6 апреля в Органном зале Омской филармонии пройдёт концерт дуэта "СкрипкаForte". Совместный дебют скрипача Равиля Ислямова и пианистки Светланы Пономарёвой состоялся в 2022 году в Большом зале Московской консерватории. Также за это время музыканты выступали на площадках Санкт-Петербурга и Владимира. Теперь на гастрольной карте проекта появится ещё одна точка - Омск.
Сибирский город - родной для Светланы Пономарёвой. Здесь она родилась, выросла, окончила музыкальное училище им. В. Я. Шебалина. Корреспондент "Омск Здесь" пообщалась с пианисткой и узнала, каким может быть творческий путь в России и за рубежом.
- Светлана, когда музыка пришла в вашу жизнь?
- Мои родители не музыканты, но музыку в нашей семье всегда любили. И все хорошо пели. Папа от природы был очень музыкален, имел красивый голос и в армии пел в Дальневосточном военном хоре. Мы с сестрой тоже часто пели на два голоса. А когда приходили гости - у нас прям хор получался. Соседи спрашивали: "Вы что? профессионалов пригласили?!".
- А какие песни на таких посиделках исполнялись?
- Разные: народные, эстрадные, из кинофильмов, городские романсы.
- Когда произошла первая встреча с фортепиано?
- В детском саду в музыкальной комнате стояло пианино - первый образ этого инструмента в моей жизни. А музыкальная работница, которую звали в точности как меня - Светлана Михайловна, была первым образом пианистки. Когда я приходила из сада домой, то садилась за стол, брала какую-нибудь книгу, распахивала её перед собой, словно ноты, и начинала играть на столе, как на воображаемом пианино. Так что, можно сказать, не я выбрала фортепиано, а оно меня.
- И как на это реагировали родители?
- Мама, конечно, сразу заметила и в шесть лет отвела меня в музыкальную школу. Папа поддержал идею покупки пианино, что было героическим поступком родителей в то время. Так я начала учиться в ДМШ № 4, ныне ДШИ № 4 им. Ю. А. Вострелова, в классе по фортепиано Светланы Алексеевны Гордеевцевой. Затем я поступила в Омское музыкальное училище им. В. Я. Шебалина в класс Ларисы Александровны Грицай. Кстати, у неё мы учились вместе с Кириллом Петренко, сейчас это главный дирижёр Берлинского филармонического оркестра. Вообще, среди выпускников омской Шебалинки много выдающихся музыкантов: Народный артист России, домрист Александр Цыганков, хоровой дирижёр и ректор РАМ им. Гнесиных Александр Рыжинский, дирижёр и начальник Центрального военного оркестра Минобороны РФ Сергей Дурыгин, пианистка и концертмейстер Хора Минина Елена Ильина и многие другие.
Светлана Пономарёва с Сергеем Дурыгиным и Еленой Ильиной
- Сегодня с кем-то из однокурсников общаетесь?
- Конечно. У нас был очень дружный курс. Как раз с Сергеем Дурыгиным и Еленой Ильиной мы вместе учились и до сих пор общаемся, встречаемся. Когда я жила в Канаде, для меня было очень важно поддерживать это общение.
- Интересный этап вашей биографии - жизнь в Канаде. Как вы туда попали?
- Прежде нужно сказать, что в 1989 году я поступила в Российскую академию музыки им. Гнесиных, где училась сначала в классе профессора Александра Игоревича Саца, а затем в классе Заслуженного деятеля искусств РФ профессора Александра Александровича Александрова. Во время учёбы в Гнесинке была насыщенная концертная жизнь, мы много выступали. С Александровым ездили по стране и за рубеж, играли концерты, "иллюстрировали" лекции профессора, участвовали в его мастер-классах и семинарах. В это же время мне довелось принять участие в Международном конкурсе пианистов им. Эстер-Хоненс в Канаде и Young Concert Artists в Америке. Тогда и завязались профессиональные и дружеские связи на том континенте, куда меня впоследствии часто приглашали на фестивали и в творческие мастерские.
- Когда переехали в Канаду?
- Учёба закончилась в конце 90-х... И по окончании ассистентуры-стажировки пришлось два года работать не по профессии. В частности, в английской строительной компании секретарём-переводчиком: плинтуса, гипсокартон, растаможка грузов, перевод бухгалтерских отчётов... Романтика. Помню, у одного из моих британских боссов был сильный акцент кокни, и поначалу я его с трудом понимала. Потом всё-таки приноровилась. Но музыка звала, хотелось играть на сцене. Надо было что-то в жизни менять. И вот в 1999 я поехала в Канаду и вновь оказалась в Калгари. Всё складывалось поначалу непросто, но в итоге я стала играть, заниматься любимым делом. Там встретила своего мужа Марка - учёного-геолога, большого меломана и прекрасного художника. А в 2004-м мы переехали в красивейший город Ванкувер, и у нас родился сын. Вот такая счастливая история.
- Другая страна - другой язык. Как вы решали эту проблему?
- К тому времени я уже неплохо знала английский. Частые поездки, жизнь в англоязычных семьях, работа в английской компании - всё это явилось отличной языковой практикой. И теоретическая база была крепкая - с педагогами английского мне тоже в жизни повезло. Вообще, этот язык я любила с малых лет. Старшая сестра учила меня в детстве английским словам, а я приходила в садик, щеголяла ими в перемешку с абракадаброй и рассказывала всем, что родилась в Лондоне.
- А дома на каком языке общаетесь?
- Наш семейный язык английский. Но у сына три родных языка, так как папа француз, мама русская, а среда, где он родился и вырос, англоязычная. Для нас с мужем было крайне важно, чтобы сын, живя в Канаде, впитал и французскую культуру, и русскую. Поэтому я ему каждый день до 13 лет читала русские книги вслух, хотя он и сам очень много всего читал. Поскольку я была для него единственным носителем русского языка, то приходилось быть таким "живым радио". Мы постоянно разговаривали, всё время что-нибудь обсуждали. Вообще, у Антуана было очень насыщенное детство: домашнее обучение, серьёзные занятия большим теннисом, гольфом, многочисленные турниры, занятие художественным чтением. Ну и, конечно, мы активно занимались музыкой - фортепиано и композицией. Он много выступал и сольно, и со мной в дуэте, побеждал в конкурсах и как пианист, и как композитор, и как чтец. У него большой список регалий.
- Какие проекты удалось реализовать за период жизни в Канаде?
- Наверное, мой главный проект - это сын Антуан (смеётся). В Канаде я выступала с сольными концертами, записала восемь компакт-дисков, читала лекции. В 2004-м состоялся мой дебют в нью-йоркском Карнеги-Холле. И периодически я приезжала с концертами в Россию, в том числе в родной Омск, где выступала и сольно, и с Омским камерным и Омским симфоническим оркестрами. И, конечно же, незабываемые и, я бы сказала, судьбоносные выступления на фестивале "Спасская башня" в Москве.
- Почему решили вернуться в Москву?
- В 2021 году мы переехали в Россию. Это решение зрело давно. Но "духовным толчком" для его принятия стал именно Международный военно-музыкальный фестиваль "Спасская башня". Фестиваль проходит ежегодно в конце лета на Красной площади. В 2016 году меня пригласили выступить на гала-концерте в Александровском зале Кремля с Центральным военным оркестром министерства обороны РФ и главным военным дирижёром России, одним из основателей фестиваля "Спасская башня" Валерием Халиловым. Это была большая честь. А в 2017-м я опять получила приглашение выступить на гала-концерте, и дирижировал Центральным военным оркестром Сергей Дурыгин! Мы приехали тогда в Москву всей семьёй. Атмосфера этого грандиозного праздника, общение с интересными людьми нас чрезвычайно вдохновили. Среди участников концерта был юный 16-летней скрипач, который поразил нас зрелостью и мастерством. Его звали Равиль Ислямов. Мы стали следить за творческой судьбой Равиля, за его выступлениями, за первым конкурсом Чайковского.
Надо сказать, что фестиваль "Спасская башня - 2017" очень впечатлил нашего 13-летнего сына. Вернувшись в Ванкувер, он сразу принялся что-то сочинять и через пару месяцев показал нам оркестровую фантазию, которая называлась "Дорога к Спасской". В 2022 году на фестивале "Новой музыки" в Омске это произведение исполнили Омский симфонический и дирижёр Дмитрий Васильев. А в настоящее время Антуан - студент третьего курса теоретического отделения Музыкального училища имени Гнесиных.
- Сейчас вы играете в дуэте "СкрипкаForte". Как появился этот коллектив?
- В 2021 году мы приехали в Москву и, проходя мимо консерватории, увидели афиши с именем Равиля Ислямова. Мы, конечно же, пошли его послушать. Это был уже взрослый юноша и высококлассный профессионал, "отточенный бриллиант". Мы встретились за кулисами, все друг друга узнали. Потом начали дружески общаться, и в какой-то момент Равиль предложил вместе поиграть. Заниматься мне тогда особенно было некогда и негде, мы ведь недавно переехали, и нам нужно было решать много проблем. Инструмента под рукой не имелось, я иногда ходила в репетиторий. И тут звонит Равиль и говорит: "Светлана, можете приехать сегодня в консерваторию? Почитаем с листа"... "Так, - думаю. - Мне бы сначала ля-бемоль найти" (смеётся). Я побежала в репетиторий, немножко поиграла, и на следующий день мы встретились. С листа пришлось читать среди прочего "Тарантеллу" Шимановского... а это сплошная "чёрная икра", то есть много нот и в быстром темпе. Но всё прошло благополучно, мы почувствовали общую волну. С тех пор вместе музицируем, и у нас сложился дуэт "СкрипкаForte". Равиль - скрипка, а я - forte.
- Расскажите, как проходят ваши репетиции?
- У Равиля очень плотный концертный график. Когда он в Москве, мы встречаемся у нас дома и репетируем. Обычно это такой многочасовой сеанс с чаем и разговорами. И это здорово, нам интересно общаться на разные темы. Ведь нужно быть единомышленниками на сцене и в жизни. Сейчас уже репетируем программу для омского концерта. Ждём с нетерпением встречу с омской публикой!
- Я знаю, что у вас есть книга "Сны в электричке". Почему решили заняться писательством?
- Ну, писательством я бы это не назвала, скорее, пробы пера. "Сны в электричке" - маленький опус из четырёх рассказов, собранный из московских зарисовок. Как-то в Канаде я нашла свои студенческие записи, и мне они показались увлекательными. Так родились "Сны в электричке". Но сначала появились стихи. В драматичный момент жизни в сознание начали биться поэтические строчки, рождались стихи - так эмоции искали выход. То есть специально я писать не умею, это приходит само и не отпускает. К примеру, в начале 2000-х в Канаде на меня вдруг нахлынули воспоминания детства: всё, что было в садике, имена детей, каждая трещинка на асфальте на игровой площадке, наши тропинки, секретики, которые мы с девчонками прятали. Я поняла, что если я не начну записывать этот поток, то просто сойду с ума. Нужно дать воспоминаниям выплеснуться. Это была своего рода терапия, такой самоанализ, видимо. Прошло время, у нас родился сын, и я уже ему читала свои записи, а он с любопытством слушал рассказы про моё омское детство. Мало-помалу заметки сортировались, вырисовывалось целое, и получилась небольшая повесть о детстве "Лёгкий город", своего рода капсула времени. А в рассказах "Сны в электричке" описана юношеская пора, студенческая.
- А кто автор иллюстраций к книге?
- Маленькие картинки карандашом принадлежат маме мужа, она хорошо рисовала. Причём она понятия не имела, что её рисуночки станут частью книжки. Она просто как-то сидела и рисовала для Антуана разные машинки. А у меня уже созрел план. Я подсела рядом и просила её изобразить то собачку, то письмо, то вагончик, то цветок. Мне нужны были небольшие виньетки для рассказов. И таким образом она, сама того не зная, создала набор иллюстраций к книжке.
- Был ли у вас ещё писательский опыт?
- Опять же, я не писатель, не поэт. Но иногда что-то получается. К примеру, с Сергеем Дурыгиным, который, ко всему прочему, ещё и композитор и аранжировщик, у нас сложился неожиданный дуэт. Он написал уже три песни на мои стихи, и одна из них стала гимном омской Шебалинки.
- Как появилась идея написать гимн?
- В 2020 году наше училище праздновало 100-летие, и у нас возникла идея написать песню к юбилею. Если получится, конечно. А так как по заказу я писать не умею, то мне в голову долго ничего не приходило. Но в какой-то момент процесс пошёл, и сложился вальс. Помню, я прислала Сергею текст песни на Первое мая, ему понравились стихи, а летом он написал музыку, сделал аранжировку. Так родился "Вальс для Шебалинки". Исполнили его на юбилейном концерте солисты, хор и оркестр училища - это было грандиозно!
- Как на всё это хватает энергии?
- После 22 лет жизни в другой стране я наконец-то дома, это даёт много сил. Общение с друзьями, единомышленниками, слушателями, которые приходят на наши концерты, - это всё взаимообмен энергией. А когда ты делишься, то к тебе возвращается во много раз больше. Да и нет другого выхода, нужно делать дела и успевать всё.
- Есть ли у вас какой-то жизненный девиз или фраза, которая даёт силы?
- Есть две установки, причём с восклицательным знаком: "не ленись!" и "не ной!". Ну, и наша русская пословица: на бога надейся, а сам не плошай.
Фотографии из личного архива героини материала, главное фото создано с помощью Midjourney