"Мы с Коляном, как старые деды, едем и поём". "Экспедиция Восход" сделала остановку в Омске
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь»  1 августа 2023, 11:10  •  печать

"Мы с Коляном, как старые деды, едем и поём". "Экспедиция Восход" сделала остановку в Омске

Охотники-"волговоды" хакнули систему и, снимая в пути документальное кино, оторвались в Омске.

В размеренность Камергерского переулка в эти выходные ворвались "бременские 21 века". Вдохновлённая музыкой советского времени группа "Экспедиция Восход" перемещается по планете на "волжанках" и "буханке", ставит сумасшедшие рекорды, преодолевает Тибет, параллельно производя документальный контент, и, конечно, даёт концерты.

Цель пятой экспедиции группы, в ходе которой она на день остановилась в Омске, - снять 6-серийный документальный этнографический фильм.

- Наша задача - фильм о том, как люди занимаются традиционной музыкальной культурой, и о том бэкграунде, который за этим стоит. Наши герои - люди, серьёзно занимающиеся этнографией, которые всю жизнь посвятили поиску своего "натурального звука". Мы приезжаем, снимаем кино о них и о нашей многонациональной культуре. В этом формате нас самих практически нет. Все люди довольно плоские, мы тоже плоские, поэтому говорить про себя - нет, про других - круто. К тому же все удачные ютубные форматы (про телек не знаю, я его лет 20 не смотрел) не про себя, а про кого-то ещё, - рассказал фронтмен группы Илья Михальченков. - Мы уже видели монтаж первой серии, и могу сказать, что получился исследовательский характер. Мы не ожидали, что замахнулись на такой уровень. Это уже абсолютно не тинейджерский контент, к которому отчасти можно было отнести наши дневники во время экспедиции до Бали. Целевая аудитория здесь уже 30-45 лет. 70 процентов наших зрителей - мужчины. Так что наша аудитория - не те, кто плоско смотрит на реальность, а люди, которые задумываются о том, кто они есть.

В пути группа записывает новый альбом, в котором будет много коллабораций с музыкантами, хранящими свой национальный колорит. Как "Экспедиция Восход" это делает? Всё просто - группа возит студию звукозаписи с собой. Точнее, передвигается на ней.

- Бывшая "санитарка", родной 409-й мотор, уазовские мосты - это наша "буханочка". Из легендарного здесь (улыбается) - поломки, из нового - студия звукозаписи внутри. В этом году к своему первому экспедиционному старту она присоединилась к нашим "волжанкам", её готовили 3 месяца. Мы создавали в ней все условия для звукозаписи: 2 слоя шумоизоляции, акустический поролон. Если нужно записать инструменталиста, закрываем его внутри. А коллективы, в которых поёт большое количество человек, ставим вокруг. "Цифра" сегодня настолько крутая, что часто даже не отличить то, что записано дома на коленке, от того, что сделано в дорогой студии. Поэтому возможности для записи у нас не ограничены. В Дагестане, например, мы писались среди гор и лесов. Недавно в степях работали. По сути, во всех местах, где мы в рамках этой экспедиции бываем, записываемся, - поделился гитарист и технический директор группы Дмитрий Ерофеев. - У нас в буханке автономная система питания - стоит инвертор. Записываемся в чистом поле! Есть питание и генератор на 7 Квт. Можем приехать в степь, поставить сцену и сыграть электрический стадионный рок-концерт. Поэтому можем всё и везде, главное - найти, для кого играть в степи. Вообще, машина ведёт себя, как все уазики - приключений добавляет регулярно, практически ежедневно что-то с ней происходит. Жизнь в движении нужно попробовать, чтобы объяснить, за что её любишь. Взять реально классную красивую тачку и путешествовать - мечта многих, а мы воплощаем её в реальность.

В свою первую экспедицию группа отправилась в 2016 году, купив две советские машины за 40 и 50 тысяч рублей. Ребята хотели сэкономить и сделать всё красиво, однако, как сейчас признаются, на восстановление ретроавтомобилей потребовалось немало ресурсов. Отправиться в путь от Москвы до солнечного Бали на новых "крузаках" было бы проще и дешевле, но совсем не лучше.


О своём стиле и острых ситуациях во время экспедиций мы поговорили с режиссёром контента группы "Экспедиция Восход" Николаем Беликовым и солистом, идеологом команды Ильёй Михальченковым.

Николай Беликов и Илья Михальченков

Как вы выбираете направление новой экспедиции? Что в пути важнее - "куда" или "ради чего"?

Илья: Человек, который занимается искусством, всегда тонко чувствует пространство, и направления для нас важны. Они всегда связаны с культурно-социальными событиями, которые мы очень переживаем. Все наши путешествия либо вдохновляют на написание материала, либо наши проекты инспирированы песнями. Сейчас мы находимся в экспедиции "Этнохроники", пишем соответствующую музыку. Мы находимся в пути уже два месяца и будем в дороге до сентября. Финишный концерт запланирован в Улан-Удэ 2 сентября. Что по планам? Сейчас мы задумали пересечь Атлантический океан на вёслах и строим на Ладоге двенадцатиметровую деревянную лодку. Чтобы вся эта затея началась, весной прошлого года выпустили альбом "Трансатлантика. Часть 1". Эти песни напрямую связаны с тем, что мы затеяли. Лирический герой альбома развивается, в нём созревает идея о том, что он должен пересечь Атлантику.

Николай: Второй альбом планируем записать в пути. И лирический герой будет чувствовать то, каково оно всё. Поэтому будет такая картинка: внутренний диалог - социальная история - истина.

Что вам даёт бесконечная дорога?

Илья: Душа развивается, уже не так страшно и некомфортно в любых жизненных обстоятельствах. Приходит ощущение, что ты сможешь справиться со всем. И, конечно, все эти восходы и закаты - это реально круто.

Николай: Мы друг друга ловили не раз на таком осознании, что мы - пираты. Как будто мы "хакнули" эту систему и у нас есть какой-то большой секрет, который всему миру неизвестен, а нам известен. Так можно говорить про любое масштабное путешествие для любого человека. Это будет его личный секрет. Лучше способа для познания себя и мира, мне кажется, нет. Самое сложное - не задушить друг друга, а самое вдохновляющее - радость, что не задушил! (смеётся) Добрались! Смогли!

Когда появилась любовь к ретростилю? Использовать "Волгу" - решение спонтанное или мечта детства?

Илья: Нам нравится советская эстрада, мы с Коляном, как старые деды, едем и поём. А советские артисты, конечно, на "Волгах" ездили.

Николай: Во-первых, это красиво. У нас всегда есть элемент того, что артисту хочется удивлять, артисту хочется быть интересным. Проехать маршрут любого уровня на современной тачке - это не так и сложно сегодня. Сел и поехал. А тут нужно постоянно махинации для передвижения производить. А вообще, "Волги" хорошо себя показывают: можно передвигаться на дальние расстояния. Это ещё и очень лютый магнит внимания - эстетика и символизм "Волги" нам очень близки. Поэтому "волжанки" - наши роднули.

Были ли ситуации, когда машины вас удивляли, и были ли они полезны, когда нужно было откуда-то эффективно "умотать"?

Николай: Мы живы как минимум, поэтому они нас выручают. Это каждый день происходит. Уже в этой экспедиции мы проехали 14 тысяч км. Из самого "остряка" - дорога в Тибете "G-219", она не зря зовётся "дорогой смерти". Это реально одна из самых опасных трасс в мире. Там такие повороты серпантина в горах на 5 тысяч метров, что одна ошибка - и всё. Закончилась и жизнь твоя, и экспедиция. А мы проехали. Тут сошлось многое, в том числе благодаря тачкам. Были моменты "на волоске", когда ты попадаешь на заледенелый ручей, тебя начинает нести, но в самый последний момент колёса схватываются, и ты не падаешь в обрыв. Факт того, что мы ещё живы и продолжаем путешествовать, уже говорит о том, что мы в некую синергию с нашими тачками вошли.

Илья: Когда высота за пять тысяч километров, организм в аффекте. Ты никогда не понимаешь, что происходит. Ощущение полупьяное, полусонное. Фокус внимания сложно собрать, концентрация падает. Усталость очень сильная, голову повернуть сложно. Контроль на дороге теряется, мы ехали 17 часов 270 км по желобу из камней. Искры постоянно вылетали из-под машины.

Насколько удобно постоянно производить контент в пути?

Николай: Производить контент, естественно, сложно. К этому надо быть морально готовым. У нас есть видео, где наш монтажёр сидит на заднем сидении "Волги". У него на коленях ноутбук, отдельный монитор лежит на рюкзаке. Там всё в тряске. Он не сразу к этому привык, и изначально его укачивало. Представьте: вам надо смотреть в монитор, а вас качает. "Волга" ведь машина плавная, ты как на барже.

В дороге всегда всё должно быть наготове: и камера, и фотоаппарат. Ты как охотник. У тебя, конечно, есть конкретный план для съёмки, но всегда происходит и что-то сверх плана. Самое тяжёлое - ты всё время должен быть наготове что-то снимать и производить контент. И вот этот вот маховик производства перерыва не имеет. Ничего не нужно высасывать из пальца, нужно только успевать ловить момент.

Музыка в дороге не надоедает? Вообще для кого вы играете на концертах?

Илья: Советская эстрада - нет, вся остальная - да, надоедает быстро. Мы уже не так слушаем музыку, как в 20 лет. Не так часто, но у нас точно всегда есть время для хорошего трека. То, что делаем мы, называем "папик рок". А ядро слушателя - панки и волговоды.

Николай: С точки зрения портрета, видим наших ровесников 25-35 лет. И ребята, и девчонки. Появляются и подростки, и взрослые люди. В дороге тоже привлекаем внимание и люди подписываются на "Экспедицию Восход". Люди начинают нас слушать. Последний раз нам написал мужчина 60+, скинул видео, как 8-летнему внуку нашу музыку включил.

Илья: Становимся всенародными постепенно. Мы уже побыли маргинальными, элитарными, а сейчас хочется народности. Элитарности и бомжа уже хватит. Унижались по-всякому.

Николай: Сейчас надо самый унизительный момент вспомнить в Куала-Лумпур. Мы тогда были без денег, ждали, пока наши тачки погрузят на паром и отправят на остров Калимантан. 10 дней мы были вынуждены сидеть в Куала-Лумпуре в безденежье и отсутствии концертов. Какими-то странными путями на нас вышел помощник какого-то местного миллионера. Он на нас насел, мол, давайте играйте. Мы пришли играть в какой-то бар, а там человек 15 престарелого возраста. Они просто сидят и бухают и такие: "Играйте!". Инструмент, на котором можно сыграть и вывести звук, - караоке-система 92 года. В музыкальный центр втыкаем микрофон, кое-как гитару присоединили, а барабанщика на стул посадили. Нашу художницу приняли за девушку иной профессии, доходило до того, что чуть ли не приходилось по рукам бить. Но хорошо тогда раскачались. При всей порнографичности, как всё выглядело со стороны, как музыканты, мы выложились хорошо. Люди кайфанули, купили 30 маек. В итоге на несколько дней нам на еду хватило.

Илья: Как артисты, за счёт такого мы сильно растём. Приходится поработать и с эмоциями, и с образом. Это совсем не то, когда ты поёшь для молодёжи, которая твои песни знает и любит. Поэтому работаем в сторону всенародности и надеемся, что скоро весь мир будет слушать "Экспедицию Восход" и становиться лучше.

Кстати, нам удалось связаться с группой "Экспедиция Восход" ещё на их пути к Омску. Музыканты рассказали, что ждут от нашего города и какими яркими впечатлениями наполнены их дорожные приключения.

Фото: Илья Петров

Читайте также