На Масленицу принято устраивать народные гулянья, печь блины и сжигать чучело. Но задумывались ли вы, откуда этот праздник берёт истоки и как его отмечали наши предки?
Связаны ли блины с культом бога Солнца? Как сжигание чучела помогало нашим предкам избавляться от плохого в жизни? И какие существуют аналоги Масленицы у разных народов? Об этом мы поговорили с доцентом кафедры режиссуры и хореографии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Андреем Павловым.
Андрей Павлов
- Андрей Юрьевич, Масленица - это древний дохристианский праздник?
- Да. Это древний дохристианский, я бы даже сказал грубее, языческий праздник. Но не по названию. Как таковой Масленицы в язычестве не было, она появилась на Руси, по сведениям разных исследователей, приблизительно в XV-XVI веках. Раньше, ещё до появления христианства на Руси в 988 году, были Комоедицы. Это очень древний славянский, даже праславянский праздник (праславянский - относящийся к древнейшему, общему для всех славян периоду, - прим. ред.), который возник изначально на территории Белоруссии.
Комоедица не была связана напрямую со встречей весны или проводами зимы, а была посвящена пробуждению медведя. Было множество обрядов и ритуалов, связанных с медведем, и некоторые из них до сих пор сохранились в глухих белорусских деревнях. Почему такое название у этого праздника - тут учёные спорят. Есть версия, что Комоедица - это от слова "комы". Раньше ведь не было блинов, и сковородок тоже не было. Наши предки пекли на раскалённых камнях комы, плоские хлебы. "Есть комы" - отсюда и название.
- Масленица - это праздник проводов зимы и встречи весны? Именно поэтому сжигают чучело?
- Да, сегодня на Масленицу сжигают чучело, которое символизирует прощание с зимой, холодом, обидами и другими отрицательными моментами. Сжигание чучела не имеет какого-то глубокого смысла и скорее носит развлекательный характер, однако, это повторение некого культового обрядового действа. Для наших предков Масленица была не просто весёлым праздником. Природа пробуждалась, начинался новый жизненный цикл. Землю нужно было расшевелить, чтобы в итоге она дала рожь и пшеницу. Сжигание было связано с культом солнца и поклонением богу Яриле.
Кроме того, сжигали чучело богини Марены - воплощения смерти, чего-то страшного и чёрного, от чего хотели отказаться. В костёр бросали одежду больных, ненужные и сломанные вещи, накопившиеся за зиму.
- Блины на Масленицу - олицетворение символа солнца?
- Да. Наши предки пекли плоские хлеба, которые символизировали солнце, что, опять-таки, было связано с поклонением Яриле - языческому богу солнца. Однако у многих славянских племён блины считались обрядовой ритуальной едой поминовения предков. Ну а сегодня, когда мы едим блины на Масленицу, это момент лакомства.
- Связана ли поговорка "Первый блин - комом" с Масленицей?
- Нет никаких точных сведений, которые бы подтвердили или развенчали эту теорию. Когда говорят "Первый блин - комом", это обозначает, что что-то не получилось в первый раз, вышло неудачно. С Масленицей это никак не связано. На этот счёт есть только интересные предположения и гипотезы...
Медведей в Белоруссии в глубоком прошлом называли комами. Эти животные почитались почти как божества. Когда медведь просыпался весной, выходил наружу, первый блин нужно было отдать ему, то есть первый блин - комам, медведям. Не скажу, что я очень серьезный ученый. Лично я не нашёл нигде среди исследований, что это выражение связано с Масленицей.
- Есть ли Масленица в других культурах?
- Аналоги Масленицы есть у многих народов. Ведь с чем связана Масленица? С днём весеннего равноденствия, а наступление весны отмечают все народы. Различия в названиях. К примеру, у немцев и норвежцев праздник-аналог Масленицы называется Фастнахт. По сути, многие традиции этого праздника очень близки к славянским. У французов, бельгийцев, швейцарцев, то есть людей, которые исповедуют французскую культуру и часто говорят на французском языке, это Жирный вторник или Марди Гра. В Польше и соседних с ней странах - Мясопуст. Практически у всех народов Запада есть своя Масленица, но со своими обрядами и ритуалами. Например, немцы очень любили рядиться, они и сейчас любят. Карнавальная культура вообще свойственна Европе.
А вот если говорить о Наврузе? Этот праздник, по сути, имеет очень много обрядов и ритуалов, очень похожих на наши масленичные. Пусть в меня учёные кинут камни, но для меня Навруз - аналог Масленицы у ираноязычных народов.
- Название каждого дня Масленицы - это современная адаптация праздника, пришедшая из СССР?
(понедельник - "Встреча", вторник - "Заигрыш", среда - "Лакомка", четверг - "Разгуляй", пятница - "Тёщины вечерки", суббота - "Золовкины посиделки", воскресенье - "Прощёное воскресенье")
- В советское время вообще очень долго отказывались от всех праздников, которые были до 1917 года. Сначала всё отменили вплоть до Нового года, а потом постепенно всё это потихоньку возвращалось. Поэтому названия дней масленичной недели ни в коем случае не прерогатива "красного календаря", это всё появилось гораздо раньше - в период развития христианства на Руси. Христианство относилось к Масленице снисходительно, несмотря на то, что праздник пришёл из язычества. А вот, например, к празднованию дня Ивана Купалы наша православная церковь относилась очень отрицательно, поскольку этот праздник включал эротические моменты. Что до Масленицы - церковь понимала, что после зимы людям нужно было немного отдохнуть, развеяться. После этого же наступал пост, поэтому человеку нужно было, как говорят, разговеться, чтобы потом выдержать эти строгие 48 дней.
- Как сегодня христианство относится к празднованию Масленицы?
- Я довольно много работаю с нашей омской епархией как режиссёр, занимаюсь организацией различных праздников. Масленицы епархия не проводит, но смотрит на этот праздник как на светское мероприятие, которое не нарушает канонов церкви. Ведь что означают сегодня блины и сжигание чучела? Это лишь игровые, увеселительные моменты. Да, на Масленицу едят скоромное, но пост же ещё не начался. В общем, представители церкви относятся к этому празднику терпеливо.
- Какие особенности празднования Масленицы в Омской области?
- Поскольку сам не раз проводил Масленицу, отмечу, что у нас, омичей, в неё проникают мотивы праздников из других народов, потому что на Масленицу приходят люди разных национальностей. Поэтому если я как режиссёр делаю Масленицу на территории, где проживают другие народы (например, у нас в Азовском районе очень много немцев), обязательно включаю в сценарий элементы культуры этих народов, чтобы они тоже могли приобщиться к празднику.
На каждой территории, в каждом регионе есть свои особенности празднования Масленицы. Где-то режиссёры и организаторы придерживаются традиционности, и праздник получается более глубокий - не просто разгульный, а ещё и информативный. Где-то Масленица - просто веселье и развлечение. Масленица сегодня - это не обрядовый праздник, не тот самый из язычества, и даже не из христианского Средневековья. Уходят традиционные народные праздники, а те, которые остаются, носят развлекательный характер.
Изображения созданы с помощью Midjourney