Сегодня, 18 октября, в международном пресс-центре "МКР-Медиа" презентовали "Карту социальной активности бизнеса Омской области". Её задача - сопоставить социальную активность бизнеса, который присутствует в регионе, её заметность и оценку жителями города, а также соответствие направлениям, востребованным жителями.
Как отметил автор проекта, генеральный директор Центра социального проектирования "Платформа" Алексей Фирсов, бизнес за основу был взят не случайно и, в отличие от бюджетных социальных структур, он финансово гибче и может мобильно реагировать на социальные запросы. Хотя не исключено, что к карте будут подключать и других игроков.
Нам хотелось отразить на карте все структуры, которые участвуют в социальных программах. Это полезно. Во-первых, это поможет понять лидеров, определить наиболее успешные кейсы. Это позволит участникам социального процесса корректировать свои программы и видеть свободные ниши и места, куда ещё можно направить инвестиции. Это позволит системно видеть запросы жителей региона на определённые социальные направления, а также усилить коммуникацию между участниками, тем более если мы выдвигаем идею социального клуба региона. Консолидировать наши усилия и подходить к этому вопросу не с позиции одной компании, а всего представленного бизнеса, - объясняет Алексей Фирсов.
Чтобы избежать субъективного анализа, комплексное исследование проводилось совместно с омской социологической компанией "Делфи", а также местным экспертным сообществом. Учитывались также данные исследования, которое проводилось в прошлом году при создании бренда региона. При работе с этими двумя методиками составители карты столкнулись с такими слабыми сторонами региона, как неустойчивая связь населения с городом и пассивность социальной среды, недостаточный престиж социальных инвестиций, вызывающий недостаток мотивации бизнеса, дефицит кадров, а также недостаток компетенций выстраивания экосистемы для социальных инвестиций.
Само отношение омичей к родному городу определили с помощью ряда вопросов. Так, например, на вопрос "Любите ли вы свой город?" 49 % омичей ответили отрицательно, и на фоне других городов наш выглядит не так оптимистично. "Скорее нет" ответили 18 %, что в разы больше, нежели в других городах. Своё будущее с Омском связывают лишь 49 % омичей. При этом 47 % хотели бы уехать и делают для этого всё возможное.
На вопрос, состоянием каких областей социальной сферы может гордиться Омск, большая часть жителей ответила "ничем". Впрочем, многие отметили такие направления, как спорт, культуру и образование как векторы для развития региона. Показало исследование и то, что омичам на удивление самих исследователей не хватает не высоких зарплат, а уличного благоустройства. Тут 18 % против 39 соответственно. В благотворительной деятельности при этом сами омичи участвовать не рвутся. Возможно, на это, по мнению экспертов, влияет усталость населения. Отмечается низкий уровень активности населения и желание переложить ответственность на бизнес и власть.
Мы как приезжие отмечаем, есть критический взгляд на состояние города. И уже начиная с того момента, как ты выходишь из аэропорта, ты это ощущаешь: все люди говорят о том, как им некомфортно в городе. Это говорят таксисты, экскурсоводы, бизнесмены. Мы во многих городах бываем и глубоко убеждены, что ничего плохого и драматичного нет. Ситуация в других городах не сильно отличается. Присутствует самокритичность, элемент того, что всё плохо. И дальше среда уже сама себя начинает в этом убеждать через участников. От этого формируется очень устойчивый стереотип, - отмечает Алексей Фирсов. - Мы не говорим, что всё замечательно, и в других городах пыльно и грязно, но удивило, что люди в Омской области думают первую очередь не о деньгах, а о среде и своей жизни, что действительно очень важно.
Как отметил профессор Сергей Костарев, исследование, которое не показало ничего нового, отразило правильную сторону вопроса, и оценка со стороны лишь повод в очередной раз внести какие-то изменения. "То, что омичи самокритичны, давно говорят. Я бы не приписывал нам эту характеристику, но ситуация такова, что надо какие-то изменения вводить. Сами мы этого не можем сделать, и взгляд со стороны в этом плане может нас стимулировать, потому что внешняя оценка, на мой взгляд, объективна. Парадокс в том, что мы все это знаем, но считаем, что это неправда или просто не хотим знать, что это правда. А когда люди со стороны говорят, что это правда, да ещё это и с нашим мнением совпадает, возникает желание что-то изменить, по крайней мере у меня".
Фото: Илья Петров, Дарья Молчанская
Такая картина идёт по всей Сибири сегодня. Особенно это касается малых моногородов и посёлков. Многие хотят уехать из своих мест и есть почему. Нет работы и перспектив, а только одни разговоры о каком то хорошем будущем. А с учётом резкого сокращения численности в госкорпорациях, то стало ещё хуже. А уж благоустройство дворов и дорог, так вообще последний раз проводилось ещё при СССР.