День трудоголика - это праздник, который отмечается в разных странах мира. В 2024 году он выпадает на пятницу, 5 июля. Праздник не является государственным, но он призван напомнить людям, которые много работают, о необходимости делать перерывы и отдыхать. В этот день принято хвалить себя и коллег за профессиональные успехи и личностный рост. Однако важно также помнить о балансе между работой и личной жизнью.
Работоголизм, хотя и считается социально приемлемым явлением, всё же может привести к зависимости. Для поддержания здоровья, в том числе психического, важно стремиться к балансу во всех сферах жизни: работе, хобби, семье и спорте.
Проблема трудоголика заключается не в работе как таковой, а в эмоциональной составляющей и бегстве. Осмысленная деятельность, самореализация, карьерный рост - это здоровые мотивы профессиональной деятельности. Проблема работоголиков заключается в том, что им необходимо уйти с головой в работу, чтобы отвлечься от личных переживаний. Они могут проводить на работе по 16 часов, решая задачи в авральном режиме, потому что наедине с собой чувствуют себя некомфортно. Важно отметить, что трудоголик не всегда является продуктивным работником и не всегда любит свою работу.
Чтобы не доводить себя до такого состояния, специалисты омского Минздрава рекомендуют обратить внимание на технику продуктивности с названием Getting Things Done (GTD), что в переводе означает "Доводить дела до конца".
GTD - это методология организации и контроля задач, придуманная консультантом в вопросах управления временем и личной продуктивности Дэвидом Алленом. Её основные принципы заключаются в том, чтобы не держать информацию в голове: всё нужно фиксировать, даже мелкие задачи и идеи. Необходимо также думать о решении задачи, а не воспринимать её как проблему. Выполнять одну задачу рекомендуется за раз и не пытаться делать несколько дел одновременно.
Техника поможет эффективно организовать свою работу и личные обязательства, избежав негативных последствий для своего психоэмоционального состояния.
Записывайте
Записывайте все задачи, которые приходят вам в голову, - от самых важных до самых незначительных. Используйте для этого заметки на телефоне или блокнот. Не пропускайте ни одну задачу, даже если она кажется вам незначительной. Это поможет вам сконцентрироваться на выполнении конкретных задач и не отвлекаться на посторонние дела.
Уточните
Когда список задач готов, сделайте перерыв на 10 минут. После этого вернитесь к нему со свежей головой. Прочтите всё, что записали, и структурируйте все мысли в понятный список действий.
Например, задачу "Встреча с начальником" можно уточнить и записать так: "Подготовить презентацию по результатам месяца для встречи с начальником в четверг".
Структурируйте
Для начала разделите задачи на категории:
- рабочие задачи;
- домашние дела;
- задачи, связанные с хобби;
- задачи, которые вы планируете "когда-нибудь".
Затем делим всё на четыре группы:
- важные и срочные;
- важные, но не срочные;
- срочные, но не важные;
- не важные и не срочные.
Крупные задачи лучше разбить на несколько мелких. Так вы будете иметь чёткое представление о своих действиях и сможете эффективно планировать рабочее и свободное время.
Обратите внимание: в методе GTD рекомендуется сразу выполнять задачи, которые займут у вас всего пару минут. Если вы будете откладывать мелкие задачи, то со временем их накопится много, и это может вас демотивировать. Поэтому не откладывайте мелкие дела на потом.
Анализируйте
Регулярно анализируйте свой путь. Например, раз в месяц пересматривайте свои цели и задачи, чтобы понять, в каком направлении вы движетесь. Не бойтесь вносить изменения и адаптироваться к новым обстоятельствам.
Действуйте
Перед вами полный перечень необходимых действий. Теперь у вас есть всё, чтобы успешно завершить начатое!
Изображения созданы с помощью Midjourney