Не просто архитектор. В Омске почтили память Альберта Каримова
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 20 ноября 2025, 10:01  •  печать

Не просто архитектор. В Омске почтили память Альберта Каримова

О бывшем главном архитекторе Омска, занимавшем эту должность без малого 30 лет, говорят не иначе как о выдающемся зодчем эпохи. Его работы стали городскими ориентирами и наверняка знакомы даже тем, кто далёк от архитектуры.

На здании по ул. Лермонтова, 4б, недалеко от омского шара, висит памятная доска, посвящённая архитектору Альберту Михайловичу (Минихановичу) Каримову (1941 - 2015). Здесь он жил, а напротив его дома участок набережной Оми в 2018 году был назван его именем. Накануне, 19 ноября, было десять лет, как Каримова не стало.

Светлана Шевченко, заслуженный архитектор России:

- У нас очень много было концептуальных творческих работ. Одну из них - концепцию формирования омской агломерации - недавно печатали. То есть с годами начинаешь осознавать, как много человек вложил, насколько это был глобальный архитектор. Особенно сейчас этого не хватает. Того уровня специалистов, которых сейчас готовят, недостаточно, мышление совсем не то. Недавно здесь была Елена Григорьева (вице-президент Союза архитекторов России, - прим. ред.), увидела меня и вспомнила, как мы приезжали из Омска, и все знали, где это. Как я гордилась, когда выступал Альберт Миниханович.

 

Стенд с работами Альберта Каримова на выставке в рамках Дней архитектуры

Коренной омич, он учился профессии в Новосибирске и Москве (Новосибирский инженерно-строительный институт (НИСИ) и Московский архитектурный институт (МАРХИ), где защитил кандидатскую) и всегда возвращался в Омск, хотя часто посещал иногородние и международные архитектурные форумы. В 1965-1971 годах работал в знаменитом на всю страну "Омскгражданпроекте", а с 1975-го, в возрасте 34 лет, стал главным архитектором Омска, генерируя и координируя застройку растущего мегаполиса. Плюс с 2002-го председательствовал на совете главных архитекторов городов России при Госстрое РФ. В 2005 году он оставил эту сферу, с 2008-го и до последнего года жизни возглавлял омское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) (деревянная Казачья слобода - место его детства). Профильной организацией - омским отделением Союза архитекторов России - руководил недолго, в 2011-2012 годах.

Александр Бегун, почётный архитектор России:

- Когда мы жили и работали при Альберте Михайловиче, было непросто, по-разному, но ты всегда чувствовал, что можешь прийти поговорить, объяснить и тебя выслушают. Сейчас такого нет, к сожалению. Поэтому всё зависит от нас, если мы будем сплочены и работать на результат, а не доказывать, что один умнее или талантливее другого, то, наверное, получится что-то интересное. Чтобы у нас вместо одного Альберта Михайловича была сильная омская организация Союза архитекторов <…>. Хотелось бы всем пожелать, чтобы архитекторы снова были во главе процесса, а не девелоперы, менеджеры или политики. Это зависит от власти и того, как мы с ней работаем. У Альберта Михайловича получалось. Сейчас - пока не сильно получается, потому что идёт смена поколений, политических и экономических парадигм. Ну, сетовать не будем, будем вспоминать, как было хорошо.

 

Среди узнаваемых объектов Каримова в Омске, например, киноконцертный зал на ул. Ленина (правда, сильно перестроенный в 2010-е годы), реконструированный органный зал на ул. Партизанской, утраченный кинотеатр "Сатурн" в Амуре, ДК "Химик" в Нефтяниках, Дом политпросвещения на ул. Красный Путь (ныне региональный центр по связям с общественностью и концертная площадка), интерьеры и светомузыкальный фонтан Музыкального театра.

Ирина Стуканёва, главный архитектор ИТП "Град", профессор Международной академии архитектуры в Москве (МААМ):

- Я из его уроков вынесла приём - предложить на обсуждении проекта синицу, на которую все отвлекутся, а идея, которую ты заложил, пройдёт. Мы так делали последний с ним проект - генеральный план Усть-Заостровки. Я убеждала, что там никак не будет моста через Иртыш. А он сказал: конечно, не будет, зато все начнут обсуждать этот мост, а на другое не обратят внимание. Таких историй много. Он был великий человек в том плане, что был не просто архитектором, а обладал политическим чутьём. С ним ушла эпоха не только в Омске, но и в стране. Последние федеральные указы говорят о том, чтобы повышать статус архитектора. Начинается отматывание этого маховика. Посмотрим, к чему это приведёт. Во всяком случае, отсутствие такого генератора, который видит город и его проблемы целиком, стало очевидным для всего общества.

 

Здание концертного зала в 1967 г. (К. Савина, ОГИК музей/goskatalog.ru), памятник Достоевскому и лютеранская кирха (архив "Омск Здесь")

Многие проекты зодчего можно отнести к советскому модернизму, отличительному стилю эпохи. Позднее появились (частные и в соавторстве) лютеранская кирха на ул. Рождественского, Христорождественский собор на ул. Степанца, памятник Достоевскому на ул. Спартаковской, бывшее здание банка на ул. Красный Путь у "Зелёного острова". В числе более глобальных - проекты планировки районов на ул. Маршала Жукова, ул. Труда, Омской крепости и самой омской агломерации. Как видно из воспоминаний его коллег и учеников, масштаб и Каримов - синонимичны. 

Валентина Бакуменко, координатор программы "Проект 90", посвящённой юбилею омского отделения Союза архитекторов России:

- Он мыслил комплексно и масштабно, ставил высокие цели и шёл к ним планомерно. В том числе открытие кафедры в СибАДИ. Спасибо за те лекции, которые он проводил, за такие мероприятия, как "Сибирская пирамида", где наши студенты могли поехать в результате конкурса на стажировку в Италию. Было приятно знать, что есть такие перспективы и возможности, что есть всемирные форумы, на которые ездят наши архитекторы, что у них есть свой взгляд на архитектуру. Прекрасно, что в истории нашего города есть такая личность.

 

Набережная им. академика Альберта Каримова

Фото: Илья Петров

Читайте также