Интервью  •  СИ «Омск Здесь» 23 июля 2014, 19:18  •  печать

Лев Лещенко: "От социальной апатии мы перешли к движению вперёд"

Известнейший российский певец приезжал в Омск, чтобы поздравить руководство и сотрудников ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" с 60-летним юбилеем предприятия. В эксклюзивном интервью нашему корреспонденту Лев Валерьянович вспомнил свою заводскую юность, рассказал о тесной связи труда и патриотизма и о моментах, которые могут сплотить жителей страны.

Лев Лещенко  •  Народный артист РСФСР, эстрадный певец и артист оперетты

Вы в Омске не впервые. Какие впечатления от нашего города остались у Вас после прошлого посещения?

Лет семь-восемь я не был в Омске, тогда я тоже был на празднике. Должен сказать, что все города очень резко изменились за последние 5-6 лет, выросли новые кварталы, город стал такой зеленый, чистый, благоустроенный. Видно, что люди стремятся жить в комфорте, в благости, что ли. Это очень здорово. Мы от социальной апатии перешли к движению вперёд, переобустройству. Народ стал иначе относиться к социальным программам, к жизни, которая вокруг проходит. Поэтому я не видел в зале ни одного безразличного лица: пришли заводчане, объединённые одной целью, коллектив единомышленников. Производство помогает людям сплотиться и жить хорошим трудовым настроем. Мы раньше смеялись, что счастье - это умение найти радость в общественно полезном труде. Когда человек понимает, что он приносит пользу своему отечеству, городу, своей семье, это всегда большой жизненный успех.

В Вашей биографии и истории Вашей семьи тоже есть заводские эпизоды - вы работали слесарем.

Да, после школы я работал на заводе точных измерительных приборов. Мы собирали манометры, барометры, я был слесарем-сборщиком. С завода я ушёл на армейскую службу, где около года был не шаляй-валяй, а танкистом. Потом меня забрали в ансамбль песни и пляски, и уже после ансамбля я поступал в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС). А дедушка мой строил сахарный завод в Любимовке, под Курском. Это был завод графа Собашникова, который был одним из самых крупных издателей на Руси и печатал все труды Ленина. Понимаете, какие жизненные противоречия? После стройки дед остался на заводе бухгалтером, потом главным бухгалтером. В этой далёкой глуши был струнный квартет, где дед играл на скрипке. Инструмент он потом привёз в Москву, и позже внутри этой скрипки я нашёл надпись "Амати, Кремона, 1617 год" (мастер струнных инструментов Николо Амати жил в итальянском городе Кремона - Ред.). Но когда мы её отдали на экспертизу, выяснилось, что это подделка. Немцы выпустили таких порядка двух тысяч. Но всё равно этой скрипке порядка ста лет, сейчас она хранится у меня.

Ваш отец прошёл войну, был кадровым офицером. Поэтому хочу поднять тему патриотизма. Скажите, что для Вас есть патриотизм? Как человек должен его проявлять?

Очень сложно определить это в двух словах. Это настроение человека, его чувства, мироощущение, его возможность доверять государству и гордиться страной, встать на защиту Родины. Думаю, это чувство проявляется в самые сложные времена, когда преследуют какие-то невзгоды. Сейчас это может быть незаметно, но мы видим, с какими тревогой, волнением и глубоким сопереживанием люди откликнусь на трагедию на Украине. Переселенцев принимают многие российские семьи, в том числе и в Омске. Люди отдают свой кров, делятся куском хлеба. Вспомните наводнения на Дальнем Востоке, которые тоже всколыхнули настроение нашего народа. И туда люди ехали помогать, ведь всесторонняя помощь была оказана не только государством.

В этом году отмечается 40-летие со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). В 1975 году у Вас была песня "Новая дорога", описывающая царившее тогда настроение. Как эта песня Вам "досталась", и участвовали ли Вы как-то в этом строительстве?

Это был удивительный творческий порыв нашей молодёжи, юношеская романтика. И не только комсомольская, хотя комсомол, конечно, всегда шёл впереди. У меня была песня "Любовь, комсомол и весна" со строчками "Звени, отваги колокол! / В дороге все, кто молоды. / Нам карта побед вручена". БАМ был великой стройкой, такой же, как, скажем, производства в Тольятти, "Атоммаш", "КамАЗ". Это всё были комсомольско-молодежные стройки. Я был молодым человеком и не мог пройти мимо этих процессов: искусство должно было как-то их освещать. Я не мог строить, но я должен был петь, ехать к ним на "передовую" и вместе с ними попробовать решать трудности, проблемы. Пришлось даже в холоде на Тынде поработать. Мне повезло - я проехал по БАМу самый большой участок. Две недели мы с Надей Бабкиной жили в вагоне и проехали по всем станциям. "Отчизне в дар останутся / Рабочей славы станции. /Запомните их имена: /Любовь, Комсомол и Весна" - это точно отражало настроение тех ребят, которые отдали БАМу фактически свою молодость. Более того, я учился в школе, которую закончили Зоя и Шура Космодемьянские, и там это была патриотическая тема. Поэтому практически весь класс моей сестры после окончания этой школы в 1956 году уехал на строительство Норильска. Вот какой был порыв патриотизма!

Читайте также