#МагияВинила: Неистовое сердце бродячих музыкантов Средневековья
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь»  4 мая 2023, 12:03  •  печать

#МагияВинила: Неистовое сердце бродячих музыкантов Средневековья

В новом выпуске авторской рубрики Антона Котова говорим о немецкой группе In Extremo и их альбоме Mein Rasend Herz.

Не весь рок на немецком языке это Rammstein. Существует ещё Mantus, Crematory, Theatre of Tragedy и, конечно же, In Extremo. Последних я открыл в далёкое время, когда совет знатока ценился больше, чем функции музыкальных сервисов "Плейлист дня" или "Моя волна", а накопленной на компьютере информацией делились посредством демонтажа винчестера (запоминающее устройство).

Декабрь 2006 года. Заснеженной тропой я шагаю к большой дороге Парка Победы. В руке чувствуется приятная тяжесть раздутого книгами портфеля, в наушниках звучит Mein Rasend Herz - (нем. - Моё мчащееся сердце) - пятый студийный альбом немецкой группы In Extremo.

Альбом я загрузил в свой MP3-плеер по рекомендации моего друга, меломана и коллекционера редких книг. В тот вечер я шагал к большой дороге от здания ГАИ на 2-й Островской улице, где мой друг трудился. С тех пор прошло немало времени. Индустрию Советов, когда-то вторгшуюся в мякоть природы, обратно завоёвывают корни деревьев. Здание поросло кустарником, полоски пешеходной дорожки слились с асфальтом, сквозь листву просматривается пустеющая доска "Их ищет милиция", штрафстоянка напротив адаптирована под обычную площадку.

Кстати, этот маршрут вдоль левого берега Иртыша, который я тогда проходил пешком, идеально подходит для вело- и мотопрогулок. Каждый раз, проезжая его, я невольно слышу композицию Poc Vecem с упомянутого выше альбома. Когда любуюсь полнолунием с разрушенных трибун стадиона ДОСААФ или разливаю чай на ступенях покинутого здания речной промышленности, я напеваю одни и те же слова: Und ich will spielen, spielen, spielen / Ein Jahr mehr oder weniger / Was macht's? (нем. - И я хочу играть, играть, играть... / Годом больше, годом меньше / Какая разница?)

Ещё музыка немецкой фолк-метал-группы In Extremo (лат. - На краю) у меня ассоциируется с длительными переходами по трассе или реке, когда в предвкушении стоянки, на грани человеческих возможностей превозмогаешь усталость, а после, на закате, распеваешь фольклорные песни у костра, в кругу суровых спутников.

Образован коллектив в Берлине в 1995 году, и на сегодня это один из самых успешных фолк-метал-проектов в мире. In Extremo являет собой слияние двух групп: народного фольклора и современного рока. В конце 90-х ребята играли фолк, в дневное время выступая на различных тематических ярмарках и исторических турнирах (уличные концерты были, пожалуй, единственным возможным вариантом для безвестных музыкантов Восточной Германии того времени), а вечером музыканты преображались и давали современную рок-программу.

Главный идеолог и вдохновитель необычного музыкального коллектива - вокалист Михаель Роберт Райн пo прозвищу Das Lezte Einhorn (нем. - последний единорог) или на русский манер - Миша. Он был воспитан в Восточной Германии и даже прекрасно понимает надписи на русском. По его признанию, именно фолк-фестиваль, который он посетил в детстве, повлиял на всю его дальнейшую жизнь.

In Extremo соединили, казалось бы, несоединимое, украсив привычный рок, сделав своё звучание узнаваемым среди многих других коллективов. Электрогитары, бас-гитары и ударная установка сочетается с инструментами Средневековья: колёсная лира, волынка, шалмей, никельхарпа, арфа, цистра, трумшайт, цимбалы, табла, давул, флейта-пикколо, губная гармоника, охотничий рог, литавры и много ещё малопонятных названий. Некоторые инструменты изготовлены музыкантами самостоятельно, но большинство сделано на заказ редкими мастерами.

В своём раннем творчестве музыканты представляли только переработку старинных и средневековых баллад и песен на различных живых и мёртвых европейских языках.

Первой песней в музыкальной копилке группы стала Ai Vis Lo Lop - окситанская и французская народная песня, исполняющаяся от лица случайного свидетеля того, как в лесу плясали волк, лиса, заяц, ласка или жаворонок.

В 1996 году началась работа над первым акустическим альбомом, который, помимо средневековых композиций, включал в себя две песни из рок-программы. Акустический альбом Gold изначально задумывался как шутка: к выходу готовился сингл Der Galgen (нем. - Виселица), и поскольку альбом не имел официального названия, из-за обложки золотистого цвета он был назван Gold. Лишь после переиздания в 2006 году он получил официальное название - Die Goldene (нем. - Золотой). Самостоятельно издав этот альбом, группа стала продавать его на "средневековых" ярмарках. На выступлении в Лейпциге музыкантов заметил представитель независимого лейбла Veilklang. Уже с новым менеджером появляется второй акустический альбом группы - Hameln (так называется город, известный по легенде о Крысолове).

В сотрудничестве с крупными лейблами музыканты начинают впускать альбомы и синглы ежегодно. Третий альбом Weckt Die Toten! (Будите мёртвых!) был записан всего за 12 дней и завоевал бешенную популярность у публики. Четвёртый - Die Verruckten Sind In Der Stadt (Сумасшедшие в городе) был записан во время концертного выступления летом 1998 года в городке Руннеберг.

Отличительной особенностью вышеназванных альбомов является тот факт, что тексты песен большей частью являются памятниками средневековой литературы на латыни, древнегерманском, древнеисландском, старошведском, иврите и старофранцузском языках. Музыканты лишь немного их обрабатывают. Для того чтобы найти материал для новых песен они много времени проводят в архивах и библиотеках. Они используют в своём творчестве наследие Гёте, Франсуа Вийона, Людвига Уланда, Франка Ведекинда и других поэтов. Обращались музыканты и к древнейшему поэтическому сборнику вагантов, или голиардов, - средневековых странствующих поэтов Carmina Burana (найден в Баварии в 1803 году). С середины же 2000-х годов In Extremo начинают делать упор на написание собственных текстов на родном (немецком) языке.

В 2000 году In Extremo совершили свой первый тур по Мексике и странам Скандинавии. И в этом же году выпускает сингл Vollmond, одноимённая песня с которого стала одной из визитных карточек группы.

В 2001 году за три месяца рождается альбом Sunder Ohne Zugel (Необузданные грешники). Между записями группа активно гастролирует. Так появляется первый живой альбом Live-2002 (позже он вышел на DVD и спустя 9 лет получит статус золотого).

В 2003 году свет увидел студийник 7. Он достиг третьего места в немецких, швейцарских и австрийских чартах, обновив рекорд группы. В том же году он стал золотым. На два сингла с альбома, Küss mich и Erdbeermund, были сняты клипы. Последовавший затем тур стал самым успешным для группы на тот момент.

В 2005 году In Extremo выпускает пятый студийный альбом Mein Rasend Herz (Моё неистовое сердце), о котором я упоминал в самом начале. В альбом, занявший 3 место в немецких чартах, вошли 13 композиций. Тур в его поддержку длился два года.

Музыканты вспоминают, что работа над песнями шла невероятно трудно, группа не могла сосредоточиться, в силу обстоятельств обмениваться идеями и наработками приходилось через интернет или по телефону.

Открывает альбом композиция Raue See (Жестокое море). Оно же изображено на обложке альбома. А в тексте песни есть слова:

Моё судно наполнено грехами,
До краёв наполнено развратом,
И в трюме у меня
Каждой беды по паре.
Море жестоко и дорога длинна,
Ни островка нигде не видно,
Но я продолжаю свой путь, я не о чём не жалею,
Плыву под парусами вечность.
 
Песня Liam, записанная одной из первых, была изначально написана на немецком языке. Затем судьба привела в студию к ребятам вокалиста Рея Гарви, по стечению обстоятельств, его бабушка владела гэлльским языком. Так песня была переведена (по телефону, к слову) и в окончательную версию альбома вошла песня на древнем языке. Позже её включат всё же в альбом и на немецком, но как дополнительный трек.
 
Песня Rasend Herz посвящена вокалисту группы Михаэлю Райну и подарена ему на день рождения.

Macht und Dummheit - единственная (до 2016 года) песня группы о политике, поскольку сама группа эту тему искренне не любит и предпочитает держаться от неё подальше.

Nur ihr allein (Только ты одна) - своеобразное посвящение поклонникам, благодарность за поддержку. На неё был снят видеоклип о приключениях японцев в Берлине.

Wessebronner Gebet (Вессебронская молитва), одно из самых ранних известных поэтических произведений VIII века на древневерхненемецком. Fontaine la Jolie - французская народная песня. Tannhuser - песня знаменитого рыцаря Тангейзера (XII в). Poc Vecem - песня на окситанском языке авторства Пьера Видаля (XII-XIII в). Позднее на синглах вышли более нигде не издававшиеся песни Spielmanns Wiederkehr и Captus Est (отрывки из поэм 70 и 87 сборника Carmina Burana).

В 2006 году In Extremo впервые посетили Россию, дав концерт в Москве. Потом в нашу страну музыканты приезжали ещё не единожды, давая концерты в Москве и Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге.

Есть в архиве немецких музыкантов и каверы на русские народные песни "Чёрный Ворон" и "Зима приходит с Кавказа".

В честь 10-летия группы было принято решение переиздать два первых акустических альбома. Они выходят в новом качестве с бонус-треками. Причём в тот же год поклонникам делают подарок и открывают голосование за любимые композиции. В результате 13 треков по выбору фанатов перезаписаны в совершенно новом звучании и изданы в качестве Best-of-сборника Kein Blick zurück (нем. - Ни взгляда назад).

15-летие группа отмечает масштабным двухдневным фестивалем в Эрфурте.

На сегодня на счету музыкантов In Extremo 12 студийных и три успешных концертных альбома, которые имеют золотой и платиновый статусы.

Группа была номинирована на премию Echo в категории "Национальный ню-метал/альтернативный рок", но награду в этой номинации в тот раз взяли Rammstein.

За время своего существования группа успела поиграть на многих известных фестивалях и написать саундтрек к игре Gothic от немецких разработчиков. В видеоигре вставлен виртуальный акустический концерт группы, исполнявшей песню Herr Mannelig. На сцене стояло семь виртуальных фигурок, полностью (насколько это позволяли технологии тех времён) имитирующих внешность и костюмы музыкантов In Extremo.

Критики отмечают, что со временем In Extremo в своём творчестве уходят от своих корней, создавая больше песен на немецком языке, но синтезу инструментов коллектив по-прежнему верен. Их становится только больше. Костюмы музыкантов хоть и яркие по стилю, но уже не такие "средневековые" (на ранних этапах группа носила кожаные юбки, жилеты, части доспехов - всё это создавало образ бродячих музыкантов Средневековья).

В живых выступления почти исчезли трюки (акробатические и рыцарские поединки прямо на сцене во время концерта) и плевание огнём. Взамен этого стало больше использоваться пиротехники, каждый концерт превращался в масштабное огненное шоу. Кстати, есть в истории группы такой факт: в 1999 году Михаель Райн получает серьёзные ожоги из-за неправильно используемой пиротехники, встаёт вопрос о его дальнейшем участии в группе. Однако он сумел восстановиться и продолжил радовать поклонников.

В пандемийный 2020 год вместо нового альбома, выход которого широко анонсировался, группа впервые даёт онлайн-концерт на Wacken World Wide.

- Это был особенный момент для нас в этом году, когда мы, наконец, смогли снова играть как группа, и мы очень благодарны Wacken за то, что это стало возможным, - комментируют концерт музыканты.

Сегодня в музыке In Extremo арсенал средневековых инструментов становится шире, но основой по-прежнему остаётся симбиоз современного рока и средневековых мелодий. В одном из интервью ребята признались, что каждый раз перед выступлением они становятся в круг, складывают руки вместе, издают боевой клич и затем начинают концерт.

У нас со Светланой была сладкая и непонятная любовь. На Крещение, прыгнув в ледяную прорубь нагишом, мы долго стояли по пояс в воде и, обнявшись, страстно целовались, как будто страсть могла спасти нас от обжигающего холода. И она спасала. Выйдя на сушу, мы безумцами скакали вокруг ночного костра, кидая друг в друга снежки, валялись в огненном снегу, не смущаясь своего первозданного естества.

Нас пригласили в большой дом, где пили медовуху знатные бояре в медвежьих шкурах. Светлана сидела напротив меня в шубе из полярного волка и, свернув губы трубочкой, остужала чай. Я чувствовал холод её ног (под столом она трогала ими мои ноги). А я сидел такой святой, что даже не прикоснулся к диковинным кушаньям, что были разложены на огромном столе. Неподвижный, я чувствовал только свои влюблённые глаза, казалось, что я вот-вот ослепну от переполняющих их слёз. А бояре шумно пили за нашу неземную любовь, ухмыляясь медвежьими мордами, они шумно разламывали тушу жареного кабана.

И наша любовь была чиста и непорочна, как студёная вода в зимней проруби…

Когда все уснули глубоким сном, мы со Светланой, завернувшись в плед, расположились у гаснущего камина. Девушка положила голову на моё плечо и, дыша в шею, водила рукой по моему лицу. Я же молча смотрел в потолок. Мне нравилось разглядывать узоры гаснущих в камине углей. На стенах можно было увидеть неразличимые чучела хищников, которых на охоте завалили хозяева дома.

- Расскажи, любовь моя, где бы ты сейчас по-настоящему хотел оказаться, чтобы только мы вдвоём? - спросила Светлана.

- Я хотел бы спускаться на плоту по какой-нибудь азиатской реке. Представь себе ночные джунгли: в гуще тропической растительности ты слышишь голоса малоизвестных животных; диковинные растения излучают неземные ароматы; на глади неторопливо ползущей воды отражается полная луна; над нашими головами кружатся ночные мотыльки; мы слушаем мелодии малоисследованных и таинственных джунглей, где не ступала нога человека… Тебе страшно? Ты подозреваешь, что мистическая река может таить в своих глубинах враждебных чудовищ?!

Ещё говорю, что мысль человека преступна для кролика, которого хотят подать на ужин, точно так же, как и мысль невиданных чудовищ, что скрывает река… Чтобы не было страшно, мы крепко прижимаемся друг к другу. Скоро мы полезем в воду нагишом, будем купаться, вылезем из воды, разведём костер и, прижавшись телами, будем петь свои песни. Нас переполняет чувство любви. С ним мы уплывём хоть на Край Света…

...Я проснулся в мёрзлом троллейбусе от сковавшего тело холода, проснулся и увидел свои руки: они торчали из серых рукавов бушлата. Из динамиков донеслась строчка из песни Летова: "А небо всё точно такое же, как если бы ты не продался…" 

Это была конечная остановка "Край Света". Напротив меня дремала бабушка-кондуктор в запотевших окулярах. И я заплакал…

Сражайтесь за то, что вы любите, а не против тех, кого ненавидите.
И дивной вам глубины в ранний вечер позднего дня.

Оценить звучание виниловой пластинки Mein Rasend Herz немецкой группы In Extremo можно в Клубе "Механика" в один из "Чёрных Четвергов" (Че/Че) (18+). Другие материалы рубрики #МагияВинила можно найти здесь. С полной версией книг А. Котова можно ознакомиться здесь.

Фото: Антон Котов

Читайте также