заведения по подготовке специалистов, которые смогут работать и вести боевые действия в тяжёлых полярных условиях. Соответственно им нужна техника, специальные машины, вооружение. Плюс нужно специально оборудование для добычи полезных ископаемых. Поэтому интерес государства понятен к этому региону, и очень хорошо, что при всём при том вспоминают о тех событиях, которые произошли 70 лет назад, когда наши деды обороняли советскую Арктику от немецких фашистов.

У России больше исторических предпосылок для освоения северных территорий.

Конечно. Русские и открыли этот край в XVI веке. Когда Ермак шёл сюда, в Сибирь, англичане неоднократно пытались пройти Северным морским путём до Китая, им это было ближе, чем на юг через все океаны двигаться вдоль Африки и Индии. Но англичане пройти Северным морским путем не смогли. Это в XVII-XVIII веках сделали русские люди. Наше государство столько сил положило и в XIX-XX веках, чтобы освоить этот морской путь. Кстати, именно в Арктике себя впервые проявил будущий адмирал А. В. Колчак. Вы же видите, наше государство возвращает себе ранее утраченные позиции, и Арктика - это одна из них. Это очень здорово. 

Какой результат экспедиции, на Ваш взгляд, будет оптимальным?

Если мы найдем этих людей. С нами будут судмедэксперты очень высокой квалификации, которые проведут исследования здесь же на полевой аппаратуре и смогут установить личности погибших, а потом произвести их перезахоронение с почестями, которые эти люди и заслуживают. Это будет правильно.

Комментарии
Добавить свой
Свежие интервью
Игорь Огурцов  •  11 октября 2017, 10:02  •   2
Кристина Лиховицкая  •   3 октября 2017, 17:17  •   2