Как долго вы можете непоколебимо смотреть в глаза мраморной статуи? Рано или поздно эта игра в гляделки, в которой, увы, вам суждено принять поражение, доведёт вас до… ужаса! Явление, именуемое монументофобией, свойственно всем живым: крылатых и пернатых в замешательство вводят огородные пугала. Корова, например, никогда не зайдёт в собственный двор, если хозяева не успеют к её появлению убрать со двора шкаф, только что выгруженный службой доставки. Получается, и человек тоже пугается при виде объёмной сущности.
Художник Дмитрий Вирже взял под контроль страх и презентовал однодневную авторскую выставку "Графоморфоз", где превращает всё страшное в смешное. Если бы художник существовал в реальности Гарри Поттера, он бы воспользовался навыками мракоборцев или заклятием "редикулус" из курса по защите от тёмных искусств, однако в контексте чёрно-белого мира в его руках реальный инструмент, а не бузинная палочка. Разрезает Дмитрий не меренговый рулет, а мифические идеалы, замкнутые в керамические образы.
- Это моя индивидуальная практика по борьбе с "кумиризацией", это мой художественный экзорцизм. Неслучайно одна из первых заповедей Ноя, в отличие от Моисеевых, - не создавайте идолов, не создавайте кумиров. Но люди уже тысячи лет игнорируют этот запрет - они продолжают ваять кумиров и поклоняться им. В них это, наверное, вмонтировано родовой памятью, - рассуждает Дмитрий Вирже.
Название перформанса "Графоморфоз" - неологизм, сочетающий в себе полярные формы искусства: рисунок и форму.
- В "Графоморфозе" как раз и реализована задача: объёмное, избыточно сакрализированное настроение (да, памятники в городах на население наводят мистический ужас) перевести в абсолютно безопасную и не угрожающую нашей психике плоскость, - объясняет Дмитрий.
Гипнотический пафос стал трансформироваться в ироническое восприятие арт-объектов на основе художественного направления, которому художник отдаёт предпочтение на протяжении последних лет - "изионизм". Суть его проста: минимум средств - максимум выразительности. Идеальный образ, увы, или точнее, к счастью, не гарантирован. Жизнь и правда - вот что ценно.
- Я стремлюсь к художественному несовершенству. Оно, кстати, было опознано художниками лишь несколько десятков лет назад. До этого люди пытались с какой-то совершенно непонятной целью искать художественное и божественное совершенство, а это бессмысленно - оно было найдено ещё в античные времена, - говорит Дмитрий Вирже.
Напомним: ранее мы писали, что Дмитрий Вирже, основатель творческого объединения и галереи "Левая нога", сообщил о его переходе в "привычный для себя бомж-формат".
Фото: скриншоты программы "Свободное время"