Законодательное собрание региона довольно консервативно относится к любым аппаратным нововведениям облправительства, допустим, в ситуации со вторым первым замом губернатора областные депутаты довольно долго проявляли характер. Теперь, по сути, говорится о вице-губернаторстве мэра. Пока этот статус внезапный и во многом условный. Планируете ли вы узаконить этот статус, и для чего эти условности Правительству Омской области?
В политике нет условностей. Если говорить о статусе, мне кажется, что в ситуации, когда подавляющая часть доходов областного бюджета, основной экономический потенциал региона связаны с городом Омском, это решение губернатора абсолютно правильно и политически, и аппаратно. Я с большим удовольствием узнал об этом решении и считаю, что оно лишний раз демонстрирует ту значимость взаимодействия и согласия между региональной, городской и любой другой властью, которая сейчас в наше не очень простое экономическое время особенно необходима. Есть Конституция, есть разделение властей. Конечно, совмещать официально позицию избранного мэра и государственного служащего невозможно по закону, но тем не менее всегда есть варианты. Пусть несколько неформальные, которые бы подчёркивали роль и важность мэра, его влияние в целом на то, что происходит в Омской области, ну и, соответственно, обеспечивали бы гораздо более тесное и, как подчеркнул это губернатор, более оперативное, быстрое взаимодействие мэра с нашими органами исполнительной власти.
И всё-таки, будет ли этот совещательный голос градоначальника слышен омичам? И какие конкретные преимущества получат сами мэр и губернатор от такого решения?
Думаю, что прежде нужно говорить о том, что получат граждане. Все те, доставшиеся нам в наследство ситуации некоторого искрения, конфликтов между различными уровнями власти, к сожалению, не добавляют ни для кого ничего положительного. Чиновничество и так достаточно бюрократическая структура. Проектный метод управления говорит о том, что очень важно выстроить в первую очередь правильные коммуникации. Эти коммуникации должны быть эффективными, быстрыми и результативными. И когда мэр (да и мы: и я, и любой другой мой коллега по Правительству) имеет возможность оперативно обсудить в ходе наших внутренних заседаний, совещаний, встреч любой вопрос - это будет добавлять общей работе эффективности. Нынешнее время требует скорости во всём, и скорости принятия управленческих решений в первую очередь. Поэтому, надеюсь, что для жителей, во-первых, будет понятней ситуация, во-вторых, даже те проблемы, которые всегда есть, и искрение какое-то эмоциональное, будут решаться в рабочем ключе, исходя из самой главной задачи, - обеспечения социально-экономического развития региона. Ещё раз подчеркну, что Омск в этом смысле - локомотив. Да, нам очень важно решить вопросы, связанные с импортозамещением в сельском хозяйстве, и, конечно, ту поддержку, которая была в прошлом году, и в этом году мы продолжим её оказывать, сельхозпроизводителям крайне важна. Но основной костяк в экономическом потенциале региона формирует Омск как по-прежнему один из крупнейших в стране промышленных центров.
Складывается впечатление, что губернатор лоббирует вопрос отмены прямых выборов мэра Омска, да и глав районов, видимо, тоже в перспективе планирует назначать. Это установка Кремля или собственное управленческое решение губернатора и его команды?
Не соглашусь с Вами, что губернатор планирует кого-то назначать. Если внимательно посмотреть текст закона, речь идёт лишь об изменении системы выборов. Почему сейчас, и, собственно говоря, вообще почему? Как Вы помните, в прошлом году были очень бурные и широкие дискуссии, в том числе в рамках той рабочей группы, которую я возглавлял, мы обсуждали возможные варианты сохранения существующей модели, внесения изменений, которые на тот момент 136-й Федеральный закон предлагал к реализации, к выбору в том или ином регионе. И мы все остановились тогда на том, что любые другие варианты по сравнению с той моделью, которая на тот момент (и на настоящий момент) существует, к сожалению, имеет много больших минусов. В частности, ситуация с сити-менеджером по опыту уже многих регионов, где такие назначаемые управляющие муниципальными образованиями вводились, - это не самый лучший вариант, мягко скажем, и мы на него не пошли.
7 марта этого года вступил в действие 8-й Федеральный закон, который внёс дополнительные возможности по формированию модели выборов глав муниципалитетов. Он предусматривает выборы руководителей муниципальных образований (в том числе мэра города Омска) представительным органом, депутатами. Мне кажется, что, во-первых, это очень серьёзно повышает сам по себе статус представительных органов, потому что депутаты в данном случае получают очень серьёзные дополнительные полномочия, ну и, конечно, ответственность. С другой стороны, ситуация, когда есть некий фильтр в виде комиссии, которая представляет кандидатов (как минимум двух) на обсуждение в представительный орган, тоже добавляет, с одной стороны, ответственности, а с другой стороны, что мне кажется сейчас наиболее важным, достаточно мощный удар наносят по, так сказать, оранжевой направленности силам, которые любые выборы пытаются использовать для того, что мы видим сейчас, к сожалению, с очень серьёзными негативными последствиями на Украине. Поэтому это решение губернатора взвешенное, мы провели очень серьёзные консультации, конечно, как всегда, мнения неоднозначные. Но мы понимаем, что мы не идём, предлагая такой вариант развития событий в Омской области, поперёк мнения большинства. Мы продолжаем консультации и понимаем, что с точки зрения в целом механизмов включения населения в демократический процесс, может быть, здесь даже больше плюсов. Как бы оппоненты к этому ни относились. Я знаю, что у Вас в студии встречались Федотов с Алёхиным, они устроили здесь довольно жаркую дискуссию, я согласен со всеми теми аргументами, которые уважаемый г-н Федотов высказывал. В дополнение могу сказать, что, к сожалению, в последнее время участие населения в выборах сокращается. Это негативная тенденция, которую мы стараемся переломить: чем больше людей придёт на выборы депутатов того или иного уровня, тем больше будет консолидация всех во имя каких-то правильных, нужных и, самое главное, эффективных идей. Особенно на уровне поселений.
Мы анализировали статистику. Очень сложно, во-первых, найти достойных кандидатов, с другой стороны - даже если они находятся, с учётом того, что это не самая, скажем так, замечательная в жизни синекура, более трети состава руководителей на уровне поселений, глав поселений ротируются в течение пятилетнего срока. По многим поселениям 2-3 раза в год назначаются выборы. Это очень большие расходы, это наши с Вами деньги, мы тоже платим налоги, и в конечном итоге имеет смысл тратить их более разумно. Поэтому это инициатива, а не указание. Когда Президент подписал закон, он сказал: "Господа, уважаемые руководители, уважаемые граждане, есть теперь и такая возможность". И на наш взгляд, с учётом всех плюсов и минусов этот вариант, с учётом обстановки в целом, которая складывается вокруг РФ, и с учётом наших экономических реалий - это достаточно мудрое, взвешенное решение. И я могу сказать как человек, который отвечает за блок внутренней политики в правительстве, что для меня это, честно сказать, очень усложняет жизнь, потому что объём деятельности как минимум в 7 раз больше, чем то, что бы мы делали, сохраняя прежнюю модель выборов. Поле для политических договорённостей включения в этот процесс в том числе, помимо парламентских, непарламентских партий, существенно расширяется. Появляются, собственно, не политтехнологии, а политика. Это, конечно, сложно, но это ровно то, о чём говорит Президент и чем мы все должны эффективно и в интересах жителей Омской области заниматься.
То есть переживания по поводу того, что демократия у нас умирает, и что оппозиционным политическим силам невозможно будет проявить себя в этой системе - не имеют под собой почвы? Вы с этой точкой зрения не согласны?
Я категорически с этим не согласен, я думаю, что сейчас как раз, и в первую очередь непарламентским партиям очень сложно, в том числе в избирательном процессе. В мире много разных вполне демократических систем выборов. И когда наша "либеральная" общественность говорит о том, что это недемократично, можно вспомнить модель непрямых выборов президента в США и другие. Вариантов устройства политической системы много. Какая из них лучше? Ну, во-первых, нет ничего заданного навсегда, жизнь меняется, меняется ситуация. Нужно менять и правила, по которым те или иные события происходят. Если же говорить об участии широких не только слоёв наших политических сил, но и общественности, обращу внимание, те комиссии, которые должны формировать предложения по кандидатам, за которых будут голосовать депутаты, это очень интересное поле для политического творчества. Федеральный законодатель никак не регламентировал порядок создания этих комиссий, их работы и так далее. Здесь, мне кажется, широкое вовлечение в работу таких комиссий, собственно говоря, и формирование критериев такого отбора и общественности, и политических партий, да и, может быть, просто активных граждан, открывает новую интересную страницу в том, что называется кадровая политика. Часто вспоминают советские времена, так называемую номенклатуру, которой специально занимались, людей готовили, бросали на разные участки ответственных работ, и, действительно, зачастую мы получали очень серьёзных управленцев, которые глубоко разбирались в той или иной проблеме и способны были решить самые сложные задачи и вызовы, которые возникали на повестке дня. А сейчас как человек, который отвечает в том числе и за кадровую политику в Правительстве, могу сказать, что проблема есть и очень сложная - повторюсь, не так уж охотно идут лучшие люди на работу в госслужбу.
Насколько я знаю, законопроект готов и, замечу, что об этих изменениях говорится, уже как о вопросе решённом. В Правительстве уверены, что депутатов удастся убедить? Ведь, допустим, фракция КПРФ - против, да и не все единороссы поддерживают новое веяние.
Я говорю лишь о том факте, который связан с нашим внутренним решением, после тех консультаций, которые мы провели, мы понимаем, что это решение выражает волю многих, если не большинства. Как проголосуют депутаты, я не знаю. Я, конечно, надеюсь, что они проголосуют за тот законопроект, который внёс губернатор, но я держу границы компетенции и не вправе за них судить и решать.
В это воскресенье в регионе завершаются семь избирательных кампаний, выбирают глав сельских поселений, но по-настоящему важные выборы, пусть и в новой форме - безальтернативные - в регионе состоятся в сентябре. Расскажите, какая подготовка уже сегодня ведётся? Известно, что подход в этот раз самый серьёзный, и Виктор Назаров даже консультировался со своим предшественником на посту Леонидом Полежаевым. Так вот, есть ли у губернатора уже сформированный утверждённый список кандидатов?
По поводу безальтернативности я поспорю. Скорее, достойных альтернатив будет больше, потому что если всё-таки депутаты проголосуют за те изменения, которые были представлены в наш областной парламент, то, например, на уровне глав муниципальных районов (22 главы должны быть избраны), сама интрига и накал борьбы, на мой взгляд, увеличатся. Конечно, мы внимательнейшим образом смотрим за ситуацией в районах, за тем, как действующие главы справляются со своим должностными обязанностями. У большинства из них это получается достойно. Мы мониторим и общественное мнение, следим, как население оценивает деятельность главы, объективные показатели экономического состояния, что ему удалось, что не удалось. Поэтому мы не какой-то там вкусовщиной или политическими интригами занимаемся! Наша основная задача, чтобы в районах (а из них складывается в целом ситуация в регионе) ситуация развивалась в нужном направлении. И кого представят на конкурсную комиссию или, если закон по каким-то причинам не будет принят, кто пойдёт на выборы - это уже не тот вопрос, который решается в кабинетах правительства. Понятно, что у губернатора тоже есть своя позиция по отношению к тому или иному главе как к конкретному управленцу с его плюсами и минусами. Но в первую очередь важна не позиция Владимира Борисовича Компанейщикова или Михаила Михайловича Каракоза, важно то, какие реальные результаты в том или ином районе достигнуты. Я думаю, что это основное мерило.
Насчёт консультаций с Леонидом Константиновичем - я при них не присутствовал, о них не знаю, но допускаю, что они могли быть, и честно скажу, мне кажется очень правильным слушать людей, которые больше 20 лет управляли Омской областью, при всех противоречивых оценках деятельности Леонида Константиновича, этот человек знает, что и как устроено в Омской области.
Не секрет, что уже не первый год в Омске на выборы отправляют и Виктора Назарова. Есть неофициальная информация, что Единый день голосования в сентябре 2015 года и для омского губернатора может стать историческим рубежом, когда свои управленческие силы придётся проверять процентами народного доверия. Готово ли Правительство Омской области к такому варианту развития событий, и насколько он вероятен?
Отвечаю на первый вопрос: если бы Правительство Омской области не было бы готово к такому повороту событий, то меня нужно было бы гнать из Правительства поганой метлой, но пока Виктор Иванович не принял такого решения. Что касается второго вопроса, то мы прекрасно понимаем, что это решение зависит от очень многих обстоятельств, и какое будет решение у Виктора Ивановича, будет ли оно (если такое решение Виктором Ивановичем принято) поддержано, конечно, в первую очередь Президентом - это вопрос, скорее, непубличной политики. Потому что слишком сложная ситуация сейчас экономическая не только в Омской области, а в целом в стране, для того чтобы принимать решения, которые не послужат любым необходимым действиям, направленным на то, чтобы не допустить рецессии, не допустить снижения уровня социальной защищённости граждан. И я уверен, что, если какое-то решение будет принято, то мы узнаем о нём не по слухам, распространяемым не без помощи тех людей, которые, как мне кажется, пытаются здесь сформировать ситуацию для зарабатывания денег.
Политтехнологическое сообщество в стране достаточно серьёзное влияние оказывает на то, что происходит, в конце концов, они на этом деньги зарабатывают. Конечно, любые масштабные выборы для очень многих именно в этом смысле формируют интерес. Но я могу сказать, что с момента, когда Виктор Иванович поручил мне курировать блок внутренней политики, я всегда исхожу из китайской логики, что нужно быть готовым ко всему. Будет такое решение - мы будем его исполнять.
Как вы считаете, на губернаторских выборах будет ли в Омске интересная выборная кампания, может ли случиться реально тяжёлая для Виктора Назарова конкурентная борьба?
Я бы исходил из того, что принципиальная позиция руководства страны, что выборы должны быть конкурентными, открытыми и легитимными. Уже сам факт такой установки, которую мы, безусловно, принимаем и будем выполнять, говорит о том, что будут интересные выборы, когда бы они ни состоялись. Я думаю, что даже те выборы на уровне глав поселений или глав районов будут создавать не просто интерес в формате хлеба и зрелищ. Действительно, мы должны обеспечить консолидацию всех здравых сил во имя того, чтобы страна и регион развивались. Есть много проблем, много сложностей. И когда Президент сказал: "Оставьте раздоры, занимайтесь тем, чем вы должны заниматься", мы не можем к этому не прислушаться. Я надеюсь, что не только мы к этому прислушались, но и те элиты, те представители определённых групп влияния, которые есть на территории Омской области, которые, как мне кажется, сейчас так же, как и мы понимают, насколько важно обеспечить экономический рост и социальную стабильность.