Главным спектаклем традиционных гастролей в Омске Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова в этом году стала постановка Римаса Туминаса "Война и мир". Спектакль был создан к столетию театра в 2021 году и длится почти пять часов. В Омске его сыграли целых 4 раза. Вахтанговцы нескольких поколений взорвали сердца больше трёх тысяч зрителей.
В спектакле Туминаса нет правильного определения "Мира". Вселенная и всё человечество - понятия узкие для театра, точнее, слишком конкретные. Режиссёр уделяет внимание богатству толкования терминов, поэтому обращается к выражениям: "молиться всем миром", "иди с миром", "жить с миром".
"Война и мир" - эпопея, обнажающая и в читателе, и в зрителе самые тонкие чувства, о которых человек в рутине будней и вовсе забывает. Счастье. Бог. Любовь. Жизнь. Любовь к жизни. Что значат все эти слова? Ответа нет. Он постепенно должен появиться у каждого, как появлялся у героев романа - Андрея, Наташи и Пьера. Их судьбы известны. Куда интереснее, как на них смотрят исполнители ролей и зрители.
И счастие есть только отсутствие этих двух зол"
Андрей Болконский
Такими были понятия князя до встречи с юной Ростовой. Желание славы и гордые убеждения руководили Андреем. Даже после расставания с Наташей он не мог им изменить: "Да, я говорил, что падшую женщину нужно простить. Но я не говорил, что я смогу это сделать. Я не могу". Путь Болконского - путь принятия постоянных разочарований и обретения истины в последний миг.
- Признаться, сегодня меня покорили именно Болконские. Они оба потрясающие. В сцене, где Андрей просто МОЛЧА проходит от одной кулисы до другой после бала, только в его шаге чувствуется свинцовая выдержка и трезвый разум. Я поражена. Я была готова аплодировать артисту стоя только за походку, - говорит зрительница Анна.
Андрей Болконский в исполнении Юрия Поляка
- Андрей - человек очень эгоистичный, очень запутанный. Он не понимает жизнь. Он говорит Наташе подождать год. Это говорит о том, что он не принял её, он не понял, что ей нужно сразу всё. Её нужно сразу полюбить, всё отдав. Андрей находится в рамках давления времени, воспитания отца. Он не может зажить. Он смотрит на Пьера и думает: "Как хорошо, ты можешь жить так, как ты чувствуешь. Ты можешь позволить себе говорить, ты не думаешь". Андрей завидует. Он в детстве начитался книжек про полководцев и хотел быть как они, как Наполеон. Это ему мешает зажить. Интонации - вот где зритель может уловить философию персонажа. Болконский не умеет любить. Не может. Он сильно мучается. В конце он к этой любви приходит. Как актёру, мне приятно его отпускать в состоянии, что он понял жизнь. Понял, что такое любовь. Его смерть - трагедия в земном масштабе. В общем масштабе он обретает свободу. Он принимает смерть, вот что важно. И когда я уже лежу "мёртвый" под шинелью, с большим удовольствием слушаю монолог Пьера. Когда начинает играть финальная музыка, я взлетаю со словами Паши, - делится исполнитель роли Андрея Болконского актёр Юрий Поляк.
Пьер Безухов
Неуклюжий, робкий человек, обладающий золотым сердцем. Именно этот персонаж - отражение мысли. Именно он в конце спектакля приходит к ответу на вопрос, что есть счастье.
Пьер Безухов в исполнении Павла Попова
- В моём Пьере очень много моих предложений. Не все из них режиссёр принимал с удовольствием. От чего-то приходилось отказываться. Но совместная работа для того и нужна - найти лучший вариант. Римас Владимирович очень прекрасно показывает, что он хочет увидеть. Порой во время репетиций, а они у нас длились около 3-4 месяцев, хотелось заснять, чтобы потом хотя бы суметь примерно повторить его историю персонажа. Он много философствовал на репетициях. Подбирали мысли персонажу, - рассказывает о работе над ролью Павел Попов.
- Мне показалось, что Пьер здесь очень точно передан. Его внутренняя дрожь и неземная искренность чувствуются с последнего ряда. Временами он смешной, забавный, может, даже неугодный обществу, но у Толстого он именно такой. Он идёт к пониманию себя и мира. Он постоянно меняется, как каждый герой спектакля. Да, та самая диалектика души, о которой все мы слышали в школе, когда искусно сопротивлялись читать заданное, - вспоминает зритель Николай.
Кстати, актёры признаются, в школьные годы многие не могли с лёгкостью одержать победу над эпопеей Толстого.
- В школе не читал. Сейчас понимаю, прочитал бы - всё не понял бы. Когда приступили к репетициям, в самом начале меня напугала ответственность за роль. Но режиссёр верно помог, говоря: "Сбрасывай, ты всё знаешь, не надо быть отличником. Позволь себе где-то отойти и сделать так, как ты чувствуешь". Так он снял ту сверхответственность, которая могла бы заковать меня, как актёра, - признаётся Юрий Поляк.
Многие зрители открыто говорят о том, что идут в театр, не читая произведения. Театр берёт на себя некую долю образовательной деятельности, помогает зрителю "расти". Неоднозначность и многослойность постановок - определённый "плюс", который влияет на душу человека. Влиять и менять - вот задачи спектаклей. Развлекательный театр, в свою очередь, быстро заканчивается.
Евгений Князев
- Культуру и образование нужно детям насаждать. Им нужно показывать лучшее. Их нужно убеждать, вот это нужно посмотреть. Тогда, возможно, появится какой-то отклик. Если рассчитывать на их сознательность... Я не очень рассчитываю. Рад, что развитие школьных театров сегодня находится на хорошем уровне. Кроме того, что это возможность воспитывать детей, это ещё и возможность готовить зрителя для того, чтобы прийти в настоящий театр. Прийти просто так на какой-то серьёзный спектакль человеку, который к этому никаким образом не приобщён, очень трудно. Однако сегодня учреждения культуры, имеющие смысловое значение, имеют гораздо больший приток зрителей, чем эстрадное искусство. Оно утратило своё прерогативное значение. Театры, музеи, филармонии - вот что сегодня выбирает публика. Мы живём во время, когда нужно думать о серьёзных вещах. Не нужно звонких имён на афише. Не это сегодня гарант успеха постановки. Главное - качественный продукт, за ним идёт публика. Театр Вахтангова в этом смысле уже стал брендом качественных спектаклей. И имя мы не потеряем, я вам обещаю, - говорит Евгений Князев, народный артист России.
Забавно, но если бы главная героиня "Войны и мира" не оказалась бы в театре, она бы не встретила Анатоля. Может быть, тогда конец произведения был бы иным? Нет, характер бы к иному финалу не привёл.
а я раба его и что я не могу не любить"
Наташа Ростова
Инфантильные мысли? Нет, пылкая суть героини, не имевшей на себе отпечатка светского общества.
Наташа Ростова в исполнении Ольги Лерман
- Я не должна была играть эту роль. Её репетировала другая актриса. Спустя месяц репетиций мне прислали сценарий. Я прочитала. Пришла и сказала Римасу: "Вы же помните, что мне 33, а Наташе ЧУТЬ меньше?". Я здраво смотрела на это, но режиссёр меня очень успокоил, сказав, что играть маленькую девочку мне вовсе не придётся. Он сразу говорил, что мне нужна именно суть неприкаянного человека, энергия девочки-женщины, которая больше себя самой. Это не классическая забитая гвоздями Наташа Ростова. Вообще девочки раньше взрослеют. В 14 Наташа была готова на гораздо более грандиозные поступки, чем Андрей Болконский. Мы же все дети. В этом смысле, какая разница сколько тебе лет. Пока есть огонь, почему бы не гореть? - говорит Ольга Лерман.
- Я тоже была девочкой, я тоже была влюблена, но я никогда не любила Наташу Ростову. Я не могу сказать, что этот спектакль меня переубедил. Нет, в мечтах я всё так же влюблена в Болконского и считаю, что 3 дня можно было бы и перетерпеть эти губительные страсти к Анатолю. Но после сегодняшнего спектакля могу сказать, что для себя я наконец поняла, почему она не дождалась. Она по природе ждать не могла. Она просто перестала это делать. Её лёгкость и вольность просто были бы уничтожены ей самой. Вернувшись, Андрей просто бы обнаружил другого человека, а не того лягушонка, вновь подарившего ему веру в жизнь. Потрясающий спектакль. Жаль вот, что сцены с дубом не было, - замечает зрительница Валентина Николаевна.
Большую роль во влиянии на зрителя в спектакле оказывают декорации. По словам Римаса Туминаса, он запрещал себе использовать экраны, инсталляции, лишние предметы. Всё заменяют потоки света и актёрское понимание судеб героев. Режиссёр был убеждён, что современность театра - в способе мышления. И в этом мы современники. Надо играть идею - идею Пьера, идею Андрея.
- Не было бы такого яркого впечатления, если бы декорации были бы иными. Признаюсь, эта стена для меня на эти пять часов стала визуальным воплощением "жизни". То в одну сторону направит, то в другую, то откроет возможности, дав пространство для мысли, то, наоборот, к краю прижмёт. Как в сцене, где возникают чувства между Наташей и Анатолем. Её природа, иными словами, жизнь не дала ей варианта "не поддаться чувствам". Вспомним сцену её первого бала - пространство, жизнь для неё наконец открылась. В этот момент она готова испытать лучшие чувства. Чтобы их подарить, появляется князь Андрей, - поделилась после спектакля зрительница Виктория. - Я обратила внимание и на старца, прошедшего по сцене дважды. То ли это Платон Каратаев, изменивший ход мысли Пьера, то ли сам Толстой. Здесь, наверное, каждый сам для себя решит, кого увидел. А может, это вообще один человек?
Спектакль - разговор о человеке. О его душе. О любви. О жизни. О приоритетах. О совести и желаниях. Это лишь малая часть "Войны и мира". Да, пять часов театрального действия, возможно, выдерживают не все. Однако это прочтение великого романа Толстого не оставляет сомнений, что в первую очередь стоит жить, ценить и вздох, и хлеб, и, конечно, любить. Даже муху.
Лев Николаевич Толстой
Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евгения Вахтангова