На фоне скандального выступления "Pussy Riot" остался почти незамеченным случай в глубинке, где мужчина ворвался в храм и начал крушить все вокруг топором. Почему общественный резонанс вызвал панк-молебен в центре Москвы, а на уничтожение уникальных икон, одна из которых датировалась семнадцатым веком, СМИ практически не обратили внимание?
Совершенно понятно, что там был психически неадекватный человек, который официально стоит на учете в психбольнице. Это событие из медицинской жизни, а не из политической. А что касается акции в Храме Христа Спасителя - мне кажется, лучше было бы оказаться выше этого и не заметить. Знаете, в собор святого Петра в Ватикане каждый месяц кто-нибудь врывается, что-то подобное происходит. Или в Храме Гроба Господня в Иерусалиме кто-нибудь регулярно объявляет себя Христом или Антихристом и устраивает свою акцию. Если каждый раз на это реагировать, тогда мы скорее станем какими-то странно смешными людьми.
Тем не менее реакция довольно жесткая. Связано ли это с тем, что участницы акции затронули какие-то политические темы?
Я думаю, что политики на них не в обиде.
В самой РПЦ мнения разделились: кто-то призывал к уголовной ответственности, кто-то предлагал простить и отпустить. Вы какой точки зрения придерживаетесь?
Я с самого начал сказал, что, на мой взгляд, уместным было бы, что называется, пригласить к батюшке-настоятелю на беседу, поскольку была масленица, - накормить блинами, поговорить, пригласить на прощение, объясниться.
То есть все-таки простить?
Потому что себе дороже. Это азы психологии.
Однако на лекции Вы говорили, что православие должно себя защищать.
Себя православие защищает силой проповеди, доброго примера. Другой вопрос - защита Отечества. Здесь понятно, что для этого есть армия, правопорядок, полиция, суды, прокуратура защищает - с этим все ясно.
Как, по-вашему, происшествие с "Pussy Riot" повлияло на имидж РПЦ?
Крайне негативно.
Почему?
А Вы спросите у блогеров, которые об этом пишут и говорят. Есть вещи, которые на различные выходки священник должен произносить даже в бессознательном состоянии. Скажем, террорист Мехмет Али Агджа подстрелил римского Папу, и тот, только придя в сознание, сразу же сказал: "Я его прощаю". Есть вещи, которые называются профессиональным лицемерием. Правила игры. Я могу сам лично кого-то ненавидеть и вообще в душе считать, что всяких мерзавцев надо расстреливать и казнить, но, когда меня публично спрашивают, что вы думаете о смертной казни, я как священник обязан собраться в кулак и сказать: церковь выступает против смертной казни. Есть некая норма, чему надо соответствовать. Назвался груздем - веди себя по порядкам груздевого кузова. Назвался христианином - веди себя соответственно приличиям христианского священнослужителя. Поэтому людей шокировало, что христиане, а не болельщики "Спартака", ведут себя по понятиям клубных фанатов.
Вы говорили о проблеме крайнего либерализма, который на проверку оказывыется хуже тотального ограничения. Вот в Великобритании запретили ношение нательных крестиков. Что это? Толерантность? Или нет?
Это дурное воспитание. Вот, скажем, несколько лет назад я хотел, будучи с лекциями в городе Всеволожске Ленинградской области, зайти с экскурсией (не с лекцией, с экскурсией!) на автомобильный завод, принадлежащий компании "Форд". Это оказалось проблемой, хотя администрация города ходатайствовала об этом. В конце концов сказали, что на уровне европейского управления компании "Форд" было принято решение пустить меня только при условии, если я буду в гражданской одежде, без рясы. Мотивировка идиотская! То есть мой внешний вид может оскорбить кого-то из сотрудников. Господа из "Форда"! Если внешний вид православного священника может оскорбить кого-то из ваших сотрудников, гоните его в шею! Значит, он дурно воспитан! Если чей-то внешний вид, тем более религиозный, может его оскорбить. Скажите, если я заявлю, что меня оскорбляет внешний вид индуса в чалме, это говорит об индийской культуре или о моем бескультурье? Вот точно так же и здесь. Так что все эти кампании насчет того, что кто-то чем-то оскорблен, дурно пахнут, и особенно они дурно пахнут, когда это позиция власть имущих. Когда изгоняют, что-то запрещают. К примеру, запрещают носить мусульманские головные уборы в Европе или крестики в Англии - это одинаковый идиотизм.
Судя по всему, это провал политики мультикультурализма?
Нет, напротив. Это ее высший пик.
Как Вы думаете, ждет ли такая судьба Россию? Ведь мы такая же мультикультурная, мультинациональная и мультиконфессиональная страна. Не получится ли так, что где-нибудь в провинции вскоре появятся гетто, закрытые кварталы, и фактически мы, как и европейцы, окажемся в своей стране на положении гостей?
Все может быть, особенно если учесть, что Россия сейчас открывает свои границы совсем не для тех культур, которые были для нее органичны. То есть одно дело, скажем, ислам поволжский или татарский, сибирский. И совершенно другое дело - ислам афганский, таджикский. Это разные вещи, разные культуры, разные модели, поэтому нельзя сказать, что все само собой наладится. Есть печальные проблемы, над ними надо думать, по крайней мере, нельзя эту тему игнорировать.