Темой этого года стал "Город героев". "Герой - это тот, с кого можно брать пример. Рассказ о городе героев - это рассказ об омичах", - поясняли организаторы. По итогам предварительного отбора к экспозиции допустили 77 произведений, или 103 предмета в целом, от 74 авторов - как индивидуальных, так и в составе творческих коллективов.
- Подтверждением того, что наши художники самые талантливые, классные и самой широкий фантазии, служит эта экспозиция, которая показывает героев совершенно разных областей, героев неидеальных, которые на первый взгляд кажутся обычными людьми, нашими современниками, - отметила замдиректора по научной и выставочной работе городского музея "Искусство Омска" Анастасия Гараева.

Так какие они, герои через призму искусства? Работники пединститута на Партизанской и работники, которые реставрируют фасады исторического корпуса, маяча за окном, в изображении художницы Светланы Костиковой. Глаза и улыбка сантехника Степаныча, показавшиеся в темноте люка в виде напольного коврика, от иллюстратора, художника-модельера Шуры Тумашовой (Marxxxa).


Целую "Героическую книжку для начинающих и обычных героев", или, если подсчитать, 16-типтих, показал представитель примитивизма и наивного искусства Игорь Николаев, автор мерча про "Sуперsибиряка". "Триумфальnая аrка не работает! Cовершайте подвиги проsто так!", "Злодеев помнят дольше чем геrоев", "Что-то героичеsкое в этом еsть! Работа, дом, работа" - гласит "руководство".
- Я нихочу покинуть Омsк, я хочу быть лёчиком! - кричит его маленький герой, сидя на горшке, по-новому конструируя меметичную фразу "Не пытайтесь покинуть Омск".


В другой картине художник отдал дань омскому инженеру Арсению Горохову (1935 - 2020), который изобрёл "программирующий прибор интеллектор" с монитором и системным блоком ещё до Microsoft и Apple, но на развитие которого не было финансирования.

Будто немного уставшая "Омичка" с аллюзией на шоколадную "Алёнку" Владимира Богданова невольно перекликается с бабушкой с цветущими одуванчиками в руках в качестве символа "Вечной весны" Ирины Белоусовой. Белый 1917-й - с красным 1922-м в "Страницах истории" Анны Кирилловой. На прошлогодний конкурс она, к слову, выставляла Омскую птицу, которая ловит метрокоины.


- Если говорить о болезненных темах, то меня реально удручает, что, гуляя по городу, встречаю места, на которые мне не хочется смотреть. Есть архитектура, которую мне не хочется видеть. Есть бесконечные рекламные вывески, которые некрасивые. Хотя в нашем городе и на моём курсе обучалось много талантливых дизайнеров, в том числе и графических. Но все они уехали в другие города. Спроса на хорошего дизайнера, хорошего художника, на человека, который хорошо будет влиять на внешний вид города, у нас нет. Почему-то не так много людей, которых интересует эстетика, - делилась художница Ксения Романенко, чей романтичный квадриптих "Моё дерево" тоже представлен на выставке.

Помимо художественных произведений разных техник, традиционно в рамках выставки экспонируются реализованные и концептуальные архитектурные проекты, частично пересекаясь с профильными событиями омского Союза архитекторов: новый лицей в микрорайоне Прибрежном, застройка жильём бывшей промзоны завода им. Козицкого, литературные павильоны на месте "Флоры", временное благоустройство привокзальной площади вместо более глобального проекта с подземным торговым комплексом.
- Концепция транспортно-пересадочного узла была разработана на основании инвестиционного соглашения в преддверии 300-летия Омска. Проведённое предпроектное исследование показало наличие массы проблемных участков, пересечение интересов местных жителей и пользователей узла, федеральных, региональных и муниципальных структур. Решения, предложенные в проекте, [разрешали] противоречия, создавая единый градостроительный ансамбль, включающий как существующие здания, так и новые объекты, озеленённые пространства. Активное использование подземного пространства, оптимальная транспортная схема позволили освободить центральную часть площади под размещение сквера-сада - "визитной карточки" города, - говорится в описании работы архитектурной группы "Рим".


Поскольку выставка является ещё и конкурсом, жюри, в состав которого входят представители творческих союзов, искусствоведы, культурологи, определит автора (авторов) лучшего произведения, а также лауреатов сопутствующих номинаций (денежные мотивации прилагаются). Одна из них "Приз зрительских симпатий": отдать голос за понравившуюся работу могут зрители и гости выставки. Итоги станут известны 29 августа. Победившие произведения пополнят коллекцию музея.
А каких героев узнаете вы? Смотрите в фоторепортаже Ильи Петрова.
