С 10 по 13 октября в Омске пройдут гастроли Иркутского областного музыкального театра им. Н. М. Загурского. Театр покажет три спектакля на сцене Омского государственного музыкального театра: "Декабристы" (12+), "Пиковая дама" (16+) и джазовый мюзикл для юных зрителей "Мэри Поппинс, до свидания" (6+). О семейности, дороговизне музыкального театра и особом для Иркутского театра спектакле рассказала его директор Татьяна Мезенцева.
- Татьяна Никифоровна, есть ли у Иркутского музыкального театра какие-то свои "фишки"? В чём он не похож на другие музыкальные театры?
- На мой взгляд, это семейная атмосфера. Как внутри коллектива, так и во взаимоотношениях со зрителями. Если говорить о профессиональной составляющей, то это взращивание артистов внутри труппы. И универсальность артистов, которые могут выступать в разных жанрах. Эти традиции были заложены во времена главного режиссёра Натальи Печерской и сохраняются до сих пор.
- Что роднит и что отличает обычный театр от музыкального, не считая жанровой составляющей? Можно ли сказать, что у них разная "душа"?
- Роднит - возможность увидеть жизнь со стороны, из зала. То, что в реальности не замечаем, видим со стороны. Что-то можно исправить, переосмыслить. Отличает то, что музыкальный театр более вдохновляющий. Это вдохновение, фейерверк, праздник, роскошь на сцене. Это более дорогое искусство, по крайней мере, внешне. У нас не может быть просто чёрного квадрата.
Спектакли "Пиковая дама" (слева) и "Декабристы" (справа)
- Как вы относитесь к внедрению современных тенденций в музыкальный театр? Например, в Новосибирск на фестиваль музыкальных театров "Другие берега" приезжал московский "Рэп-театр" с рэп-мюзиклом "Идиот" (16+) по Достоевскому.
- Я приветствую все новации, если они уместны в спектакле и не диссонируют со смыслом произведения. Новаторство - это развитие. Например, недавно в рамках Международного Каспийского форума музыкальных театров я побывала на презентации цифровой космической оперы Чувашского театра оперы и балета "Волга Опера". Это очень интересный и смелый эксперимент, который, по словам создателей, вызвал большой интерес у молодёжи - именно той публики, на которую и был рассчитан.
- Почему для Омска были выбраны именно эти три спектакля?
- Мы с радостью согласились на предложение коллег привезти "Декабристов". Этот спектакль - наша гордость, визитная карточка театра. Единственной проблемой была люстра, которая является частью художественного оформления масштабного мюзикла. Мы её уже возили в Москву, люстра очень хрупкая и по дороге изрядно пострадала. Наши цеха учли все нюансы транспортировки и хранения и специально для гастролей в Омск изготовили новую люстру. В афише Иркутского музыкального театра также стильный, современный пластический фарс "Пиковая дама". Думаю, в год 225-летия Александра Сергеевича Пушкина это станет отличным подарком для омичей. Обязательно хотелось порадовать и маленьких зрителей. Их ждёт встреча с необыкновенной Мэри Поппинс. Мне кажется, наш гастрольный репертуар получился разнообразным и по форме, и по жанру, и по содержанию.
Спектакли "Декабристы" (слева) и "Мэри Поппинс, до свидания" (справа)
- Какие чувства и эмоции у вас вызывает история, ставшая основой мюзикла "Декабристы", как повлияла история Иркутска на постановку?
- Это история нашего города, которая волею судьбы оказалась тесно связана с историей декабристов. У нас прекрасный музей декабристов, где чтут память не просто ссыльных, а людей, которые повлияли на культурную жизнь Иркутска. Здесь похоронена Екатерина Ивановна Трубецкая. Удивительный факт, что Трубецкие были женаты, но дети у них родились только в Иркутске. История декабристов очень дорога иркутянам. Постановку "Декабристы" я увидела в Екатеринбурге, мне показалось крайне важным, чтобы этот спектакль появился на иркутской сцене. Идеей загорелся режиссёр Филипп Разенков, который на тот момент мало знал о жизни Трубецких в Иркутске. Специально для нашего театра Карина Шебелян дописала либретто. В иркутской версии история оживает в воспоминаниях Сергея Трубецкого, который покидает Иркутск в глубокой старости уже после смерти жены. Мы очень любим этот спектакль, надеюсь, что омские зрители, как и иркутяне, воспримут его с теплотой.
Спектакль "Декабристы"
- Почему, чтобы рассказать историю няни Мэри Поппинс, была выбрана именно джазовая аранжировка для музыки Дунаевского?
- Такой была идея режиссёра Ирины Мякишевой. Помог ей в этом наш ансамбль "Доктор Джаз", в аранжировке и исполнении которого звучит музыка в спектакле. На мой взгляд, эксперимент получился удачным.
Спектакль Мэри Поппинс, до свидания"
- Что для вас русский музыкальный театр?
- Русский музыкальный театр - театр с душой, с сердцем, с любовью.
- Каким вы видите будущее музыкальных театров? Наблюдается ли сейчас их популярность?
- Сейчас интерес к театру возрастает. В том числе и благодаря Пушкинской карте. Будущее в новациях, в соединении несоединимого, в новых решениях и в близости к людям. Театр - это народное искусство, а не для группы избранных. Поэтому надо учитывать интересы и молодых зрителей, и зрелых.
Фото предоставлены Иркутским областным музыкальным театром им. Н. М. Загурского