"Для 300-летнего персонажа очень неплохо сохранилась". В Омск привезли чучело собаки Петра I и его посмертную маску
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 25 октября 2024, 20:55  •  печать

"Для 300-летнего персонажа очень неплохо сохранилась". В Омск привезли чучело собаки Петра I и его посмертную маску

Криповатые, но с глубоким подтекстом экспонаты стали частью большой выставки, которую в Омске ждали около 5 лет. Некоторые из предметов никогда не покидали пределов города на Неве. А некоторые превратили в интерактив, чем пошатнули классическое музейное "Руками не трогать!" Обо всём рассказываем подробно.

Пётр-самодержец, Пётр-кораблестроитель, Пётр-новатор и ещё много определений можно дать широкой деятельности первого российского императора. Петровская эпоха и через 100 лет после её завершения, и сегодня воспринимается как одна из самых значительных, а сам он, пожалуй, наименее подвержен критике последующих поколений, несмотря на крутой нрав.

 

Кроме прочих его интересов выделяются естественно-научные. Та самая кунсткамера, или кабинет редкостей, куда не каждый готов зайти, основана Петром, а её экспонатами становились после смерти его собственные животные, по его же указанию превращённые в чучела.

"За верность не умираю"

Одного такого питомца, ещё ни разу не покидавшего Петербург, привезли в Омск в рамках выставки "Пётр I и его эпоха" (0+) в центре "Эрмитаж-Сибирь".

- К сожалению, история не сохранила имени [собаки], вернее, клички. Иосиф Беляев (один из первых хранителей кунсткамеры, автор описания "Кабинета Петра Великого", - прим. ред.)писал в конце 18 века, что "перед нами собака неизвестной породы, лежачая". Если говорить про породу собаки, то, скорее всего, это левретка, с оговорками, конечно. Комнатная собачка <…>. Конечно, чучела и моль могла поесть. Но они обработаны очень хорошо, и наши специалисты серьёзно поработали. Для 300-летнего персонажа она очень неплохо сохранилась, - рассказал куратор экспозиции, заведующий сектором "Зимний дворец Петра I" отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Сергей Нилов.

Видимо, отметил специалист, монарх был настолько привязан к питомцу, что не хотел расставаться с ним и после смерти. Понятно, что в XVIII веке навыки таксидермии были развиты не так, как сейчас. Тем не менее заинтересованность Петра I в новейших европейских технологиях обеспечила нам возможность посмотреть на его питомцев.

Император был собачник, как сказали бы сегодня. Охотничьи и комнатные - они были непременным атрибутом любого европейского двора того времени. Пётр и сам покупал животных, и принимал в дар, в том числе предметы, связанные с ними. Например, золотую турецкую монету с абрисом "уродливой собаки", подаренную военачальником, князем Семёном Мещерским. Не отставала его вторая супруга Екатерина Алексеевна, будущая императрица Екатерина I. Она описывала случай, как дипломат, граф Савва Рагузинский-Владиславич привёз ей из Венеции "двух собачек комнатных маленьких лохматеньких и двух лысеньких".

До нашего времени сохранились чучела булленбейсера, или быкодава Тирана, гладкошёрстого терьера Лизетты, а также мерина персидской породы тоже по кличке Лизетта, которые сегодня находятся в зоологическом музее Петербурга. Про них известно несколько историй. Тиран "знала некоторых вельмож столь твёрдо, что при отлучке служителей нашивала иногда к ним письма, и от них обратно приносила на оные ответы". Лизетта спасла приговорённого к смертной казни. Пётр запретил обращаться с просьбами о помиловании даже супруге. Поэтому последняя, когда к ней пришли подданные, заверяя в невиновности осуждённого вельможи, придумала заложить записку за ошейник собаке, которую очень любил император. На драгоценной накладке её ошейника, которая хранится в Эрмитаже, красовалась надпись "За верность не умираю". Ну а жеребец спас самого Петра из-под пуль Полтавского сражения.

Лизетта и Тиран в зоологическом музее Петербурга

Погрузиться в полумрак и прикоснуться к императору. Буквально

Не меньше отвечают естественно-научному вектору эпохи барельеф с оттиском ладони императора и его посмертная маска, которые тоже привезли в Омск. Оттиск сделан по следу, оставленному самодержцем на песке в основанном им чугунолитейном заводе в Липецке. Что касается маски, то архитектор и скульптор Бартоломео Карло Растрелли, автор целого ряда скульптурных изображений Петра I, в день смерти императора был вызван во дворец для снятия гипсовых слепков с лица, рук и ног, а также для выполнения точных обмеров его тела. Позднее слепок с лица умершего был отлит из бронзы.

Дополнительную атмосферу при рассматривании этих экспонатов создаёт полумрак, поскольку яркий свет может повредить коллекции, а также иммерсивные хитрости, на которые пошёл омский центр "Эрмитаж-Сибирь" - шум прибоя, который может застать вас внезапно в одной из комнат, ароматы янтаря, табака и выделанной кожи, ощутить которые можно под специальными колбами.

 

Ещё одна интерактивная особенность выставки - точная копия упомянутого выше оттиска ладони императора. В этом случае трогать экспонат разрешается и поощряется.

- Поздороваться с Петром, почувствовать аромат и звуки эпохи - с помощью современных технологий мы смогли создать погружение в эпоху. Мы живём не в замкнутом пространстве, так или иначе эти технологии имеют примеры реализации, и мы решили ими воспользоваться. Когда мы в 2019 году планировали открытие центра "Эрмитаж-Сибирь", то думали, конечно, о Петре и выставке, посвящённой ему. Ведь Омск - это петровский город (на этот счёт, правда, появилась альтернативная версия, - прим. ред). Это была наша мечта <…>. Надеюсь, что за эти пять лет центр стал точкой притяжения для горожан. Безусловно, мы не обольщаемся, что сегодня все знают о нём, но это не беда, для нас это вызов, всё впереди, - пояснила директор Омского музея изобразительных искусств им. Михаила Врубеля, в одном из корпусов которого расположен центр "Эрмитаж-Сибирь", Фарида Буреева.

"За это меня ругали"

В общей сложности выставка включает 228 предметов из собрания петербургского Эрмитажа: личные вещи императора, предметы из его коллекций, инструменты и приборы XVII-XVIII веков, привезённые Петром из Голландии, Германии, Англии и Франции, что даёт понять, как он стремился преодолеть технологическую отсталость России, а также произведения искусства, связанные с его ближайшим окружением и историческими событиями. В одном зале - государевы дела и флотская служба, в другом - более личное.

 

Здесь особую гордость экспозиции составляет, во-первых, токарно-копировальный гильоширный станок, на котором лично по нескольку часов в день трудился самодержец, выделывая блюда, медальоны и табакерки с особым орнаментом - гильош - в виде сети волнистых линий. Результат его стараний тоже можно увидеть на витринах. Во-вторых, один из самых известных портретов Петра I кисти Жан-Марка Натье. Он был написан в пару к портрету Екатерины I, которым император так восхитился, что заказал и свой.

- Сегодня это главные портеры Петра I и Екатерины I. Мы думали, что с них начнётся выставка, но музей сделал так, что до последнего сохраняется интрига. Я уже не говорю про собачку, которая живёт в Зимнем дворце Петра Великого и никуда не выезжает. Мы сделали над собой, так сказать, усилие, хотя за это меня в Эрмитаже ругали. Выставка хранит много секретов, придуманных командой музея. Поражён, настолько интерактивным удалось сделать проект, - оценил куратор экспозиции Сергей Нилов.

Открытие состоялось в рамках девятых Дней Эрмитажа в Омске, включающих лекции по истории и мастер-классы от реставраторов, и приурочено к столетию музея им. Михаила Врубеля и пятилетию центра "Эрмитаж-Сибирь". Проект был непростой и готовился не один год сотнями специалистов на всех уровнях. Он позволяет посмотреть на подлинные вещи и ощутить дух эпохи. При этом не все из них могут экспонироваться по долгу, поэтому Эрмитаж привёз два комплекта. То есть можно прийти сейчас и, допустим, через полгода - и открыть для себя новую выставку.

- Самое главное, выбрать тему и найти время её реализовать. Процесс подготовки вещей - это отдельная проблема, от этого зависит срок открытия. Если на реставрацию необходимо два года, значит, раньше, чем через три, экспозицию никто не увидит. И вместе с тем необходимо отследить, чтобы один предмет не попал на несколько выставок одновременно. Это не говоря о документальной работе, согласованиях, разрешениях и чисто технических процессах, упаковке, транспортировке. Та же доставка идёт при строгом соблюдении климатических условий будь то автотранспорт или самолёт. Маршруты, конечно, никто никогда не раскрывает, потому что это слишком опасно. И, конечно, ни один музей такими средствами не обладает, это очень дорого, поэтому необходима внешняя поддержка. Всё должно совпасть. Поэтому то, что вы видите в итоге, это действительно вершина айсберга, - поделился с "Омск Здесь" заведующий отделом истории русской культуры Вячеслав Фёдоров.

Фото - 1 Фото - 2 Фото - 3 Фото - 4 Фото - 5 Фото - 6 Фото - 7 Фото - 8 Фото - 9 Фото - 10 Фото - 11 Фото - 12 Фото - 13 Фото - 14 Фото - 15 Фото - 16 Фото - 17 Фото - 18 Фото - 19 Фото - 20 Фото - 21 Фото - 22 Фото - 23 Фото - 24 Фото - 25 Фото - 26 Фото - 27 Фото - 28 Фото - 29 Фото - 30 Фото - 31 Фото - 32 Фото - 33 Фото - 34 Фото - 35 Фото - 36 Фото - 37 Фото - 38 Фото - 39 Фото - 40 Фото - 41 Фото - 42
1 / 42  •  Фото - 1

О том, что ещё любопытного можно найти на выставке и как шла распаковка драгоценных экспонатов, смотрите в сюжете проекта "Свободное время". А ещё приходите в "Эрмитаж-Сибирь", чтобы дать пять ладошке Петра и увидеть всё воочию. Выставка работает с 25 октября этого года по 23 июня 2025-го по адресу: ул. Музейная, 4. 

Фото: Елизавета Медведева

Читайте также