Небо столичной "подземки": на выставке в Омске показали эскизы работ, которые украсили Московский метрополитен
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 17 февраля 2023, 11:23  •  печать

Небо столичной "подземки": на выставке в Омске показали эскизы работ, которые украсили Московский метрополитен

Почему Александр Дейнека остался недоволен воплощением своей задумки и где скрываются "небесные" сюжеты на станции метро "Маяковская", - читайте в нашем материале.

16 февраля в Омском музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля открылась выставка работ советского художника Александра Дейнеки из собрания Курской государственной картинной галереи, где хранится крупнейшая в стране коллекция произведений мастера. В экспозиции можно увидеть эскизы живописца, по которым была создана мозаика, по сей день украшающая станцию "Маяковская" Московского метрополитена.

- Московский метрополитен - уникальный мраморный дворец под землей со множеством произведений высокого искусства на его станциях. К работе по их украшению были привлечены видные отечественные художники, архитекторы, скульпторы, мозаичисты. В их числе народный художник СССР Александр Дейнека. Его 34 полотна, выполненные в духе сталинского монументального классицизма, по сей день украшают станцию им. В. Маяковского, - рассказал кандидат исторических наук, профессор Борис Коников.

В период руководства страной Владимира Ленина существовал план документальной пропаганды. СССР, как государство с мощной идеологией, ожидало от художников, особенно после 1932 года, участия в развитии метода социалистического реализма.

Примерно в то же время и началось проектирование московского метрополитена. Советское правительство решило сделать метро символом нового общества. Было важно, чтобы люди не только ощущали технический прогресс, но и вдохновлялись масштабами его отражения в искусстве - архитектурными задумками и дизайнерскими решениями. Поэтому для украшения "метродворцов" использовали мозаику. В числе лучших художников СССР для создания эскизов был выбран Александр Дейнека.

 

По словам искусствоведов, живописец был убеждённым приверженцем политического курса страны и своим творчеством не уставал демонстрировать, что СССР движется к светлому будущему. Он пробуждал патриотизм в других людях, и делал это с душой и профессиональным рвением.

- Его мозаики в метро - это удивительные произведения. И, кстати говоря, производили они сильнейшее впечатление не только в нашей Стране Советов, когда наша комиссия принимала их. Но они производили впечатление и на представителей капиталистического мира. Та же станция метро "Маяковская", воспроизведённая фрагментом на Нью-Йоркской выставке 1939 года, получает Гран-при этой выставки, - рассказал корреспонденту "Омск Здесь" директор Курской государственной картинной галереи имени А. А. Дейнеки Игорь Припачкин.

Станция была построена по проекту Алексея Душкина. Его супруга вспоминала, что, размышляя над проектом "Маяковской", он просил её для вдохновения играть ему Баха и Прокофьева. Классика помогла. Архитектор придумал создать иллюзию неба, чтобы люди забывали о том, что над ними сейчас 33 метра земли. Добиться такого эффекта помогли овальные купола центрального нефа станции, а в них - мозаика с "небесными" сюжетами: вот в небе парят разноцветные парашюты, а вот над нами совершает прыжок лыжник. Весь цикл получил название "Сутки советского неба". Оно изображено на каждой из мозаик.

 

- Мозаики для станции метро "Маяковская" выполнены из смальты. Они набирались в Ленинграде в мастерской Владимира Фролова. И Дейнека как-то получил письмо, что у мозаичистов нет каких-то цветов, которые заявлены художником в эскизах. Во время поездки в Ленинград, когда пришлось заменить некоторые цвета, он писал своей супруге Серафиме о том, что видел уже свои эскизы в наборе, в мозаичном исполнении. Сообщил, что некоторые имеют отклонение, но большинство - в лучшую сторону. Другое дело, что он был недоволен решением архитектора Душкина, который проектировал станцию и который в конце концов углубил плафоны, он их спрятал не на то расстояние, на которое рассчитывал художник, - отметил Игорь Припачкин.

Ещё одна особенность - освещение мозаик. С неба должен литься свет! И Алексей Душкин как бы опоясывает купола светильниками, направленными вверх. Они ярко освещают мозаики, и уже оттуда падает отражённый мягкий свет. Это, кстати, излюбленный приём архитектора, который предпочитал отражённый свет прямому.

На выставке "Александр Дейнека. Над временем" в музее Врубеля представлены эскизы к некоторым работам художника, в том числе один из тех, что продолжил жить в мозаике - "Парашюты в небе". Познакомиться с творчеством одного из главных и самых искренних певцов соцреализма можно до 21 мая.

"Парашюты в небе"

Фото: Алина Кочергина, Илья Петров

Читайте также