Только что вы посмотрели фильм "Алхимия Арктики" Насти Тарасовой. На первом фестивале она уже получила Приз зрительских симпатий и Специальный приз жюри за фильм "Линар". Какие впечатления от сегодняшней картины?
Екатерина Носик: Я мало знакома с документальным кино. Но этот фильм не оставляет равнодушным: он качественно сделан и с режиссёрской и с операторской точки зрения. Для документального кино важно передать атмосферу, момент. Это очень тонкий и кропотливый труд.
Дарья Носик: Это как ощущение тонкого звона, еле уловимого, который длится на протяжении всего фильма: ты его слышишь, но в то же время он на тебя не давит. Здорово, когда есть пространство для размышлений и фантазии. Плюс там есть юмор, что немаловажно.
А вообще, на ваш взгляд, фестиваль даёт шанс молодым режиссёрам? Открываются новые имена и таланты? Для кого "Движение" стало стартовой площадкой?
Е. Н.: Хороший старт фестиваль дал, на наш взгляд, победителю прошлого "Движения" Владимиру Беку. Он окреп как режиссёр, с ним охотно начинают сотрудничать.
Фестиваль "Движение" - это новые режиссёры, новые лица, новые имена. А вы помните свой кинопрорыв? Насколько я знаю, стать режиссёрами вам посоветовал ваш отец Владимир Носик, а ваш первый совместный режиссёрский опыт - это картина "Мы делили апельсин".
Д. Н.: Да, он настаивал на этом (улыбается). С самого начала он говорил, что актёрская профессия настолько неблагодарна, сложна и зависима, что нужно иметь ещё другую профессию, которая удержала бы на плаву. Папа всё время на Катю давил: "Режиссура, режиссура, иди учиться режиссуре". Но мы отвечали, что для того чтобы стать режиссёром, надо повзрослеть.
Е. Н.: Эта профессия намного сложнее, чем актёрская. Это огромная ответственность, начиная с того момента, как тебе предложили сценарий, до момента выхода фильма на экран. Да, некоторые фильмы до проката не доходят.
А у вас есть своя фестивальная история? Ваши работы были участниками кинофорумов?
Е. Н.: Да, наши оба фильма поездили по фестивалям и получили призы, дипломы и награды. Хоть мы и не получали классического режиссёрского образования ни во ВГИКе, ни за границей, но нам очень помог наш мастер Борис Чертков.
Д. Н.: Немножко гложет совесть, что мы за два года ничего не сняли, хотя задумки есть. Видимо, не родилась внутри ещё та сила, то волшебство, которое происходит при создании фильма. А делать просто так не хочется.
Вам важно, что вы работаете вместе? Каждая из вас могла бы снять свой фильм, а вторая, например, в нём сняться?
Д. Н.: Я уверена, что Катя может срежиссировать, а я могу быть её актрисой. Катя может тащить всю историю, я в этом абсолютно уверена. У меня, скорее, какие-то вспышки.
То есть вы дополняете друг друга, а не соперничаете?
Е. Н.: Я не очень согласна с Дашей. Соперничества нет, есть споры, но в спорах рождается истина, как говорится. Можно до хрипоты спорить, и в конечном итоге ты заснёшь, и тебе какое-то решение придёт во сне, которое понравится обеим.
Д. Н.: Это у нас было и не один раз.
Вы полностью ушли в режиссуру, а как сейчас с актёрской карьерой?
Е. Н.: Мы не ушли полностью в режиссуру.
То есть можно в вас ещё актрис увидеть?
Е. Н.: Конечно! Это первостепенно. Мы ещё не наигрались.
Д. Н.: Режиссёр - это пока нащупывание своего какого-то пути. Если удастся нащупать, то этому будет продолжение.
В каких работах вас сейчас можно увидеть?
Е. Н.: Буквально в апреле мы снялись в полнометражном фильме Андрея Мигачёва. Он же является и сценаристом, его уговорили быть режиссёром этого проекта. Он дебютант. Очень интересный проект. Там, с одной стороны, наша с Дашей похожесть используется, а с другой - и непохожесть. С Андреем было очень интересно работать.
Д. Н.: Работа с актёром у него на пятёрку. Режиссёр должен всё уметь, всё знать и всё перепробовать. У него была очень крепкая команда, которая ему помогала и старалась его слышать и выполнять все его задумки. Я думаю, любое кино не получится без команды.
Сейчас много говорят о том, что доброе кино не принимают на фестивали, не дают ему зелёный свет. Нужно, чтобы был фильм, позволяющий подумать. Можно сказать, что у нас тенденция, что кинематограф стал депрессивный?
Е. Н.: Подумать можно и над добрым фильмом, и над весёлым. Всё зависит от качества. Кино не терпит фальши.
А что касается нецензурной лексики в кино. Одни говорят, что без мата невозможно хорошее кино, другие - что нужно вырезать сцены с нецензурной лексикой. А как Вы считаете? На фестивале, кстати, представлен фильм Валерии Гай Германики "Да и да", который пришлось отцензурить, чтобы он вышел на экраны.
Е. Н.: Мы смотрели, там много нецензурной лексики.
Оправдано ли то, что нужно было её убирать?
Д. Н.: Да нет, это всего лишь способ существования главного героя. Каждый сам принимает на себя меру ответственности - надо-не надо. Кому-то нравится, кому-то нет.
А смысл потерялся?
Е. Н.: Слава богу, я смотрела без вырезанных слов, это как раз было в последний день перед введением этого закона.
Д. Н.: На мой взгляд, все ругаются по-разному. Можно как сантехник, 50-этажным злобным матом, от которого дурно становится. А кто-то так говорит, что даже не режет слух. Все зависит от подачи и подтекста.
Видите ли вы в современном российском кино какие-то посылы, которые могут быть сейчас интересны европейскому зрителю?
Е. Н.: Да, даже фестивали русского кино проходят и в Европе, и в Америке, и в Азии.
Д. Н.: Недель русского кино много. Фильмы возят, и люди ходят на них с удовольствием, и не только русскоговорящие.
Вы третий год на фестивале как гости, а не члены жюри. Можно сказать, что здесь вы отдыхаете, а не работаете. Это вас напрягает, или, наоборот, вы получаете удовольствие от просмотров?
Е. Н.: Мы получаем удовольствие от кино, от города. Это как глоток свежего воздуха после зимы.
А стать участником хотели бы?
Е. Н: Конечно. В следующий раз мы хотим приехать с работой, если будет возможность, ну либо как актрисы, сыгравшие в каком-нибудь из фильмов. Стыдно в четвёртый раз приезжать без всего.
До конца фестиваля "Движение" ещё несколько дней. Какие ещё фильмы планируете посетить?
Мы хотим посмотреть премьерные сериалы и фильм "Красные браслеты". Сожалеем, что не попадём на закрытие фестиваля, так как уезжаем. Нужно возвращаться к студентам. Мы сейчас преподаём на актёрском курсе Юрия Муравицкого Московской Школы Нового Кино.