В конце мая в российских онлайн-кинотеатрах стартовал первый сезон сериала "Балет" (18+). Закулисье, интриги и кумовство - основные составляющие закрученного сюжета многосерийной ленты. Режиссёром проекта выступил Евгений Сангаджиев, который в 2020 году засветился в художественном фильме "Человек из Подольска" (16+) Семёна Серзина. К слову, последний презентовал свою киноленту в "Пятом театре", показ проходил в присутствии омских артистов, которые с удовольствием поделились впечатлениями от работы режиссёра и рассказали зрителям о своей одноимённой театральной постановке.
Возвращаясь к сюжету сериала, важно сказать, что события происходят в вымышленном главном театре России. Основная линия повествования сосредоточена вокруг истории бывшей примы-балерины Большого театра Руты Майерс, которой пришлось покинуть родину по политическим причинам 40 лет назад и остаться в США. За границей девушке удалось стать востребованным хореографом, однако начало сериала показывает зрителям, что даже у самых успешных людей случаются промахи.
Нам стало любопытно, насколько жесток мир балета и полон ли он таких же интриг, которые нагнетаются создателями сериала. "Омск Здесь" пообщался с примой Омского музыкального театра Ниной Маляренко. Она ответила на все интересующие нас вопросы и объяснила, насколько сложен путь артистов балета.
Нина Маляренко
- Режиссёр сериала активно продвигает стереотип о том, что между артистами кордебалета и премьерами существует огромная социальная пропасть. "Премьер - это не диагноз, но лучше умереть, чем стоять в кордебалете", - так выразился один из персонажей сериала. Насколько жизненно это утверждение?
- Если честно, я никогда не наблюдала какой-то раздельности между премьерами и кордебалетом. Самой старшей должностью в балетной труппе являются премьеры, этим танцорам отдают ведущие роли, а артисты кордебалета всегда танцуют в группе, но некоторым её членам дают сольные партии. В целом все общаются друг с другом, независимо от статуса и места в театре, единственное, что может нас разделять, - разное расписание. Люди могут не пересекаться, но мы все встречаемся по утрам на обязательных занятиях.
- В сериале главная героиня устроила "кастинг на всю труппу", чтобы отобрать нужных ей артистов, а не тех, которые были утверждены театром. Очень интересно, как на самом деле происходит отбор и согласование артистов на роли в спектакле. Может ли балетмейстер действительно "перемешать" всех людей и собрать один общий кастинг для всех?
- Отборы и утверждения артистов на какие-то роли в спектакле балетмейстер-постановщик проводит сам. Он смотрит, кто будет исполнять определённые партии, потому что это его видение, это его соображения, особенно, если это авторский балет. А если постановка казённая, вроде "Лебединого озера" или "Щелкунчика", то, естественно, он будет опираться на состав и иерархию. В редких случаях бывает, что при подготовке авторской постановки могут выбрать из толпы кордебалета юношу или девушку, чтобы дать им небольшую сольную партию.
- Сильно бросается в глаза тема "отцов и детей" и "старого и нового". Зрителям предлагают понаблюдать за трагической историей молодого премьера Ильи Пронина, которого отец насильно сделал звездой. Юноша не был готов к такой славе и, возможно, вообще не собирался строить карьеру в балете. Вероятно, поэтому он не стесняется высказываться против системы и нервно реагировать на устаревшие стандарты обучения артистов балета. Действительно ли молодые исполнители жаждут перемен и новых методик преподавания?
- Старшее поколение - это наши учителя и педагоги. Вся информация об исполнении балетных па идёт со времён основания этого искусства. Знания, опыт и навыки передаются из поколения в поколение, считаются стандартом и никогда не меняются. Классический танец называют классическим наследием. И я считаю, что старшему поколению просто сложно уже прийти к чему-то новому, потому что это очень рискованно. Однако у молодёжи давно изменился взгляд на классический танец, и они требуют больше возможностей для импровизации. Но время течёт, и всё равно балет меняется, например, артисты раньше не поднимали высоко ноги, а сегодня мы наблюдаем потрясающие позы, которые демонстрируют невероятные возможности человеческого тела.
Илья Пронин и его сестра Кира
- Исполнительница роли Руты Майерс, хореограф Алла Сигалова из воспоминаний своего детства утверждает, что балет - это один из самых травматичных видов искусства, приводя в пример бесконечные синяки на ногах и многочисленные растяжения связок. Даже в первых сериях мы наблюдаем, как балерина во время выступления подворачивает ногу. Действительно ли артисты травмируются так часто и как происходит период реабилитации?
- Ну балет и правда очень травмоопасный вид искусства. Повреждения бывают разные, и заработать их можно случайно. Чего только не бывает: разрывы менисков (особые хрящевые образования, которые расположены внутри полости сустава - прим. ред.), крестообразных связок и повреждения тазобедренных суставов. Вообще у меня много примеров, даже с лицом были такие казусы. Например, мы репетируем сцену, в которой партнёр должен был "пинать" меня, но случайно ударил по челюсти. С другим артистом мы сверяли поддержку, и его локоть прилетел мне прямо в висок, остался синячок, но это нормально. Самый запоминающийся случай произошёл перед Новым годом, 31 декабря. Я исполняла роль уличной танцовщицы из "Дон Кихота" и, выполняя прыжок, упала всем телом на пол. Я встала и дотанцевала спектакль, но мне было очень больно. В три часа ночи я уже стонала от боли, потому что сильно травмировалось бедро и появился огромный синяк. 7 января я уже танцевала партию в "Щелкунчике", где через полупрозрачное трико виднелось огромное синее пятно на моей ноге.
- Многие наслышаны о многочисленных диетах и ограничениях в питании балерин. Даже в сериале один из главных героев (Илья) заказывает десерт и съедает его пополам со своей сестрой. Расскажите, как на самом деле питаются артисты балета?
- Как таковых ограничений в питании нет, это всё абсолютно индивидуально. Кто-то предрасположен к полноте, кто-то нет, и ест как не в себя, но остаётся стройным. Всё ещё зависит от нагрузки. Лично на моём примере могу сказать, как только у меня начинаются больше нагрузки, тело становится суше и рельефней.
- Во второй серии мы видим, что актёров, отобранных Рутой, снимают с остальных спектаклей и они остаются практически без зарплаты. Скажите, какая занятость для артистов считается приемлемой, чтобы можно было не беспокоиться завтрашнем дне?
- Всё по-разному в каждом театре, но вообще у артистов есть основная заработная плата, и к ней плюсуется наработка за спектакли. То есть каждый спектакль, в котором ты участвуешь, каждая партия имеют свою цену. Сколько ты натанцевал в месяц, такая сумма и добавится к твоей зарплате. Естественно, у каждого по-разному, потому что кто-то справляется с партиями, ему дают больше ролей, кто-то не справляется и живёт на минималку. Так что, если им оставили одну постановку, возможно, придётся туговато.
Общий кастинг на балет Руты Майерс
- Было бы интересно узнать про путь в примы. Одной из перспективных балерин в сериале руководство кинуло такую фразу: "Ты только начала получать главные партии. Ещё пару лет - и ты прима, если будешь правильно себя вести". Правда ли, что успех зависит от выбора "правильных" слов в стенах театра и прочих ограничений?
- Может, где-то так, но без таланта и упорства примой не стать. Если балерина достойна быть примой, то её видят, и она будет на своём месте. А если девушка не подходит на солистку, то она и не станет ей. То есть тут всё просто, нужно доказывать свою значимость и проявлять себя на сцене.
- Критики уже высказали мнение, что балет - это искусство, далёкое от народных масс. Большинство россиян не бывали на нём никогда, а сериал - отличный инструмент, чтобы открыть глаза на динамику и красоту балета. Что вы думаете по этому поводу?
- Да, я тоже встречаю людей, которые действительно ни разу не ходили на балет. Но почему люди не посещают его, мне, если честно, неизвестно. Я считаю, что к искусству нужно приобщаться, вдохновляться прекрасным и лицезреть красоту. Ведь балет - это красиво, это эстетика.
- Вам, как человеку, знающему всё закулисье театра, интересно ли было смотреть сериал? Показался ли сюжет увлекательным и интригующим?
- Я в принципе не всегда с большим удовольствием смотрю фильмы и сериалы про балет, потому что я живу этим. То, что я вижу на экране, не всегда совпадает с действительностью, как в данном случае. Поэтому у меня на это счёт своё мнение. Я не скажу ни хорошо и ни плохо о нём, но, если честно, не зацепил.
Хочется добавить, что балет - это искусство жёсткой повседневности, а у его артистов, действительно, очень плотное расписание. В специальном репортаже телеканала "Продвижение" в Омске можно узнать намного больше интересных фактов из жизни балерин. Они сами расскажут, почему им сложно дружить с коллегами и почему о стёклах в пуантах давно никто не вспоминает.
Фото: Илья Петров; скриншоты сериала "Балет", 2023 год, производство НМГ Студия, "Студия Видеопрокат", режиссёр Евгений Сангаджиев