В интервью "Омск Здесь" Игорь Хохлов расскажет о том, считает ли рэп поэзией, в чём особенность современной литературы, каким правилом он руководствуется по жизни и что может заставить его расплакаться, а также поделится источниками хорошей поэзии, любимыми фильмами и спектаклями.
- Игорь, скажите, насколько XXI веку нужна и важна поэзия?
- Поэзия нужна вообще - вне зависимости от века, эпохи, обстоятельств, политического строя и прочего. Важно не подстраиваться при этом под запросы массовой аудитории, потому что настоящие стихи крайне редко где-либо становятся востребованными у большинства. Небывалый всплеск, невиданная популярность поэзии во время оттепели - это, конечно, исключение из правил и может никогда не повториться. Мне нравится высказывание Джамбула "Поэзия утешает, не обманывая". Если вдуматься - это дорогого стоит!
- Вы считаете рэп поэзией?
- Мне не близок этот жанр, могу не отличить современных "звёзд" друг от друга - как внешне, так и по их текстам. Но при этом не могу, конечно, поставить крест на всём жанре - вполне возможно, что некие исполнители приятно меня удивят.
- Какое сейчас положение в российской литературе?
- Я думаю, что сейчас положение одновременно и сложное, и благодатное очень. Я уверен, что никогда раньше столько пишущих людей в нашей стране не было. Это, конечно, объяснимо. И поэтому очень трудно сказать, кто находится, скажем так, на олимпе, в условном топе, а кто лишь оттеняет тех, кто находится на том самом олимпе. Потому что, если посмотрите, огромная возможность опубликоваться практически у всех в интернете есть. Но опять же, далеко не каждый интернет-ресурс - это показатель того, что на этого автора нужно обратить внимание, что публикация действительно достойная.
- Где почитать хорошие стихи?
- Лучше посмотреть на интернет-ресурсы, где постоянно публикуется современная качественная поэзия. Например, это сайты "Просодия", "Текстура", "Литература", "Форма слов" и, конечно же, ресурс "Журнальный зал", где в электронном виде представлены ведущие литературные журналы, которые имеют большую историю. Это, например, журналы "Знамя", "Октябрь", "Новый мир", "Звезда" и так далее. Конечно, бо́льшая часть литературных журналов сконцентрирована на западе страны. Но в Сибири и на Дальнем Востоке тоже есть достойные журналы. Могу порекомендовать красноярский "День и ночь", "После 12" из Кемерова, "Дальний Восток" из Хабаровска. Во всех этих журналах я публиковался.
- Есть ли шансы занять своё место в русской поэзии?
- Мне кажется, только время определит, кто на каком месте сейчас находится в поэзии. Потому что если даже взять, условно говоря, тысячу стихотворцев, которых можно причислить к профессионалам, то очень странно будет, если кто-то находится на 420-м месте, а кто-то на 421-м. Тогда возникает вопрос, каким образом человек попал на это место, а другой всего на одну позицию ниже. Я думаю, что пройдёт, может быть, 30, 40, 50 лет и будущие исследователи уже посмотрят, какими же были 2010-е, 2020-е годы в российской литературе, и тогда уже, наверное, станет ясно, кто именно олицетворяет нашу эпоху, кого можно причислить к тем, кто действительно является грандом.
- Что для вас главное в поэтическом творчестве?
- Как для поэта - постоянное, пусть и не скачкообразное развитие, а также приятные случайные находки и открытия, возможность свободного высказывания. Как для читателя - получение эстетического удовольствия, стремление перечитывать те или иные стихи, "смаковать" их, открывать новые смыслы и глубины, даже иногда "снимать кино" в мыслях по мотивам этих стихов.
- Вы уже принимали участие в нашем проекте 2,5 года назад. Что за это время изменилось в вас самом и в вашем творчестве?
- Появились новые стихи, немного публикаций, стал более опытным преподавателем, открыл для себя массу интересных фильмов и спектаклей.
- Какие фильмы и спектакли вам особо понравились?
- В последние годы я открываю для себя различные советские фильмы 1970-1980-х гг., которые "не на слуху". Среди них - "Фантазии Фарятьева", "Монолог", "Объяснение в любви", "Голос" режиссёра Ильи Авербаха, интереснейшие фильмы с участием актёра Леонида Филатова - "Соучастники", "С вечера до полудня", "Петля", "Избранные", "Кто заплатит за удачу?". Открытие этого года - фильм "Кафедра" режиссёра Ивана Киасашвили. Прошлым летом с удовольствием посмотрел трёхсерийный фильм "Рафферти" с Олегом Борисовым, Евгенией Симоновой, Александром Кайдановским и другими.
Если говорить о театральных впечатлениях, то я стараюсь не пропускать ни одной премьеры Драмтеатра (если, конечно, есть билеты в продаже). За последние годы мои фавориты - это спектакли "Дядя Ваня", "Рассказ неизвестного человека", "Отец", "Аркадия", "Дальше - тишина". Не так давно решил подсчитать, сколько спектаклей Драмтеатра я посетил - на текущий момент их уже более 50.
- Вы преподаёте историю и философию. Какие вопросы занимают вас в вашей профессиональной деятельности и в этих областях знания?
- Мне важно, чтобы мои студенты не просто были слушателями курса, а активными его участниками. Важно не только усвоить материал, получить новые знания, но и развить в себе умение выражать собственное мнение, принять и уважать базовые гуманитарные ценности, постоянно развиваться. Я сам исповедую такое правило (или, иными словами - таково моё кредо) - постоянно учиться, самообучаться, ликвидировать пробелы. Нередко кажется, что, получив диплом историка, я только и начал по-настоящему учиться. При этом важно не бояться чего-то не знать - следует бояться не желать знать!
- Я знаю, что у вас есть критические публикации. О чём они?
- Мои критические публикации (коих пока не так много) посвящены современным поэтам, поэтическим антологиям. Мне интересно сравнивать творчество и биографию тех или иных авторов, находить общие черты - и лингвистические, и мировоззренческие, и поколенческие.
- Как вообще в России поживает литературная критика?
- Полагаю, что общий уровень литературной критики в России весьма высок, если судить, конечно, по публикациям в лучших, знаковых журналах и на серьёзных интернет-порталах. При этом критики - это, конечно, не только люди почтенного возраста, но и весьма молодые, с новыми взглядами и порой неожиданным, нестандартным прочтением.
- Что никогда не сможет покинуть ваше сердце?
- Любовь, культура и любовь к культуре.
- А от чего вы можете заплакать?
- От различной боли (не обязательно собственной), несправедливости или даже от особо чувствительных моментов в кино.
- И напоследок: о чём мечтает поэт, философ, историк Игорь Хохлов?
- О том, чтобы каждый человек мог по максимуму реализовать себя (естественно, в конструктивных, а не разрушительных действиях), был окружён понимающими людьми и был уверен и в завтрашнем дне, и в далёком будущем, чтобы торжествовала гармония и справедливость, созидание, а не потребительство.