Без провокаций, но с психоаналитиком. Мхатовские "Мужья и жёны" в Омске
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь»  3 июня 2023, 20:40  •  печать

Без провокаций, но с психоаналитиком. Мхатовские "Мужья и жёны" в Омске

Спектакль Константина Богомолова "Мужья и жены" закрыл фестиваль "Золотая маска" в Омске.

Омским театралам снова повезло увидеть детище режиссёра Константина Богомолова. Два года назад он представил в Омске своё прочтение Достоевского, а на этот раз скандально известный режиссёр "привёз" (правда, и в этот раз Богомолов не почтил омскую публику личным присутствием) собственную сценическую версию знаменитого фильма Вуди Алена "Мужья и жёны". Спектакль идёт в МХТ им. А. П. Чехова уже 6 лет, и в Омске артисты сыграли его в 200-й раз.

Вуди Аллена называют мастером психологической драмы, а Константина Богомолова - эпатажным театральным провокатором. Но вместо провокации перед тобой разыгрывается красивая и тонкая история, в которой ирония Аллена рифмуется с ироничностью Богомолова.

Александра Ребенок и Игорь Верник

Пометка "18+" заставляет задуматься: а где провокация? Но провокаций не будет. Если только мужчина на шпильках. В остальном - щадящий хронометраж в полтора часа, юмор и высказывания про "оргазм", "возбуждение" и предложение "заняться любовью", которыми сегодня никого не удивишь. Даже часто встречающийся богомоловский приём - Кирилл Трубецкой играет в спектакле и папу, и маму - не более чем лёгкая шутка.

В спектакле минималистичные декорации, но при всей кажущейся простоте сценического рисунка пространство выглядит продуманно. Интерьерная конструкция делит сцену на две условных комнаты, образуя некий лабиринт, в котором заточены главные герои. Все они тщетно пытаются выйти друг к другу душевно. Джуди и Гэйб давно уже мучаются от своего брака, но не подают виду, но искренне ужасаются заявлению своих друзей - Джека и Сэлли о разводе.

Дарья Мороз

Джуди, которую играет Дарья Мороз, - тонкая, умная, интеллигентная натура. Но в ней нет секса (что не скажешь о героине Мороз в "Содержанках"). Она напоминает своему мужу профессору Гэбриэлу, блестяще сыгранному Игорем Гординым, его первую яркую любовь "с отклонениями". Салли в исполнении Александры Ребенок - обладательница стервозного характера. Своим несносным поведением она спровоцировала интимные проблемы у мужа Джека, которого сыграл обворожительный Игорь Верник. И тот ищет подтверждения своей мужской состоятельности на стороне.

Александра Ребенок

- Быть мужем и женой - это испытание, длиной в жизнь. И моё личное мнение - это бесконечная работа. Нет такого, что вы поженились в один прекрасный день и живёте долго и счастливо. Это путь, который вы проходите, и меняетесь вместе, меняетесь с этой жизнью, - поделилась актриса Александра Ребёнок. - У меня нет такого понятия, как "оправдать своего героя". Я всегда хочу его понять, понять мотивацию его поступков, и понять, в каких ситуациях я бы точно так же поступила.

Весь спектакль - это своеобразный сеанс психотерапии. Он состоит из многочисленных отрывков с самыми неожиданными персонажами, в том числе "чёртом-искусителем" на каблуках, закадровым голосом (тот самый психоаналитик) и большим видеоэкраном, на которых транслируют исповедь "пациентов". И никто из главных героев на приёме не говорит правды. А если внимательнее присмотреться - они все врут.

Кажется, что режиссёр пытается донести: "Не верьте словам, только глаза говорят правду". Только они могут выдать истинные эмоции человека. Это же есть и в картине Вуди Аллена - там камера "застаёт" эмоции героев в самых разных местах: постелях, парках и офисах.

Кирилл Трубецкой, Софья Эрнст и Игорь Гордин

Вуди Аллен смело экспериментировал на съёмках фильма, добиваясь эффекта любительской съёмки и переходов от эпизода к эпизоду. Этот подход был сохранён и Богомоловым: одна пара ещё не успела договорить и уйти со сцены, а вторая уже начинает свою "разборку". Эпизоды сменяют друг друга выверенно и точно. 

- Если ребёнок сделан хорошо, в данном случае речь о спектакле, значит он будет продолжать жить и работать. Если сделан не очень хорошо, он начинает разваливаться. Я до сих пор получаю удовольствие от игры. Как только перестану получать удовольствие, это будет означать, что спектакль начал устаревать, - поделился Сергей Чонишвили, играющий роли Пола и Майкла. - В спектакле мы практически друг к другу не прикасаемся. Это спектакль о полном одиночестве. Каждый человек живёт в каком-то своём "яйце", и выглядывая за прозрачную скорлупу, он немножечко стесняется, и ему неуютно выходить.

Богомолов в этом спектакле позволил артистам проявить свою индивидуальность. Он, скорее, её даже искал, что довольно большая редкость в современных постановках, насыщенных персонажами.

- Ты нужен режиссёру, конкретно ты, какой ты есть, и всё, что в тебе есть, непохожее на остальных. Я не встречала такого режиссёра в театральной среде, чтобы он был очарован твоей природой, твоей индивидуальностью. Это очень ценно, - отметила Александра Ребенок. - Я ценю эту свободу, когда ты можешь максимально раскрыться. И я этому научилась именно у Константина Богомолова. У тебя есть возможность "раскачать" роль, пока не найдено какое-то режиссёрское решение.

Дарья Мороз и Сергей Чонишвили

Принципиальным для Богомолова стал приём "нет чётких границ" - совместить мужское и женское. В "Мужьях и жёнах" Кирилл Трубецкой выходит в роли отца и матери молоденькой студентки, которую сыграла Софья Эрнст, отделяя одного персонажа от другого буквально одним шагом.

- Работать с Костей очень интересно - он знает, что ему конкретно нужно. Мужчина и женщина - два существа, которые постоянно сталкиваются. Это, действительно, большая работа над собой. В то же время муж и жена - одна Сатана. И он так решил, что моя роль - это будет одно единое целое. Эту роль должен был сыграть артист, который обладает определённой фактурой: неважно, он или она, у Кости всё это смазано. И он сказал: "Здесь нужен фрик. И это будет либо Роза Хайруллина, либо Кирилл Трубецкой". Ему было неважно, кто будет играть эту роль - мужчина или женщина. Важно донести то, что он хочет сказать. И, кажется, у нас это получилось, - отмечает Кирилл Трубецкой.

Оба режиссёра со стороны наблюдают за развитием человеческих драм. Они то испытывают к ним жалость, то иронизируют над ними. В этом и есть весь Вуди Аллен, и этим он, видимо, интересен Константину Богомолову.

Зритель, который хотел бы сопереживать героям, как бы он сделал в фильме, эмоционального напряжения в театре не почувствует. Богомолов предложил ему порассуждать и, может, задуматься над своей семейной жизнью. Всего полтора часа ироничной лирической истории, и после можно продолжить приятный вечер в компании с мужем, или с женой, или в компании того, кого в планах потом позвать "на чашку кофе".

Фото: Андрей Кудрявцев

Читайте также