"Очарованный странник": почему 150-летняя повесть оказалась в тренде
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 22 июня 2023, 13:04  •  печать

"Очарованный странник": почему 150-летняя повесть оказалась в тренде

Гастроли Московского театра имени Евгения Вахтангова в Омске завершились постановкой "Очарованный странник".

В Омске состоялись заключительные показы спектаклей Московского Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова. 19 и 20 июня на сцене Омского государственного академического театра драмы состоялся спектакль "Очарованный странник" (16+) по повести Николая Лескова. Вместе с его персонажами омский зритель отправился в странствие по непростой и полной событий жизни главного героя. Столь глубокое произведение в формате проповеди заставляет задуматься о том, где действительно проходит грань между плохими и хорошими поступками в жизни человека.

Театральное действо начинается на маленьком пароходе, который везёт главного героя - Ивана Флягина - на святой остров. Сюжет развивается внутри рамочной конструкции, где в воспоминаниях мужчины оживают образы и воспроизводятся события. Ему предстоит преодолеть долгий путь, и за его плечами - годы странствий, приключений и тоски. Дорога располагает к размышлению и воспоминаниям, в которых есть место безответной любви, жестокости, состраданию и телесным мукам. Внешний облик Флягина намекает зрителю на святость этого человека. Но тогда почему он так измучен испытаниями, в которых находилось место грехам?

Иван Флягин в исполнении Игоря Карташёва

Роль Ивана Северьяновича, крепостного крестьянина, сыграл заслуженный артист России Игорь Карташёв. Его зрители встречают с особым трепетом, и когда актёр появляется на сцене, в зале царит звенящая тишина. Образ главного героя - один из самых драматичных и непростых в постановке. Его Карташёв наделил необузданностью, силой духа и состраданием, персонаж до последнего противостоит искушениям и силам зла. В его жизни было многое: драки, дуэли со смертельным исходом, десятилетний плен и многолетняя служба в армии под именем совершенно незнакомого человека. Но самые трагические события, которые оставляют неизгладимый след в душе главного героя, - это случайное убийство монаха и потеря близкого человека, любимой женщины цыганки Груши.

"У нас здесь не то, что у вас на земле: здешние не все говорят и не все ходят, а кто чем одарён, тот то и делает"

Монах

Монах в исполнениии Олега Лопухова

Вести проповедь главному герою помогает дух монаха, невольным виновником гибели которого стал Иван Флягин. Его на омской сцене представил Олег Лопухов. Послушник является герою во сне и объясняет, что он будет много раз на краю гибели, но не погибнет. А когда придёт время умирать, то вспомнит о Боге и пойдёт в монахи. По ходу действия монах будет задавать наводящие вопросы и расставлять правильные акценты в жизни Ивана Северьяновича. В некоторые моменты ты невольно начинаешь задумываться над собственными поступками и отвечать на вопросы монаха.

"Даже нельзя её описать как женщину, а точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся станом гнется, а из чёрных глаз так и жжёт огнём. Любопытная фигура!"

Иван Флягин

Груша в исполнении Ольги Боровской

Само произведение - это ожерелье из бусин, каждая из которых содержит в себе отдельную историю. Все они одна за другой выстраиваются в жизненный сюжет, и избавиться от одной из них, выкинув из памяти, просто невозможно. Но, пожалуй, самая крупная бусина досталась бы цыганке Груше, которую Иван безответно любил и называл своей сестрой. История их отношений очень трагична и имеет печальный исход, ведь цыганка любила хозяина Флягина, который через некоторое время решил избавиться от ревнивой возлюбленной, чтобы жениться на другой.

Роль Груши досталась Ольге Боровской. Типажом актриса действительно подходит на роль цыганки и заставляет зрителя вместе с ней проживать весь спектр эмоций, которые она испытывает на протяжении спектакля. Ты настолько проникаешься её образом, что уже не можешь сдержать слёз, когда Грушенька просит Ивана ударить её ножом в грудь.

Повесть Лескова - сложное и трагичное произведение, но эта постановка помогла понять, что было главным в жизни Ивана Флягина и что на самом деле он чувствовал. Режиссёром спектакля выступила Наталья Ковалёва, и, вопреки мнениям о том, что произведение трудно воплотить на сцене, ей это удалось. Её работа получилась похожа на библейский сюжет о возвращении блудного сына.

Если говорить об актуальности самой повести, то она, как и многие другие произведения, удостоенные внимания театральных деятелей, надолго останется в тренде. Тема духовных исканий, любви и предательства будет обсуждаться ещё долгие годы. А сам спектакль наталкивает зрителей на мысли о смысле собственного существования и предназначения.


Артисты театра имени Евгения Вахтангова за восемь дней выступили для омской публики 17 раз. Восемь разнообразных по форме и содержанию спектаклей были показаны на сценах трёх театров. Корреспонденты "Омск Здесь" побывали на нескольких из них. Главным стал спектакль "Война и мир" (16+) Римаса Туминаса. Пятичасовое действо вызвало положительные эмоции у зрителей и предоставило пищу для размышлений. Лёгкая французская комедия "Соломенная шляпка" (16+), наоборот, повеселила омскую публику, напомнив о том, что в жизни есть место для человеческой глупости, а изворотливый хитрец всегда найдёт выход из сложившейся ситуации.

Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евгения Вахтангова

Читайте также