Омский драматический театр "Галёрка" вновь решил обратиться к творчеству советского драматурга Александра Вампилова. Так, 27 марта, во Всемирный день театра, состоялась премьера спектакля "Провинциальные анекдоты" (12+), который наглядно показал зрителям, как маленькие бытовые ситуации могут разрастаться до экстремальных масштабов. Режиссёром-постановщиком выступил народный артист России, корифей омской сцены Валерий Алексеев.
В основе постановки лежит одноимённое произведение, в котором две одноактные пьесы: "История с метранпажем" и "Двадцать минут с ангелом". Обе истории разворачиваются в провинциальной гостинице и происходят они с обычными людьми.
Кто такой метранпаж? Высокопоставленный чиновник или простой рабочий? Ответ на этот вопрос попытались найти актёры театра в первом отделении спектакля. Середина 1960-х и правило "после 23:00 никаких гостей". По сюжету администратор гостиницы выгоняет одного из постояльцев из номера его соседки. "Дела, товарищи, будете обделывать завтра", - говорит он мужчине, который по воле случая оказался не в своей комнате. А он всего-навсего хотел узнать результаты футбольного матча по радио, но у него перестал работать приёмник. Единственный выход - попросить у девушки послушать радиорепортаж. Администратор, вероятно, решил, что может устанавливать свои правила, подозревать людей в непристойных занятиях и применять силу, поэтому со скандалом выгоняет мужчину.
Позже выясняется, что этот гость не так прост. Он приехал из Москвы и работает в какой-то неизвестной организации, и профессия у него тоже странная - метранпаж. Чем он занимается? Возможно, депутат, сотрудник ОБХСС или журналист под прикрытием, который может рассказать всей стране о том, что происходит в этой гостинице. Боясь за своё место и судьбу, администратор решает, что единственный выход избежать наказания - сойти с ума.
Однако история совсем не о способности находить выходы из трудных ситуаций, а о смысле жизни, и это мы понимаем в финальном монологе главного героя. Жизнь даётся один раз, и нужно прожить её так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, как говорил классик.
- У героев "Провинциальных анекдотов" есть чему поучиться и молодым людям. Они учат нас смотреть на себя со стороны, чтобы понять, что в жизни существуют не только должности и что деньги не всё решают в этом мире. Главное, чтобы душа была чиста, чтобы совесть была чиста. Здесь все герои приходят к подобному знаменателю, - акцентирует режиссёр постановки.
Во втором акте рассказывается о трогательном случае, который может произойти с каждым. В ней есть безвыходная ситуация, ангел-спаситель и недоверие. Двое командированных, которых жутко мучает похмелье, пытаются найти немного денег, чтобы решить эту "проблему". Помощь приходит с совершенно неожиданной стороны. Появляется человек, который безвозмездно предлагает им не 3, и даже не 10, а целых 100 рублей. Не веря в его добрые намерения, выпивохи задерживают подозрительного типа и собирают товарищеский суд из соседей, чтобы разобраться в обстоятельствах.
Ситуация абсурдна - неужели желание помочь незнакомцу теперь является преступлением? Но всё на свои места расставит откровенный рассказ доброго незнакомца, который поведает, как невнимание к родителям побуждает повзрослевших детей больше не привязываться к деньгам, которые неспособны заглушить боль утраты.
"Провинциальные анекдоты" - это первая постановка из цикла спектаклей, которые готовит театр. Все они будут отражать абсурдность нашей повседневности. Примечательно, что Валерий Алексеев и Александр Вампилов знали друг друга очень хорошо, да и сам режиссёр признавался, последний драматург - классик ХХ века оказал огромное влияние на него. А в названии пьесы не случайно был сделан акцент именно на на слове "анекдот".
- Анекдот - это совершенно другой жанр. Это не комедия, это не водевиль. И надо играть эти истории именно как анекдоты. Я, конечно, рисковал, не знал, что получится, но по крайней мере я работал с радостью, с любовью к Александру Вампилову и к этой драматургии, - отмечает Валерий Алексеев.
Место смеху здесь, естественно, будет, но позже он трансформируется в такой жизненный урок, который, пожалуй, каждый запомнит надолго. Если говорить о характере постановки, то здесь не нужно ждать безумного экшена или удивительных декораций. Всё происходящее на сцене воспринимается как-то по-домашнему, в размеренном темпе. Спектакль - прекрасная возможность расслабиться после напряжённого трудового дня и заодно насладиться реквиемом Моцарта.
Сам Валерий Алексеев не скрывает, что каждый раз, когда он обращается к вампиловской драматургии, материал для него открывается с иной стороны. Народный артист был и актёром в постановках по пьесам драматурга, и выступает в качестве режиссёра. Последнее позволяет более широко взглянуть на материал, словно приподняться над сценой и оценить суть более глубоко.
Несмотря на то что со дня гибели драматурга прошло более сорока лет, его произведения до сих пор отличаются оригинальностью сюжета, яркостью характеров и насыщенностью конфликта. Автор всегда проявлял внимание к семейному быту и конфликту поколений. Он вместе со своими персонажами рассуждал о смысле жизни, помещая их в такие житейские ситуации, которые открывают нравственные основы жизни.
- В 1972 году в Саратове на гастролях мы играли сотый спектакль "Прощание в июне". Незадолго до этого я шёл на день рождения Юрия Ицкова и встретил Сашу, который только прилетел из Москвы, он пробивал там пьесу. Я пригласил его с собой, но [он не пошёл и] мы попрощались, он сказал, что мы увидимся на сотом спектакле. И это был последний раз, когда я его видел. До сих пор помню, как в 5 утра мне сообщили, что Саша утонул. Вечером у нас был спектакль "Прощание в июне", сотый. Мы репетировали и играли как никогда. Все сцены по-новому зазвучали, - делится воспоминаниями Валерий Алексеев.
Актёры, которым удалось поработать в спектаклях, поставленных по произведениям драматурга, отмечают, что его пьесы очень легко воспринимаются публикой. Ведь зачастую в их основе лежат сюжеты про молодёжь, которая, несмотря на то что сегодня выглядит намного иначе, мало чем отличается от той, что была 50-60 лет назад. Подтверждение этому можно найти в спектакле "Прощание в июне" (12+), премьера которого состоялась почти два года назад на сцене "Галёрки".
"Провинциальные анекдоты" вошли в вечерний репертуар театра, но, к сожалению, свободных билетов на мартовские спектакли уже не осталось. Следующие показы состоятся 15 и 30 апреля, а также 22 мая.