Женщины думают сердцем, а мужчины головой. Так ли это на самом деле? Сотни лет они спорят, кто из них умнее, чувствительнее и душевнее. Бесконечный поток клипов, шортсов и рилсов пестрит отчаянными возмущениями девушек: противоположному полу нет дела до искренних чувств, а их рациональность причиняет лишь одни страдания. Действительно ли душа сильного пола покрылась твёрдой коркой безразличия и эгоизма и их волнует только вещественное (что к любви никак не относится)?
Доказать обратное решили артисты театра "Галёрка" Евгений Власов и Артем Савинов. Так родился спектакль "Мужики" (12+) театра "PROтекст". О том, что на самом деле волнует сильный пол, актёры рассказали через призму песен на стихи Николая Рубцова и историй о деревенских чудаках Василия Шукшина. Режиссёром постановки выступил Артем Савинов, однако идея "Мужиков" принадлежит Евгению Власову. Именно он принял на себя весь актёрский удар - Евгений в постановке говорит от лица всех шукшинских персонажей мужского пола. Премьера спектакля состоялась 25 ноября в стенах Дома актёра.

- У Рубцова мужчины суровые, а у Шукшина - чудаковатые. Для нас с ребятами они представляются очень трогательными, по-детски наивными, каждый со своей причудой и характером. Но самое главное, что их объединяет доброта! И именно это качество в мужчине, на мой взгляд, сейчас очень важно, ценно. Вся так называемая мужская сила должна брать своё начало в доброте. И тогда их поступки будут светлыми, - рассказал нам ранее Артем Савинов.
Проводником в мир духовного становления мужчины становится некий деревенский музыкальный ансамбль: Артем Савинов с гитарой, Андрей Винокуров с баяном, Даниэль Савинова с кахоном и Анастасия Загоруй с треугольником. А руководит ими взвинченный дирижёр (Евгений Власов). Мужчина невероятно влюблён и боится, что его избранница не сможет оценить масштаб его душевных терзаний. "И что же ему делать с этой сердечной мукой, как излечиться?" - спрашивает он у зрителя. "Жениться!" - звучит уверенный ответ одной из зрительниц, видимо, проникнувшейся историей лирического героя.

Персонаж Евгения Власова тогда решает рассказать четыре простых и в то же время невероятных истории о "мужиках", которые хотят любви, боятся её, думают о жизни и смерти, а ещё верят, что ничего в мире нет важнее, чем любящее сердце рядом. Так зритель знакомится с героями рассказов Шукшина "Медик Володя", "Хахаль", "Раскас" и "Думы". Твердолобыми, грубоватыми, чудаковатыми и неловкими, но от этого до боли родными.
Зритель точно наблюдает историю становления мужчины: от непутёвого студента до ворчливого старика, который до сих пор не избавился от всех юношеских причуд. Недаром говорят, что первые 40 лет детства у мужчины самые сложные. Поначалу мы знакомимся со студентом-медиком Володей, который отправился домой на каникулы и уж никак не ожидал, что встретится в поезде со своей старой знакомой - тоже студенткой из педагогического. И хочется прервать нервный анатомический рассказ Володи об устройстве человеческого сердца и возмущения девушки об экспедиции Магеллана, и закричать из зала: "Пригласи ты её уже на свидание!".

Да и сами музыканты на заднем плане точно подтрунивают над героями спектакля, подзвучивая все комичные моменты. Музыка становится трикстером, издевающимся над персонажами Шукшина и в то же время красноречиво говорящим об их истинных чувствах.
Следующим мужиком, пришедшим на свидание с омским зрителем, стал Костя Жигунов из рассказа "Хахаль". Первое, что мы узнаём о Косте, - то, что за пять лет брака он ни разу не изменил жене. Но всё бывает в первый раз. Так Костя знакомится с 23-летней Ниной. Жигунов к ней "и так, и эдак, со словами и без слов" (как пел Николай Караченцов), а она всё равно к себе не подпускает. И стоило бы возмутиться непотребному поведению главного героя, но начинаешь ему ехидно сочувствовать: столько историй рассказал он этой женщине, да всё зря. Сами артисты не осуждают Костю, а иронизируют над его неловкой попыткой сходить налево. Всё потому, что поняв, какой тяжёлый развод со своим мужем пережила девушка, Костя отказывается от попыток соблазнить её и проникается к ней нежностью и сочувствием.

Образ непутёвого ловеласа Евгений Власов сменяет на образ брошенного мужчины. От простого шофёра Ивана Петина ушла жена - сбежала с офицером. А Петин её боготворил, хоть и не умел красиво говорить о своей любви. И так больно стало Петину от предательства жены, что он решает написать об этом рассказ в газету. На какие только "подвиги" не толкает человека разбитое сердце. И глядя на страдания Петина, понимаешь, что в вопросе любовных страданий мужчины и женщины ничем не отличаются друг от друга.
Завершает череду перевоплощений Матвей. И если предыдущие герои ещё идут по этой жизни спотыкаясь, то у Матвея всё сложилось "так, как надо": учился, работал в колхозе, женился, детей воспитал. Вот только ночью сон не идёт к мужчине. И думает он о том дне, когда впервые столкнулся со смертью и когда впервые почувствовал себя свободным. И мучается Матвей: за что же цепляться в жизни, чтобы твёрдо стоять на земле даже тогда, когда нет сил идти вперёд: за работу, за любовь, за желание жить? И в его незамысловатых вопросах столько житейской правды и искренности, что ты убеждаешься - чем больше в мире будет таких Матвеев, тем отраднее будет жить на свете.

Спектакль "Мужики" не берут на себя ответственность за мысли и чувства каждого мужчины на планете. Вопросы, которые ставят перед зрителем актёры, - открытые и общечеловеческие. "Мужики" - это попытка показать, что в душе даже самого на первый взгляд неприметного человека таятся необъятные силы. И пока существуют мужчины и женщины, между ними всегда будут споры, которые и делают их такими притягательными друг для друга.
Фото: Илья Петров
