Игорь Александрович, за недолгую историю местного самоуправления в России омичи всегда выбирали мэра самостоятельно. Теперь же градоначальника будет утверждать Омский городской Совет по представлению конкурсной комиссии. На Ваш взгляд, это действительно позволит вести более профессиональный разговор с мэром?
Нет какой-то универсальной формулы, которая бы удовлетворила все интересы и при этом учла все ошибки и недочёты прошлого. Есть требование времени - необходимо делать выбор наиболее рациональным способом. К сожалению, последние выборы руководителя муниципального образования города Омска показали, что большинство населения достаточно прохладно относится к данной форме выборов. Не секрет, что выборы посетили всего 17 % избирателей. При этом глава города избран чуть более 8 % потенциальных избирателей. Сама по себе процедура прямых выборов достаточно затратна. Речь идёт о десятках, а, может быть, и о сотнях миллионов рублей. Может быть, исходя из сегодняшней экономической ситуации и укрепления вертикали власти, когда усиливается влияние региональных властей на осуществление выбора, переход к новой системе выборов и будет оправдан. Время покажет.
Несмотря на отмену прямых выборов, многие считают реформу демократичной.
Форма, которая предложена губернатором Омской области, достаточно демократична. В законе нет принципиального отказа от выборов главы муниципального образования. Осуществляется переход от прямых выборов к опосредованным через Омский городской Совет. Похожая схема присутствует в США, стране западной демократии, которую мы часто приводим в пример. Там существуют коллегии выборщиков, которые выбирают как президента страны, так и руководителей муниципалитетов. В данном случае, конечно, повышается роль выборов депутатов городского представительного органа.
Почему Омский городской Совет не воспользовался правом законодательной инициативы и не внёс проект закона самостоятельно, как это предлагало сделать Законодательное собрание? В итоге документ был внесён в региональный парламент губернатором.
Среди своих коллег обиженных лиц я не замечал. Наверное, неделя - недостаточный срок, чтобы Горсовету подготовить проект закона. Ничего плохого в том, что инициатива подошла со стороны губернатора. В конце концов, выбор всё равно делали областные законодатели. С другой стороны, наверное, было бы неправильно, если бы интересы всех муниципалитетов региона представлял один Омский городской Совет.
Почему регион не пошёл на принцип "лоскутного одеяла", когда в разных районах действует разный порядок избрания главы? Так, например, поступили в Московской области.
Московская область не может служить таким уж позитивным примером. Не так долго работает в своей должности губернатор Андрей Воробьёв. Кстати, именно в период его работы происходит некая унификация. Так называемая "лоскутность одеяла" была больше свойственна его предшественнику. Кстати, я не исключаю, что когда опыт всех муниципалитетов будет обобщён, то состоится возврат к прежним моделям.
Профессор юрфака ОмГУ Александр Костюков считает, что предложенная модель выборов - суперкоррупционная. Вы согласны с мнением члена консультативного совета Заксобрания, ведь федеральный законодатель, например, не прописывает порядок формирования конкурсных комиссий?
Я с уважением отношусь к мнению профессора Костюкова. Сам являюсь его учеником. Сегодня очевидно, что есть общефедеральная тенденция на переход к выборам глав муниципалитетов опосредованно через местные советы. Хотя определённая вариативность на местах присутствует. Сейчас региональные законодатели свой выбор сделали, и дискуссия о преимуществах и недостатках той или иной системы с принятием закона не прекратилась. Думаю, что на эту тему будет написана ещё не одна диссертация. Я бы исходил из той системы, которая уже фактически существует. Различные коррупциогенные факторы пока достаточно сложно просчитываются. Открытость и прозрачность всегда сводят коррупцию к минимуму. Выбор предстоит делать 40 депутатам, которых выбрали сами горожане. Члены Горсовета представляют самые разные социальные слои, материальный достаток и даже воспитание. Не думаю, что найдётся коррупционный фактор, который бы смог повлиять на такое большое количество столь разных людей. Плюс в выборе участвует конкурсная комиссия, куда будут входить и представители губернатора. Значит, и глава региона берёт на себя ответственность. Стало быть это ещё один аргумент оппонентам уважаемого профессора относительно коррупционности данной схемы. Кстати, прямые выборы, к сожалению, тоже не исключали данного факта.
Что Вы имеете в виду?
Там борьба зачастую разворачивалась ещё на подступах. Те или иные кандидаты, которые бы могли составить конкуренцию, по самым разным причинам вынуждены были сходить с дистанции. Так что я бы тоже не согласился с тем, что прямые выборы исключают коррупцию. Отмечу, что ещё есть возможность участвовать в работе над документами, которые будет регламентировать новую систему выборов. В том числе и процесс формирования конкурсной комиссии. Надеюсь на открытое обсуждение этого вопроса.
Уже, наверное, можно говорить и о тех людях, которые будут претендовать на кресло мэра Омска в 2017 году. Как бы Вы оценили перспективы первого заместителя мэра Сергея Фролова и депутата Юрия Федотова?
Думаю, что о каких-то перспективах можно говорить в отношении тех людей, которые открыто об этом заявили. Тем самым они направили на себя некий прожектор, который позволяет производить оценку данных персоналий. Я, например, в отношении себя никогда не скрывал того, что независимо от системы выборов рассматриваю возможность участия в них.
Публично о своих мэрских амбициях Сергей Фролов нигде не заявлял, но его уже сосватали. Наверное, такие кандидатуры рассматриваются по традиции из окружения действующего градоначальника. Фролов ведёт блок ЖКХ и транспорта, а это то поприще, где можно себя позитивно зарекомендовать и создать положительный задел на выборы, либо полностью себя дискредитировать. Наверное, прошло ещё недостаточно времени, чтобы дать однозначную оценку действиям Сергея Петровича, но достаточно выйти в период весенней распутицы в частный сектор, чтобы понять, что существуют проблемы с вывозом снега, состоянием дорог и нашего общественного транспорта. Уже третий год Администрация города не может организовать парковочное пространство. Не создано предпосылок для сдерживания роста платы за проезд в общественном транспорте. В сложившихся условиях сложно оценить перспективы заместителя мэра, который собственно несёт ответственность за всю эту работу.
Я с уважением отношусь к депутату Юрию Федотову. Он, конечно, мог бы дать фору многим, но лично от него я никогда не слышал каких-либо высказываний относительно выборов градоначальника. Его жизненный и профессиональный опыт позволяют говорить, что Федотов был бы достаточно сильным кандидатом.
Знаю, что у Вас недавно состоялась встреча с губернатором Виктором Назаровым, на которой Вам было сделано предложение стать мэром Омска в 2017 году. Это правда?
Думаю, что у Вас не совсем точная информация. С губернатором у нас периодически происходят встречи. Они связаны с депутатской работой и вопросами привлечения инвестиций в Омскую область. Как раз вопрос о грядущих выборах градоначальника на данной встрече не обсуждался.
Как известно, инвестор приходит туда, где сильная и стабильная власть. Насколько для нового градоначальника, которого Горсовет выберет по новой схеме в 2017 году, будет важна преемственность с действующим мэром?
Преемственность власти всегда является сильным аргументом. Конечно, если этот фактор присутствует, то это только усиливает позиции избранного градоначальника. Однако преемственность - это не всегда обязательное условие работы с прежним мэром. Я понимаю преемственность более широко - как попытку принять и перенять всё лучшее, что есть у действующей команды.
Подробности о мэрских перспективах Игоря Антропенко смотрите в программе "Новости. Омск Здесь".