Пришло время подвести итоги года в игровой индустрии. В нашей подборке вас ждут ремейки, продолжения и переосмысления классики, яркие игры из Азии, громкие блокбастеры и инди-проекты, которые смогли затмить всех.
Космоэкшен, игроки и корпорации: Helldivers 2
Скриншот из игры Helldivers 2 (Источник: store.steampowered.com)
2024-й отметился сразу двумя зубодробительными хитами, у которых много общего. Оба - сиквелы с возможностью кооперативной игры, в космическом сеттинге и вселенной, где всегда кипит битва.
Первый из них - Helldivers 2 (18+) от Arrowhead Game Studios. События этого проекта развиваются в далёком будущем, в котором игроку предстоит стать одним из адских десантников, элитных солдат, которые сражаются с жуками Терминидами и киборгами Автоматонами.
В какой-то момент об игре начали говорить вообще все. После релиза её онлайн превышал 450 тысяч человек. Сначала проект привлёк внимание ураганным весельем геймплея, затем породил множество мемов и оказался в центре одного из главных скандалов года. Дело в том, что релиз Helldivers 2 состоялся и на ПК, и на PlayStation, но в один прекрасный день Sony заявила, что выпустит патч, который вынудит ПК-геймеров регистрироваться в сервисе PlayStation (PSN). Без регистрации поиграть не получалось. Проблема заключалась в том, что PSN есть далеко не во всех регионах, а значит, тысячи игроков могли бы просто потерять доступ к игре, ведь попытки обойти это неприятное препятствие могли повлечь за собой бан.
Буря, которая поднялась в соцсетях и фанатских сообществах, в итоге вынудила компанию отказаться от этой затеи. Вот только репутация игры оказалась изрядно подмочена негативными отзывами, от которых проект так и не оправился. В итоге самая быстро продаваемая игра в истории Sony скатилась к онлайну примерно в 15-25 тысяч человек.
Тёмная вселенная: Warhammer 40,000: Space Marine 2
Скриншот из игры Warhammer 40,000: SpaceMarine 2 (Источник: store.steampowered.com)
В сентябре состоялся релиз другого крупного космошутера в брутальной технофэнтезийной вселенной Warhammer 40,000 - SpaceMarine 2 (18+) от SaberInteractive. Тут игрок берёт на себя роль космодесантника ордена Ультрамаринов по имени Тит, которого обвинили в ереси и отправили в заточение.
Серия Warhammer славится несколькими фишками. Во-первых, нескончаемым объёмом контента в ней. История далёкого будущего началась с настольного варгейма (стратегической игры, в которой имитируются боевые действия, а игрок управляет отрядами войск и техникой), а разрослась до десятков видеоигр, комиксов и ответвлений и сотен романов. Всё это разнообразие породило мемы про 40-часовые разборы хронологии вселенной Warhammer.
Второй аспект, о котором слышали даже те, кто к франшизе не притрагивался, - это страсть к гигантизму, размаху и эпичности (это заметно и по количеству произведений). И SpaceMarine 2 даёт игрокам прочувствовать этот масштаб, погружая в атмосферу тёмного будущего и давая возможность ощутить себя всемогущим космодесантником.
Игра пришлась по душе бывалым фанатам Warhammer 40,000 и стала отличной точкой входа для новичков, готовых с головой погрузиться в изучение этой неохватной вселенной.
Борьба с "повесткой": Stellar Blade
Скриншот из игры Stellar Blade (Источник: stellar-blade.com)
Ещё одним хитом стала южнокорейская Stellar Blade (18+). На портале Metacritic игра получила 9,2 балла от пользователей и положительные отзывы от критиков. Но в инфополе обсуждали не столько геймплей (о нём расскажем ниже), сколько внешность главной героини Евы. Дело в том, что в последние годы геймдев вязнет в том же болоте толерантности, что и киноиндустрия. В самом этом в принципе нет ничего плохого. Но когда он навязывается аудитории, становится "повесточкой", а все несогласные подвергаются безжалостному хейту и отмене - невольно начинаешь скучать по проектам 00-х, где с этим было гораздо проще.
Вернёмся к Stellar Blade - кто-то оценил решение разработчиков, кто-то осудил. Одно из видных изданий даже заявило, что главная героиня Stellar Blade похожа на "куклу, сексуализированную тем, кто никогда не видел женщин", - мол, не может женщина так выглядеть. Вот только Ева полностью срисована с реальной корейской модели. Неосторожное высказывание обернулось скандалом, и игровому порталу пришлось приносить извинения за свои слова.
Из-за этого обсуждение других аспектов игры как будто ушло на второй план, а обсудить там есть что. Например, игроки во многом оценили боевую систему Stellar Blade, которую сравнивали с классическими слэшерами и Sekiro: Shadow Die Twice (18+). Каждый бой с боссом здесь требовал от игрока уникального подхода, экспериментов и создания собственного билда.
Другое преимущество, с которым согласились многие, это визуал игры - разработчикам удалось создать стильную, детализированную картинку, на которую приятно смотреть. Дизайну игры также стоит отдать должное - выглядит всё в лучших традициях научной фантастики и постапокалипсиса.
Минусы у проекта тоже нашлись. Не все оценили сюжет и проработку характера главной героини и открытый мир. Несмотря на это, релиз игры стал одним из самых ярких событий этого года.
Долгое путешествие: Black Myth: Wukong (16+)
Скриншот из игры Black Myth: Wukong (Источник: store.steampowered.com)
Ещё один заметный релиз из Азии - в этот раз игра основана на классическом китайском романе "Путешествие на Запад", который был написан в конце XVI века. Главный герой - обезьяна, образ которой основан на персонаже Сунь Укуне, царе обезьян. Наш протагонист умеет не только сражаться, но и принимать различные формы, помогающие ему в путешествии.
Атмосфера, живописный мир и увлекательные бои обеспечили игре высокие оценки прессы и звание лучшей игры по версии Golden Joystick Awards.
Игра наполнена уникальным для игровой индустрии сеттингом китайской мифологии, что подкупило часть игроков, ринувшихся изучать этот необычный мир. Другую же часть аудитории отвадили от неё проблемы с оптимизацией.
Возвращение франшизы: Dragon Age: The Veilguard
Скриншот из игры Dragon Age: The Veilguard (Источник: store.steampowered.com)
В 2024 году игроков ждало путешествие в одну знакомую вселенную - студия BioWare выпустила следующую главу в истории Dragon Age с подзаголовком The Veilguard (18+).
Франшиза началась со ставшей культовой Origins (18+) 2009 года. Игра отправляла нас изучать материк Тедас, которому угрожал Мор и Порождения Тьмы. С тех пор следующие игры франшизы вызывали всё более спорные оценки, но свою преданную фанбазу всё же собирали. Пришло время четвёртой части серии.
Её события стартуют спустя несколько лет после финала триквела. В этот раз главным героем станет член Стражи завесы, группы людей, которые, собственно, охраняют Завесу, отделяющую Тедас от мира, наполненного демонами.
Продолжение истории Dragon Age получило неплохие оценки в прессе. При этом новая часть франшизы сменила фокус с ролевой составляющей на экшен, что понравилось далеко не всем. Также критику вызывала и "повесточка", которая в основном гнездится в редакторе персонажей и необязательных квестах одного из персонажей.
Неожиданный хит: Balatro
Скриншот из игры Balatro (Источник: store.steampowered.com)
Какой проект может всерьёз потягаться с крупными играми о суровых космических солдатах или азиатскими экшен-приключениями? Наверняка это должно быть что-то большое, пафосное, с непрекращающимся весельем и глубоким сюжетом.
Или же это может быть карточная игра с покерными правилами в основе.
Balatro (18+) стала одним из главных сюрпризов года, перехватив на себя внимание уставшей от крупных тайтлов аудитории. Здесь игроку нужно набирать очки, собирая покерные комбинации и используя "джокеров" - карты, дающие особые пассивные эффекты.
Благодаря простоте правил и разнообразию тактик игра затянула в себя сотни тысяч геймеров, напрочь сжигая их свободное время.
Если хочется во что-то позалипать, а истории о спасении миров уже поднадоели - путь в карточный водоворот открыт всегда.
Ужасы одного знакомого городка: Silent Hill 2
Скриншот из игры Silent Hill 2 (Источник: store.steampowered.com)
Говорить о том, какое значение имеет эта серия игр для жанра ужасов и индустрии вообще, не приходится, так что было лишь вопросом времени, когда оригинальные проекты обретут свои ремейки, особенно на фоне успешных камбэков Resident Evil (18+).
В случае с Silent Hill 2 многие сомневались в успехе ремейка. Ведь его доверили не самой звёздной команде разработчиков Bloober Team. Но "блуберы" не подвели! Ремейк (18+) открыл для новой аудитории дорогу в одну из самых загадочных франшиз, что не может не радовать. Игра не перечёркивает достоинства оригинала, но освежает устаревшие детали, возвращая классику к жизни. Это не бездумный "копипаст" оригинала на современный движок, а переосмысленная игра, которая сможет удивить даже фанатов серии. За саундтрек (он всё так же прекрасен) отвечает культовый Акира Ямаока. И пусть новый саундтрек ещё недоступен на "Яндекс Музыке" - поделимся с вами классической версией, от которой до сих пор идут мурашки по коже.
Сложно сказать, подарил ли 2024 год игрокам хиты на все времена, но свою порцию веселья свежие проекты смогли нам доставить. За последние 12 месяцев игроки успели попутешествовать по космическим просторам, изучить волшебные миры и сыграть пару-тройку сотен партий в картишки. А вот во что мы будем играть в 2025-м - поговорим в следующем материале.