10 октября на сцене Омского музыкального театра стартуют "Большие гастроли" Иркутского областного музыкального театра им. Н. М. Загурского. Уже сегодня омский зритель увидит мюзикл "Декабристы" (12+). В Международном мультимедиацентре "Евразия сегодня" состоялась пресс-конференция, участие в которой приняли директор Иркутского театра Татьяна Мезенцева, народный артист России Владимир Яковлев и директор принимающей площадки - Омского музыкального театра Нэлли Бут. На встрече шла речь о том, насколько сложно музыкальному театру организовать себе "Большие гастроли", за что зрители любят мюзиклы и почему остаются преданны оперетте.
Федеральный проект "Большие гастроли" был запущен в 2014 году. Чаще всего в нём принимают участие драматические театры, возможность представлять свои постановки в разных городах страны музыкальным театрам выпадает намного реже. Как рассказывает директор Иркутского музыкального театра Татьяна Мезенцева, всё дело в больших расходах на транспортировку декораций и перевозку труппы. Ведь музыкальному театру приходится везти и оркестр, и хор, и солистов, и балетную труппу. Так, в Омск из Иркутска приехали 150 человек - это весь коллектив Иркутского театра, а масштабные декорации везли две фуры.
- Очень сложно попасть в проект "Большие гастроли" музыкальному театру. Музыкальный театр - это всегда объёмные декорации. А перевозка декораций - это затратная часть бюджета, так же как и проезд коллектива, его проживание в другом городе. Поэтому драматические театры ездят больше. Но мы очень рады, что наконец-то попали в эту программу, потому что без гастролей театр чахнет, - говорит Татьяна Мезенцева.
Татьяна Мезенцева
Директор рассказывает: эти гастроли во многом стали для Иркутского музыкального открытием. Театр впервые участвует в проекте "Большие гастроли" и впервые приезжает в Омск. А ещё Омский музыкальный театр в первый раз едет с ответным визитом в Иркутск.
В Омске иркутский коллектив покажет пластический фарс "Пиковая дама" (16+) к 225-летию со дня рождения А. Пушкина, для детей - джаз-мюзикл "Мэри Поппинс, до свидания" (6+), и, конечно, омскому зрителю представят визитную карточку Иркутского музыкального театра - мюзикл "Декабристы" (12+).
Спектакли "Мэри Поппинс, до свидания" (слева) и "Пиковая дама" (справа)
"Декабристы" (12+) могут похвастаться шестью номинациями театральной премии "Золотая маска". К тому же спектакль идёт всего в двух театрах страны: Свердловском музыкальном театре и в Иркутском. Изначально он был поставлен в Свердловском театре музыкальной комедии, где его первый раз и увидела Татьяна Мезенцева. Столкнувшись в Екатеринбурге с режиссёром Филиппом Разенковым, она предложила поставить мюзикл именно в Иркутске, ведь многие декабристы, в том числе Сергей Трубецкой, отбывали ссылку в Иркутске. Так было решено изменить спектакль - теперь трагические события 1825 года будут рассказываться от лица уже пожилого Сергея Трубецкого, у которого не осталось ничего, кроме памяти и мук совести из-за того, что он оставил Сенатскую площадь в день восстания.
Спектакль "Декабристы"
Народный артист России Владимир Яковлев - солист не только Иркутского музыкального театра, но и Санкт-Петербургского государственного театра музыкальной комедии. В спектакле "Декабристы" играет ключевую роль - старого Трубецкого. Артист прошёл долгий путь к сцене. За его плечами профессиональное техучилище, а ещё когда-то, забрав документы из политехнического института, он устроился монтировщиком сцены в Иркутский музыкальный театр.
- Это был, кажется, 1967 год. Тогда ещё Иркутский театр музкомедии ездил с гастролями по городам севера. Я жил в посёлке Мамакан Бодайбинского района Иркутской области, а так как я постоянно участвовал в театральных кружках, мне было интересно посмотреть на спектакли театра. Тогда кончилась моя размеренная жизнь, я бредил этим театром. Тогда мне казалось, что встать рядом с такими актёрами в один ряд просто нереально. А они взяли меня с собой на гастроли. Я просто открывал и закрывал занавес, знал их спектакли наизусть. Потом гастроли закончились. А мечта осталась, - рассказывает артист.
Владимир Яковлев
Через какое-то время монтировщику Яковлеву стали давать реплики в спектаклях. А потом пришёл успех. С Омском у артиста есть не только "гастрольная связь" - оказывается, отец Владимира Яковлева родился в Омске, а потом уехал на север.
- Отец всё время мечтал вернуться на родину. Я хотел приехать в этот город, но всё как-то не удавалось. За 45 лет работы в театре я проехал от Камчатки до Самарканда практически все города, даже мелкие, но мы никак не могли попасть в Омск. Судьба нас почему-то уводила от этого города, - поделился артист.
Роль Сергея Трубецкого для актёра очень важная, готовился он к ней тщательно. Вместе с режиссёром изучал документы, связанные с декабристами, даже дневники самого Трубецкого. Кстати, последние слова, которые произносит актёр в спектакле, - это не реплики из либретто, а слова самого Трубецкого. Настраивается на роль актёр тоже с особым трепетом: во время накладывания грима перед ним стоит портрет Сергея Трубецкого, и Владимир Яковлев признаётся, что, глядя на портрет, он чувствует, что понимает своего героя.
- Трубецкой прожил длинную жизнь и всю жизнь корил себя, что не вышел тогда на площадь. Но он предупреждал остальных, когда понял, что всё, чем они занимались, было бессмысленно, однако его никто не послушал, - рассказывает артист. - Введение моего персонажа в мюзикл - это сильный ход. Я, честно говоря, побаивался играть в этом спектакле. У меня уже был негативный опыт: что-то вроде тени отца Гамлета. А здесь сделано всё очень грамотно. Воспоминания старого Трубецкого, его присутствие только подчёркивает трагедию его жизни. Дело в том, что он один из людей, которые этим восстанием руководили, но он единственный, кто на площадь не вышел.
Владимир Яковлев отмечает: мюзикл - это популярный жанр, и потому отличный способ поговорить со зрителем на понятном ему языке, постановка "Декабристы" будет доступна для людей разного возраста. Однако сам артист - большой поклонник оперетты.
- Оперетта, на мой взгляд, сложна и сложнее, чем мюзикл. Оперетту нужно правильно преподнести. Ведь некоторый текст в оперетте нормальный человек просто так не прочитает. А нужно так донести оперетту до зрителя, чтобы он восхищался и текстом, и актёрами. А у мюзикла должна быть хорошая драматическая основа, плюс голос и умение двигаться. Но в связи с тем, что в мюзикле сейчас больше эффекта, все самые лучшие композиторы сосредоточены в мюзиклах, конкурировать оперетте с мюзиклом становится сложно. Но оперетту хоронят каждое начало века, а она живёт. В самые тяжёлые времена люди ходили не в драматический театр, не на мюзиклы, а в оперетту. Оперетта даёт радость жизни, и на несколько часов люди забывают о своих горестях, - считает Владимир Яковлев.
Приехать в чужой город, где театр не заработал себе имя и пока неизвестен зрителю, - большая ответственность и определённый стресс для любой театральной труппы. Актёры по-особенному относятся к таким поездкам, ведь это возможность проверить своё мастерство на новом зрителе. Но все твои заслуги и вся та любовь, которую тебе дарили зрители в родном городе, аннулируется на сцене нового театра. Поэтому для театра так важны гастроли, театр ими живёт и без них задохнётся в родных пенатах.
- Артисты говорят, что в другом городе они проверяют свои силы, свой талант на новом зрителе. Свои зрители любят, даже боготворят. А приехать в другой город, чтобы там полюбили, - здесь нужно сильно постараться. Это не спортивный интерес, а какой-то драйв. Артисты хотят ездить на гастроли, хотят чувствовать любовь зрителей, - говорит Татьяна Мезенцева.
Директор Иркутского театра считает, что интерес к музыкальному театру не ослабевает. Меняются спектакли. И жанровая картина в репертуаре Иркутского театра не отличается от остальной России - сейчас в музыкальных театрах наблюдается перевес мюзиклов, хотя раньше оперетта занимала лидирующую позицию.
С омских гастролей театр спешит домой. За сезон у Иркутского театра обычно выходит по 4 премьеры. В декабре выйдет постановка "Антигона", музыку для неё написал иркутский композитор Владимир Соколов. Далее по списку - новогодняя сказка "Аленький цветочек" и мюзикл от Филиппа Разенкова "Горе от ума".
Омичи быстро раскупили практически все билеты на спектакли Иркутского музыкального театра. Особой популярностью пользуется детский спектакль "Мэри Поппинс, до свидания", на втором месте - "Декабристы", и замыкает список по количеству проданных билетов "Пиковая дама".
Гастроли театров проводятся при поддержке Министерства культуры Российской Федерации Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Росконцерт".
Фото: Илья Петров, а также предоставлены Иркутским областным музыкальным театром им. Н. М. Загурского