"Если человечество позовут на Страшный суд, то ему в своё оправдание достаточно будет представить только одну-единственную книгу - "Дон Кихот" Сервантеса, чтобы все человеческие грехи были отпущены"
Ф. М. Достоевский
На лезвии ножа между безумством и гениальностью ходят многие персонажи литературы и кинематографа. К ним можно отнести и Болванщика из "Алисы в Стране чудес", и того самого Мюнхгаузена - героя фильма Марка Захарова, и, конечно, героя романа Мигеля де Сервантеса - Дон Кихота. Именно этому испанскому рыцарю мастер художественного слова Омской филармонии Сергей Белоусов посвятил свою авторскую программу, которая уже четвёртый раз с успехом проходит на сцене Органного зала. Вместе с автором на сцену выходит Евгений Романов (баритон). Корреспондент "Омск Здесь" пообщалась с артистами и узнала, почему каждому из нас стоит прочесть этот роман Сервантеса.
- Думаю, вы знаете, что "Дон Кихота" Сервантес написал за месяц до своей казни. Автор собрал в этой книге всё, что в нём осталось, вложил в неё все свои силы. В обществе почему-то принято считать это произведение трагикомедией, а я считаю, что это глубокая драма. Когда я прочёл роман Сервантеса, не одну из сокращённых версий, которых сегодня так много на полках книжных магазинов, а полное энциклопедическое произведение в двух томах, ко мне мгновенно пришла идея сделать сценическую программу. Я увидел её картинками, и вот уже в четвёртый раз мы представляем зрителям этот концерт.
- Отождествляете ли вы главного героя романа с собой?
Сергей: Безусловно. Я считаю, Дон Кихот не просто схож со мной - он схож с каждым человеком. Мы действительно многого не видим, прячась за амбициями, переживаниями и страхами. А человека, который лишён желания спрятаться, в народе называют сумасшедшим. Сумасшедший ли он на самом деле или он является самым нормальным человеком? Собственно, об этом и рассказывает Сервантес.
- Ранее мы с вами разговаривали о том, почему необходимо читать. Давайте сейчас назовём три причины, почему каждому из нас стоит прочесть "Дон Кихота".
- Во-первых, это классика. Не читать классику? Зачем тогда вообще читать?
- Во-вторых, знаете, не так много литературы, которой можно присудить статус великой. Да и знаете, вряд ли этот роман можно назвать книгой, это, скорее, размышления. Потому что Сервантес не пытался вывести творение в тираж, для него это было неинтересно, он писал для себя. Собственно, думаю, каждый человек может написать хорошую книгу, если будет искренне писать про себя.
- В-третьих, если мы конкретно говорим об этом персонаже и об этой книге, то я считаю, - это олицетворение думающих людей. Людей, которые могут мыслить. Кстати, когда мы что-то воспринимаем, мы всё время ищем себе подобные образы, мы всё примеряем на себя. Так вот, в "Дон Кихоте" вы точно найдёте интересные характеры.
- С каким посылом вы выходите на сцену в этой программе? Для чего вы это делаете?
- Чтобы показать. Классическую литературу можно легко воспринимать и подавать. История Алонсо Кихано идёт вразрез с общепринятыми человеческими нормами, при этом она настолько жизненна и интересна, что хочется показать её по-простому. Кстати, именно поэтому мы и наполнили её музыкой. Я хотел рассказать непростую историю лёгким языком, как говорил Гришковец: "Объяснить не для того, чтобы объяснить, а для того, чтобы стало понятно".
- Евгений, расскажите, а что вы вкладываете в эту программу?
- Давайте не будем подниматься к небесам и выдвигать великие идеи. Здесь главное - литература. Важна мысль, которую сам Сервантес вложил в свою книгу, а мы уже, как служители искусства, являемся ретрансляторами. Наша задача - передавать атмосферу. За счёт разных стилей музыки и её жанров мы каждый раз погружаем зрителя в эпоху рыцарей. Несмотря на всю комедийность "Дон Кихота", мы всё равно говорим о сумасшествии или мудрости (тут каждый решает сам) главного героя - он создал свой образ для великих завоеваний, для великих подвигов. И посредством арий и песен я, раскрашивая идеи, подаю посыл автора.
- На что пал выбор из музыкального репертуара?
- Что касается музыки, роман у нас испанский, поэтому национальную принадлежность мы, конечно, передаём. Но всё равно исполняем и произведения Кобалевского, и мексиканские мотивы, и французские. Глубина французского шансона передаёт шарм страны, который, на мой взгляд, тоже близок к Испании.
- В анонсе сказано, что "Дон Кихот" - это концерт-импровизация, и каждый артист примеряет новое амплуа. Сложно ли это?
Сергей: Меняться всегда трудно. Да, концерт не имеет чёткого текстового сценария - у нас всегда появляется что-то новое. Уже было четыре концерта, и каждый раз что-то получается по-новому, и это может быть либо очень смешно, либо никак.
- Но ни в коем случае не грустно?
Сергей: Конечно, это же трагикомедия - она не может быть грустной, да и зачем?
Евгений: Однако не стоит забывать, любая импровизация - это хорошо отрепетированный ход. Как сказал Сергей, мы разрешаем себе использовать юмористические приёмы, иногда дурачимся, но всё же остаёмся в рамках главной идеи.
- Расскажите поподробнее о своих образах в этой программе.
Евгений: Я выхожу на сцену в роли Санчо Пансы. Как музыка и литература в нашем концерте дополняют друг друга, так и Дон Кихот и Санчо Панса создают единый яркий образ. По сюжету Санчо - верный последователь Дон Кихота. Да, его беспокоит, что господин сходит с ума (замечу, что для себя Дон Кихот остаётся самым адекватным и осознанным), но, несмотря ни на что, Санчо разделяет идеи своего рыцаря и остаётся с ним до конца.
Сергей: Кажется, Черчилль говорил: "Даже у самых глупых правителей всегда будут свои последователи". Собственно, произведение Сервантеса - подтверждение его слов. У человека, который в самом деле в силах повести за собой, всегда будут те, кто пойдёт. Вне зависимости, сумасшедший он или нет. Это мы и пытаемся доказать.
Фото: Елизавета Медведева