Артист МХТ им. А. П. Чехова, голос многих киноперсонажей, сын советского актёра Ножери Чонишвили и актрисы Омской драмы Валерии Прокоп, а ещё диктор, телеведущий и писатель. 14 октября в Омск возвращается известная творческая личность Сергей Чонишвили с авторской программой, которой он дал скромное название "Не благодарите..." (16+). Артист рассказал журналистам об отношении к хвастовству, секрете своего бархатистого баритона и о том, как приковать зрителя к телеэкрану.
О недооценнённых современниках и новой программе
- Название для программы придумал я. Когда послушаете её, поймете, почему она так названа. Мне понравилась сама идея. Чонишвили давно не было в Омске и вдруг красивый плакат: "14 октября, Сергей Чонишвили - Не благодарите..." (смеётся). Музыку и литературу мы выбирали вместе с Омским симфоническим оркестром. Они неизбитые. Вообще проблема нашего общества в несправедливых категорических оценках и заявлениях. "Это не Чехов, потому что он должен быть именно таким, каким его ставил Станиславский с Немировичем-Данченко" или "Это не Пушкин, потому что он должен быть в кринолинах". Мне всегда хочется задать этим людям вопрос - понимают ли они, что МХТ им. А. П. Чехова, в котором я имею честь служить, несмотря на то, что не являюсь членом труппы, достиг фантастических высот на современном репертуаре? Потому что все пьесы, что ставили на сцене этого театра режиссёры, были пьесами их современников. Люди с громкими заявлениями даже не допускают возможности, что театр может быть сделан на современном материале. У нас в России есть куча дико талантливейших писателей. Вот вам история. Мне недавно написал замечательный человек, от которого я до сих пор нахожусь под впечатлением, и попросил озвучить сборник стихов. Я согласился и попросил прислать его книгу. После прочёл парочку стихотворений и решил, что поэзия этого человека небанальная и интересная, хоть и непростая. Автор этих произведений - Владимир Зима - подарил мне сборник и буквально позавчера я ознакомился с его поэмой "Быль" вместе со звукорежиссером. После её прочтения мы решили разойтись по домам, просто потому что сгусток той энергии и эмоций нас потряс. Это грандиозное произведение и ещё одно подтверждение тому, что у нас есть интересные талантливые писатели. Я считаю, неправильным, что в школах преподают уже давно изъезженное, упуская из виду таких шикарных современников. Грустно, что в нашей стране всегда человека нарекают талантливым и гениальным только после того, как его размазали по забору, втоптали в грязь и унизили. А потом после смерти начинают причитать: "Какой великий ум погас, сколько потеряла многострадальная Россия!". Она может не терять, если просто обратит внимание на тех, кто творит здесь и сейчас вместе с нами бок о бок.
О беседах с мамой и хвастовстве
- Я не являюсь ярым поклонником своего творчества. И я не очень понимаю людей, которые мастурбируют сами на себя - собирают свои достижения и выставляют их на показ. Это не самоуничижение. Просто как только ты начинаешь к себе относиться серьёзно и возвеличивать себя, значит пора начинать искать место захоронения. И в лучшем варианте это будет где-то у кремлёвской стены, или на кладбище Пер-Лашез, или на Арлингтонском. В общем выставлять себя на пьедестал, по-моему мнению, глупо. Поэтому с мамой мы разговариваем на другие темы. Например, о хорошем кино, театре и литературе. Это всегда качественный, конструктивный диалог. К счастью, с родителями мы всегда общались по-взрослому. И я считаю такой формат общения с детьми самым грамотным и правильным. Особенно прекрасно, когда вы общаетесь не только потому, что вас связывают семейные узы, но интересы и вкусы.
О спектаклях мамы (Валерия Прокоп работает в Омском академическом театре драмы) и нелюбви к работе
- Я видел не все спектакли мамы. Скажу честно, я лет 9 не был в городе. А спектакли с участием мамы смотрел последний раз лет 12 назад. Я однажды разговаривал с одной замечательной женщиной и очень умным собеседником, которая поделилась со мной одной истиной. Если доценту-профессору из крупного города, например, Санкт-Петербурга поступит предложение переехать в Красноярск, где ему предложат хорошую зарплату, квартиру и главное должность, которая ему по душе, он его даже не рассмотрит. Потому что у нас такой менталитет. Просто потому что переезд в маленький город даже на очень выгодных для себя условиях мы считаем шагом назад. И только когда сознание наших людей изменится, я пойму, что мы чего-то начали добиваться. А пока мы будем говорить друг другу "хороших выходных" с намёком на то, что "слава богу, закончилась работа и можно отдохнуть", то так и будем стоять на месте. Люди не могут себе представить, что работа может быть не ярмом, а удовольствием. И если ты большую часть времени тратишь на любимое дело, то считай, что тебе повезло, ты поцелован богом и родился под счастливой звездой. Поэтому хватит тратить время на нелюбимое дело и чего-то ждать.
О юбилее Омского драмтеатра и многозадачности
- Буду ли я участвовать в юбилее Омской драмы? Пока не знаю. До середины февраля мой рабочий график уже расписан. Я работаю в пяти театральных организациях. С одной стороны, фриланс удобен, но с другой - заставляет тебя более грамотно распределять время. Помимо основной работы, я стараюсь ещё участвовать в других интересных проектах, к ним относится и предложение Омской филармонии - создать литературно-музыкальную программу "Не благодарите...". Будучи на гастролях с МХТ им. А. П. Чехова мы за 2,5 часа собрали авторский проект. Ну а завтра посмотрим на реакцию зрителей.
О голосе и секретах работы с микрофоном
- Мой голос изменился после операции. Я вставил себе усилители - два блока, которые со временем изнашиваются. И раз в пять лет я вызываю специалиста из Японии, который меняет мне их. Говорю я много и при определённых обстоятельствах могу говорить часов 10-11.
- Вы киборг?
- Да (смеётся). Как приковать зрителя к экрану силой голоса? Я очень люблю на такие вопросы отвечать с юмором. У меня спрашивают: "Вы диктор?". Я отвечаю: "Нет, извините, я актёр". Они говорят: "Ну, в общем актёр вы так себе". А я говорю: "Зато писатель хороший". Так вот на самом деле дубляжом по большей части я занимался в 90-е годы. Сейчас в основном я озвучиваю аудиокниги, обучающие программы, а также корпоративное и документальное кино. Но раскрою один секрет. При чтении любого текста - будь то озвучивание книги или телесюжета - никогда не будьте дикторами. Будьте собеседником - человеком, рассказывающим историю. И неважно, это история на 15- секунд или на тридцать один час. Нужно относится к озвучке, как к разговору. И завтра на презентации авторской программы, я надеюсь, у нас получится именно разговор со зрителем. Я не хочу, чтобы у людей было ощущение будто они пришли на концерт. Зрители должны прийти и не суметь классифицировать увиденное. Я хочу, чтобы они ощутили себя вне жанра, я очень люблю трансгрессию. У нас есть чудовищная тенденция делать многое в телевизионном формате неправильно. Мы сначала строим здание, а потом кладём фундамент. То есть одни люди у нас утверждают картинку, а другие пишут к ней текст и пытаются впихнуть его туда. Наше документальное кино последних лет десяти построено на корреспондентских принципах, когда из-за скорости читки текста становится непонятен его смысл. Посмотрите тематические фильмы канала BBC, которые, никуда не торопясь, не спеша и при этом удерживая внимание, рассказывают историю. Это единственный совет для тех людей, которые работают с микрофоном.
Фото: скриншоты программы "Свободное время" телеканала "Продвижение" в Омске