"Искусство тем и отличается от цирка и поп-арта, что оно не предназначено удивлять и всё время делать что-то новое, его назначение - это создавать образы и картины", - объяснил маэстро Даниил Крамер журналистам свою задумку программы "Джаз в стиле латино" (12+), которую он привозит в Омск уже во второй раз. Джазмен утверждает, что джаз - всегда прекрасен, а искусство Латинской Америки имеет свою культуру и историю, сформулированную образом жизни и отношением к миру жителей солнечного континента.

Даниил Крамер
- Сколько раз мы слушаем одну и ту же сонату Бетховена и не требуем от него, чтобы он каждый раз писал для нас новое? Поэтому, привезя сюда второй раз программу "Джаз в стиле латино", мы кое-что изменили, а кое-что нет. Всё равно мы уже не те, что были два года назад. Мы уже так не играем, мы не так чувствуем и не так мыслим. Образы, может быть, будут похожи внешне, импровизации похожими быть не могут, но всё будет другое. В этот раз я привёз смесь новенького со стареньким, - рассказал Даниил Крамер.
В очередной раз народный артист России Даниил Крамер (фортепиано) вышел на сцену Концертного зала с артистами, которые представили омичам палитру музыки в ритме сальсы, босановы, самбы и того, что называют Latin-Jazz. Программу вечера составили мелодии трущоб (фавел), богатых кварталов и сцен. Вместе с джазменом выступили его единомышленники - контрабасистка и вокалистка Дарья Чернакова и ударник Ильдар Нафигов.
По словам Даниила Крамера, музыканты привезли в Омск целый мир, который нам плохо известен. Сами артисты называют себя импровизаторами. И Крамер отметил: они сами ещё не до конца знали, что будут играть на сцене - всё решается по велению сердца по ходу концерта. Поэтому во время выступления звучали не только известные кубинские, афро-кубинские, бразильские и другие мелодии тропического континента. Нашлось место и американскому джазу, и композициям на русском языке.

- Мы ведь там кроме босановы да сальсы ничего не знаем (из латиноамериканской музыки - прим. ред.). Даша (Чернакова), она из нас лучший специалист по латиноамериканской музыке, рассказывала, что бразильцы подсмеиваются над американцами, пытающимися играть латиноамериканскую музыку. Они считают, что американские джазовые музыканты не умеют это делать. В общем, и я не собираюсь играть, как бразильцы. Я не бразилец. И поэтому мнение бразильцев в этом случае меня мало волнует. Но мне важно, какой образ я сумею создать на основе латиноамериканской эстетики. Я просто меняю кисточки и краски. Кисточки Куинджи не похожи на кисточки Леонардо, - считает джазмен.
Звёздное трио дополнила Юлиана Рогачёва - первая российская певица, завоевавшая награды Shure Montreux Jazz Voice Competition, европейского джазового конкурса топового уровня в швейцарском Монтре. Сегодня Юлиана входит в число ведущих джазовых вокалисток России. Но не только Юлиана на концерте завораживала омичей диапазоном своего голоса и глубиной тембра, но и Дарья Рогачёва, которая исполняла песни на португальском языке.
Как выразился Даниил Крамер, манера исполнения Дарьи - "бразильская". Дело в том, что контрабасистка не только много выступала вместе с музыкантами из Бразилии, но и сама жила там какое-то время. Там девушка и выучила язык, причём так хорошо, что сами бразильцы, по словам Даниила Крамера, удивляются чистоте её исполнения песен на португальском.

Дарья Чернакова
- Больше всего у меня опыта игры с бразильцами. Множество поездок было в Бразилию, и я могу сказать, что там совершенно другой стиль музыки. И главное, что отличает её от остальной: латиноамериканский джаз - это народная музыка. И если есть желание им заниматься, то нужно погружаться в эту культуру полностью. В моём случае мне пришлось выучить язык. Стоит понимать, что бразильцы не знают английский. Когда появился португальский в моей жизни, всё сразу стало легко и просто. Это совершенно другой мир, в котором своя культура, и чтобы заниматься такой музыкой этого мира, надо просто его очень сильно полюбить. Что я люблю в Бразилии? Конечно, это радость. Музыка очень радостная, как и люди. Даже когда у них горе случается, они всегда радостно поют. Мне этого не хватает в России. Я и сама в грустные моменты пою бразильскую музыку, - рассказывает Дарья Чернакова.
Латиноамериканская музыка - плавная, тягучая, она кажется бесконечной. В ней нет сильных долей, трудно определить, когда одна тема заканчивается и начинается другая. Поэтому она легко поддаётся импровизации, настроению музыканта-художника.

- Это совершенно другое ритмическое ощущение. И наш ударник Ильдар Нафигов один из немногих, кто действительно улавливает эту невыразимую словами лёгкую неровность бразильского ритма. Бразильцы ведь не играют как джазмены, где очень точно выверен свинг, они не играют как рокмены, где очень точно выверены все сильные и слабые доли. Они играют как бразильцы - всё гибко. Посмотрите, как бразильцы играют в футбол и чем они отличаются от немцев - примерно это же с бразильской музыкой. Она более гибкая, на основе лирики. Она отличается от музыки европейской, которая гораздо более точна ритмически. Это не хорошо и не плохо. Это просто разное. Мы не можем сравнивать компот с борщом, - уверен Даниил Крамер.
Фото: Елизавета Медведева
