- Анна, пару недель назад вы презентовали свой первый сборник рассказов. Какие впечатления от этого события?
- Я очень довольна! Было очень интересно самой, что же получится в итоге, - и реальность превзошла ожидания. Несмотря на то, что не всех пришедших я знала, получилось создать дружескую атмосферу и отлично провести время. Очень рада, что гости мероприятия потом не раз сказали, что им было интересно и комфортно!
- Что было самым сложным при подготовке книги к изданию?
- Ох, я устала. Это было непросто. Потому что я даже не представляла, как это происходит. В кино мы обычно видим, что писатель приносит редактору пачку листов, а в следующем кадре он раздаёт автографы. То, что между этими событиями находится, довольно-таки туманно представляется. Для меня всегда проблема придумать название даже для рассказа, а тут целая книга. У меня мозг вскипел просто.
- В итоге вы пришли к заглавию "Истории, подаренные Лето". Почему сборник называется именно так?
- Передо мной стояла задача придумать какую-то концепцию, которая позволила бы или объединить рассказы, или расставить их в каком-то особом порядке. Я долго думала, прикидывала варианты, но ничего не нравилось. В итоге я решила, что оптимальный вариант - это книга в книге, которую и получила Лето (персонифицированное время года, - прим. ред.). Таким образом, у книги есть и реальные читатели, и читатель-персонаж.
- В прошлом интервью "Омск Здесь" вы говорили, что для вас не так важно иметь печатную версию ваших творений. Почему сейчас решили издать книгу рассказов?
- А у меня особо и выбора не было! Не делаю из этого секрета: издание книги мне подарила на тридцатилетие семья. Основную часть работы по подготовке макета необходимо было завершить до конца 2022 года, потому что ровно в полночь с 31-го на 1-е, как мы знаем, цены резко взлетают. Вот такая приземлённая реальность.
- Герой рассказа, который вы прочли в нашем проекте, - скульптор, стремившийся создать идеальное произведение искусства, но в этом стремлении он утратил чувство меры, потерял связь с реальностью и умер. Что, по-вашему, важнее: искусство или жизнь человека?
- Я думаю, жизнь человека. Потому что искусство в том числе должно быть направлено на то, чтобы утверждать ценность жизни. Есть определённая литература, в которой цинизм, чернуха и т. д., и не всегда видно что-то светлое, хотя авторы культовые. А есть книги совершенно кошмарные даже по названию, но в то же время они поднимают вопросы морали, ценностей, и в итоге через негативных героев ты приходишь к правильным выводам. Например, книга "Некрофил" Габриэль Витткоп. Я не представляю, как могут сегодня подобное издать. Но, по-моему, в начале 2000-х её печатали. Это книга о нездоровом влечении к мёртвым людям. Но при этом то, как главный герой относится к объектам своей любви, заставляет задуматься.
- Каких высот вы хотели бы достигнуть как писатель?
- Насчёт высот не думаю вообще. У меня нет цели издаваться в конкретном издательстве или получить мировую славу. Будет очень круто, если я смогу дать жизнь всем своим стоящим черновикам, среди которых есть и наброски для романа. И конечно, буду рада новым читателям.
- Летом 2020-го вы начали марафон коротких историй, в рамках которого пишете по одной истории в день. Сейчас вы продолжаете этим заниматься. Что этот формат творчества вам даёт?
- Во-первых, он даёт мне большой объём готовых (по большей части) историй за короткий срок. Это укрепляет самооценку, особенно когда не пишется. Во-вторых, это возможность открыть для себя какие-то новые темы, которые в обычных обстоятельствах я не стала бы затрагивать. Ну и, наконец, марафон - это способ держать в тонусе "писательскую мышцу": когда ты каждый день садишься и пишешь, то нет страха перед белым листом (когда писатель не может начать текст), отступает прокрастинация и в целом процесс идёт намного эффективнее. Проводить ли марафон этим летом, я пока ещё не решила: есть сомнения.
- В каких жанрах и на какие темы вам больше всего нравится писать?
- В идеале я хотела бы овладеть жанром магического реализма, но пока что набираю в этом направлении читательский опыт. Мне нравятся мрачные сказки, мистика и то, что я для себя называю психологическим фэнтези. Вместе с тем я люблю повеселиться, поэтому и юмористические истории у меня тоже есть. Любимые темы выделить сложно, назову одну: встреча с чем-то непознанным, существующим рядом с нами.
- Что изменилось в вашей жизни за последние 2,5 года (с прошлого участия в нашем проекте)?
- Очень многое! Наверное, проще сказать, что не изменилось: я по-прежнему пишу, люблю путешествовать и остаюсь верна своим ценностям. Надеюсь, что как писатель я выросла за это время.
- Пришлось ли вам чем-то пожертвовать ради писательства? Если да, то чем?
- Обычно происходит наоборот: жертвуешь писательством ради чего-то. В основном, конечно, ради работы, потому что я не из тех, кто может позволить себе только писать. Совмещать порой очень тяжело, особенно когда работа связана с разнообразными текстами, информацией и их анализом (а у меня только так и бывает): к вечеру голова уже не варит и на дополнительные усилия в отношении букв я не способна.
- В чём залог успешного текста?
- В честности. В честности к себе. Когда не позволяешь себе халтуру и доводишь текст до состояния, которым остаёшься доволен. Когда пишешь о том, что для тебя ценно, а не подстраиваешься под повестку. И когда тебе самому интересен и процесс, и результат работы. Всё это, естественно, не отменяет необходимости учиться, в том числе воспринимать конструктивную критику и читать побольше хороших книг.
- Какие книги сейчас читаете вы?
- Художественную литературу сейчас читаю мало. Читаю нон-фикшен, книжки по литературному мастерству, культурологию, фольклор, историю. Читаю очень много краеведческих материалов, потому что моя журналистская деятельность в основном связана с этим. Из художественной литературы последней я читала книгу Евгения Пастернака и Андрея Жвалевского "Как кошка с собакой" - небольшой сборник рассказов. Читала Питера Мэя - две книги из "Трилогии острова Льюис". Третью, видимо, придётся читать на болгарском, потому что на русский её ещё не перевели. Но болгарский в принципе похож на наш. При этом я не люблю ужасы и хорроры - не моё. Мне нравятся детективы, как ни странно. Говорят, что писать нужно то, что больше всего любишь. Я совершенно не согласна с этим тезисом. Потому что я понимаю, что объективно не напишу детектив. Это слишком сложно - всё простроить. Получается, не всегда ты пишешь то, что любишь больше всего.
- Какой вы видите современную литературу?
- Современная литература - это очень общее слово, я бы сказала. Потому что она крайне неоднородна. Кто-то имеет в виду под этим только издаваемых авторов, кто-то - издаваемых известных, кто-то - сетевых авторов. Потому что сейчас благодаря интернету огромный всплеск самиздата, не всегда качественного. При этом из-за того же интернета проблема с изданием бумажных книг. Есть люди, которые считают: не издан на бумаге - ты вообще не писатель. Поэтому это очень неоднородное явление, его можно рассматривать с разных сторон. Но то, что оно есть, то, что очень многие люди пишут, мне кажется в целом позитивным. Если не оценивать ни качество, ни темы, ничего, просто то, что люди позволяют себе заниматься творчеством, это хорошо.
- Важно ли сохранять верность идеалам?
- Я думаю, что взрослый человек понимает: принципы и идеалы могут меняться, когда меняешься ты сам. И если ты сам как-то изменился, что-то перерос, но утверждаешь, что верен тому, что уже не является для тебя ценностью, то ты в первую очередь обманываешь самого себя. Если твои идеалы совпадают с твоим текущим состоянием, то хорошо бы им следовать. Однако при этом нужно всё-таки просчитывать: условно говоря, когда на кону стоит твоя жизнь, надо посмотреть, что именно ты отстаиваешь. То есть не нужно быть максималистом. И не нужно врать себе.
Фото: Александр Соколович; из личного архива героини публикации