Дуэли XXI века - коротко о киберспортивных дисциплинах современности
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 15 декабря 2022, 18:35  •  печать

Дуэли XXI века - коротко о киберспортивных дисциплинах современности

Выбирайте оружие, сударь! Хотя нет, с оружием выбор не велик - только клавиатура и компьютерная мышь. В таком случае выбирайте дисциплину! Хотя здесь сложность обратная - порой от выбора направления развития в киберспорте просто разбегаются глаза. Редакция сайта "Омск Здесь" поведает вам о том, на каких виртуальных полях ведут сражения киберспортсмены, а организатор омских киберспортивных турниров Андрей Довгополюк расскажет обо особенностях современных онлайн-баталий.

Потребность в конкуренции и соревнованиях шла по пятам человечества с самых давних времён. Различные виды спорта шли в ногу не только с техническим прогрессом, но и с желанием получить тех самых "зрелищ", без которых "хлеб" ни в какое горло не лезет. Футбольные и бейсбольные матчи стали реалити-шоу, где зрители следят не только за исходом матчей, но и за личной жизнью самих игроков. Что уж говорить про Олимпийские игры, транслируемые из каждого чайника и добавившие к спортивным состязаниям нотку политики.

Но развитие технологий дало миру спорта не только доступ к просмотру из любой точки земного шара, но и целый жанр состязаний - киберспорт. Признание видеоигр, ставивших самоцелью соревнование между отдельными участниками или целыми командами в качестве полноценного вида спорта, впервые случилось в России. 25 июля 2001 года Федерация компьютерного спорта России первой в мире добилась признания компьютерного спорта на государственном уровне и с момента своего создания провела более 1000 российских и международных турниров. Дорога эта была не без ухабов - с 2006 по 2016 год киберспорт в России временно лишился своего официального статуса на 10 лет в связи с отсутствием практики учёта результатов в подобного рода соревнованиях.

Но почему же подготовка законодательной базы для киберспорта заняла так много времени? Дело в том, что индустрия компьютерных состязаний до сих пор развивается стремительными шагами, и в ней постоянно возникают всё новые дисциплины. Если вы не знаете про киберспорт ничего, кроме турниров по DOTA 2 или CS:GO, то эта статья поможет вам познакомиться даже с самыми малоизвестными киберспортивными дисциплинами.

Да, даже для такого жанра имеется своя киберспортивная дисциплина. Ожидаете увидеть здесь тетрис? И правильно делаете, он тут действительно есть, но уже не из-за своей популярности, а, скорее, как отказывающаяся умирать игра. Нет нужды утверждать, что популярностью турниры по тетрису не пользуются, ведь со времени его создания появились игры, дающие при просмотре значительно больше эмоций, чем появление "кирпичика" нужного размера.

Скриншот из игры Hearthstone

Быть может, это станет неожиданностью, но именно к этой дисциплине относят популярную коллекционную карточную игру Hearthstone (12+) от студии Blizzard. Игра требует не только планирования своих ходов на несколько шагов вперёд, но и досконального знания огромной библиотеки игровых карт и их свойств. Коллекционный элемент в игре является дополнительной сложностью при продвижении на киберспортивную сцену - подходящую для матча колоду, а то и не одну, придётся собирать путём длительного накопления "золота" за победы в ранговых матчах, или покупать за реальные деньги.

Собрав колоду, желающий поучаствовать в чемпионате мира должен пройти отборочные туры в "высшую лигу", и заработать место в категории "гроссмейстеров". Подобные отборочные матчи проводятся дважды в год, а потому диапазон претендентов на участие в мировом чемпионате остаётся очень узким. Хотя игра Hearthstone уже давно не на пике своей популярности, ей удалось пережить даже аналог конкурентов из студии Valve - неудачную Artifact, основанную на вселенной их киберспортивного гиганта DOTA 2.

Вы серьёзно ошибаетесь, если думаете, что в симуляторы футбола, хоккея или смешанных единоборств играют только посетители кальянных. Разумеется, чемпионаты по таким играм, как NHL (0+), Madden NFL (0+) и EA Sports UFC (12+) не имеют мультимиллионной аудитории, как у своих реальных аналогов, но постоянная поддержка виртуальных состязаний спортивными магнатами и самими издателями говорит о стабильной популярности.

Скриншот из игры FIFA 17

В основе своей в эти игры предпочитают играть любители определённого вида спорта, а не видеоигр в целом - отсюда и отсутствие животрепещущего интереса к традиционно спортивному сегменту онлайн-состязаний. Дополнительную ложку дёгтя добавляет недавний разлад между студией Electronic Arts и FIFA, не сумевших договориться о взаимовыгодном сотрудничестве. Отныне самый популярный в мире футбольный симулятор будет продаваться под совершенно другим именем и остаётся только гадать, насколько сильно это скажется на популярности спортсимов как киберспортивной дисциплины.

Один из двух "слонов в комнате", безоговорочно лидирующих на киберспортивной арене. Популярность Dota 2 (16+) не угасла с 2011 года, что обеспечило игре постоянную поддержку от разработчиков из студии Valve и многомиллионные призовые фонды. Как и у большинства соревновательных видеоигр, основная суть максимально проста: две команды, каждая из которых состоит из 5 человек, сталкиваются на игровой карте с тремя соединяющими противоположные углы дорогами. В каждом из этих противоположных углов имеется центральное сооружение - крепость или "трон", который нужно уничтожить для победы.

Скриншот из игры Dota 2

Говорят, что "дьявол кроется в деталях", но учитывая многолетний жизненный путь игры, в Dota 2 он даже не пытается скрыться. 123 героя, каждый из которых обладает уникальным набором пассивных и активных умений, наиболее выгодными путями развития в матче, а также предрасположенность к повышенной или пониженной эффективности против ряда других героев. И абсолютно всё это нужно знать как дважды два, если вы хотите иметь хоть какой-то шанс успешную игру.

Скриншот из игры Dota 2

Другие представители жанра боевой арены не слишком отличаются от "короля сцены", и предлагают лишь "вкусовую" альтернативу, начиная с различной визуальной эстетики и заканчивая различными правками в игровом балансе. Наиболее популярный аналог Dota 2 - League of Legends (16+) от Riot Games. Стремясь продвинуть свой продукт на фоне конкурента, до недавнего времени Riot Games лично занималась организацией студенческих и континентальных чемпионатов, в том числе в России.

Скриншот из игры League of Legends

Для более юных киберспортсменов существует мобильная Brawl Stars (12+), отличающаяся значительно упрощённым игровым процессом и микротранзакциями, что серьёзно портит баланс, но приносит столь же серьёзную прибыль, без которой не могут существовать призовые фонды.

О своём киберспортивном пути в жанре боевой арены нам поведал Андрей Довгополюк - организатор омских киберспортивных турниров среди студентов:

- Киберспортом начал увлекаться ещё в школьные годы. В то время друг посоветовал командную игру. Это была DOTA 2, в которую я активно играю с 2013 года.

О том, как стать не просто игроком, а киберспортсменом, задумался спустя несколько лет.

Когда я поступил в ОмГТУ в 2017-м, то узнал, что там поддерживают это направление. Получилось попасть в сборную, которая представляла университет на городском этапе Всероссийской Студенческой лиги. В составе команды по дисциплине Dota 2 наша команда взяла 3-е место и успешно вышли на окружной этап, однако там соперники оказались на голову выше, и это был точно не мой уровень.

Тогда я решил немного изменить вектор развития. Совместив желание быть в киберспорте и наличие организаторских навыков, я на постоянной основе стал организовывать различные бесплатные турниры для студентов ОмГТУ и не только.

Скриншот из игры Dota 2

Пока я был в составе сборной и активно тренировался, то сформулировал такие выводы о необходимых навыках:

1. Играть не значит тренироваться

Если вы с командой сыграли 3-4 игры в день со случайными противниками, это нельзя назвать полноценной тренировкой. Иногда тренировка - это нечто скучное и рутинное: делать отводы и стаки, стоять лайнинг (стак - формирование дополнительной группы управляемых ИИ юнитов; лайнинг - стадия игры, на которой игроки распределяются по трём линиям и зарабатывают золото путём уничтожения управляемых ИИ юнитов - прим. ред.) друг против друга, изучать изменившиеся после обновления механики и т. д.

2. Неважно что происходит, вы - команда!

Важную роль в победе играет выдержка и холодный ум. Бывает, особенно в начале слаживания команды, что вы не сразу понимаете друг друга, ошибаетесь. Из-за этого возникают конфликты. Важно избегать такого во время матча, а все проблемы обсуждать и прорабатывать во время тренировок. Нужно учиться не только правильно играть, но и правильно коммуницировать с сокомандниками.

3. Физическая форма и здоровье имеет значение

Исследования The Memory Lab подтверждают, что физическая активность повышает результаты киберспортсменов. Это не значит, что все игроки должны быстрее бежать в зал и накачивать мышцы. Но держать тело в тонусе необходимо. Режим дня и оптимальное количество часов сна также оказывают положительный результат.

Скриншот из игры Dota 2

Если говорить о ситуации с киберспортом в России, то тут всё сложно. С одной стороны, она стала лучше, чем 7-10 лет назад: есть некоторые организации, та же Федерация Киберспорта, которые занимаются продвижением этого направления, помогают найти площадки для проведения мероприятий, проводят свои турниры. Потихоньку появляются летние киберспортивные лагеря.

С другой стороны, как мне кажется, нам не хватает специалистов и площадок. У нас есть талантливые игроки. Вспомнить того же Илью Perfecto Залуцкого. Это омич, который сейчас играет в CS:GO за NаVi (в составе команды занял первые места на турнирах BLAST Premier в 2021 и 2022, PGL Major Stokholm и Intel Extreme Masters Cologne - прим. ред.). Он тоже учился в ОмГТУ. Это отличный киберспортсмен. Но привести пример отличного менеджера или тренера я, к сожалению, не могу.

Правильно построенные процессы важны в любой сфере. И процессы в киберспорте сейчас не выстроены. Есть те, кто могут и хотят быть киберспортсменами, но куда им идти с этим желанием? У кого спросить совет, как стать профессиональным киберспортсменом и какие тебе нужны тренировки и навыки? По факту - ни у кого, кроме интернета. Поэтому, как мне кажется, первостепенная задача сейчас - сделать доступные площадки, которые свяжут между собой талантливых киберспортсменов, тренеров, менеджеров и спонсоров.

Эти проблемы существуют и в локальных киберспортивных турнирах Омска. Я организовывал несколько таких. Большинством участников они рассматривались больше как весёлое времяпрепровождение, чем серьёзное соревнование.

Сейчас различных платных и бесплатных турниров становится больше. Почти у каждого компьютерного клуба также есть свои турниры. Заплатил взнос и вперёд - побеждай. А если вы играете онлайн, так вообще кроме интернета и устройства для игры тебе больше ничего не нужно.

Однако у всех этих турниров нет продолжения. Они направлены просто популяризировать гейминг и киберспорт. Но что делать команде победителей и куда идти развиваться дальше, не особо понятно. Было бы неплохо иметь какую-то организацию, которая бы отслеживала локальные турниры и молодые команды с целью создать сильную киберспортивную сборную региона или страны.

- Андрей Довгополюк - организатор омских киберспортивных турниров.

И раз уж Андрей упомянул представителя второй крупнейшей киберспортивной дисциплины, то самое время рассказать и о ней.

Скриншот из игры Counter Strike: Global Offencive

Существовали в роли киберспортивной дисциплины ещё со времен пыльных компьютерных клубов и товарищеских заруб в Quake (18+). Все работают по одной схеме, но среди них нет двух одинаковых. Неважно, управляете ли вы вашим героем с видом от первого или же от третьего лица, быстро и точно ловить противников в перекрестие прицела - лишь половина успеха.

Киберспортивные шутеры от того и называются тактическими, что требуют досконального знания множества игровых карт-локаций, ключевых точек вроде мест спавна (возрождения - прим. ред.) противника или оружия, а также выполнения определённой роли в команде.

Первое место по популярности снова принадлежит сумрачным гениям из студии Valve и их игре Counter Strike: Global Offensive (18+) - ежедневный онлайн в полмиллиона игроков по всему миру и пиковый онлайн в 1 300 000 человек. https://steamdb.info/app/730/graphs/) Выросшая из мода для Half-Life, франшиза CS претерпела уже третье перерождение, на данный момент времени - самое долгоиграющее. Симулятор тактического трёхмерного боя между командой террористов и отряда специального назначения до сих пор является эталоном киберспортивного баланса и очень требовательна к навыкам игрока.

Скриншот из игры Counter Strike: Global Offencive

Правда здесь, в отличие от Dota 2, от игрока требуется уже упомянутое знание карты и бритвенно-острые рефлексы - навыков у персонажей здесь попросту нет. Неугасающая популярность, поддержка от одного из самых успешных издателей в индустрии и спонсирование призовых фондов самими игроками через внутриигровую торговую площадку обеспечивают CS:GO крупные дивиденды для киберспортсменов и внимание общественности уже более десяти лет.

Но это вовсе не значит, что у CS:GO имеется монополия в шутерном сегменте киберспорта. Достойные соперники появляются регулярно - OverWatch 2 (16+) от студии Blizzard и Valorant (16+) от Riot Games предлагают здоровую альтернативу "каэсочке". Две команды из 5-6 человек, каждый из которых управляет уникальным героем, сталкиваются на локациях ради выполнения определённой задачи за отведённое время. Конкретно эти игры имеют родство с жанром "боевой арены" - у каждого героя есть свои уникальные способности, а также сильные и слабые стороны, вокруг которых и нужно строить тактику игры. Отсюда вывод: просто перестрелять команду оппонентов не выйдет - это их задержит, но шанса на победу не лишит.

Скриншот из игры Overwatch 2

У OverWatch так и вовсе есть собственный турнир - OverWatch League, общий призовой фонд в которой на 2022 год составил более 2,5 млн долларов. До призовых чеков "Доты" далековато, но разбираться в первопричинах подобного различия мы будем уже в другой статье.

Ещё одним крупным поджанром в дисциплине тактических шутеров является "королевская битва", или же Battle Royale. Наилучшим примером совершенно других правил игры послужит количество игроков - участвовать в матче могут до ста человек, объединённых в небольшие команды. Заброшенные на огромную локацию, передвигаться по которой предстоит как пешком, так и на технике, игроки начинают буквально ни с чем - оружие, припасы и экипировку предстоит искать на месте. Сражаться за найденный на чердаке дома автомат с другими желающими иногда предстоит даже голыми руками.

Скриншот из игры PLAYERUNKNOWN'S BATTLEGROUNDS

Но искать оппонентов по всей огромной карте не придётся - её доступные границы постепенно сужаются, убивая всех, кто не успел вовремя попасть в безопасный радиус. Побеждает последняя оставшаяся в живых команда игроков.

Главными представителями "Роялей" являются такие игры как PLAYERUNKNOWN'S BATTLEGROUNDS (16+), Fortnite (12+) и режим Warzone популярного шутера Call of Duty (18+). В каждом есть свои различия, а потому и аудитория у них хоть и пересекается, но отличается лояльностью только к одной конкретной игре.

Ну а в каком же ещё? Киберспорт не терпит пауз и промедлений. Хоть сам жанр и просел по востребованности среди публики, он всё ещё способен дать зрителям захватывающее по накалу страстей зрелище. Отказывается умирать не только сам жанр, но и его киберспортивное лицо - Starcraft 2 (12+) от студии Blizzard.

Скриншот из игры Starcraft 2

Ещё с выхода первой части в 1997 году "Старкрафт" взлетел на киберспортивную арену благодаря почти идеальному балансу, высоким требованиям к навыку игроков и трём совершенно разным сторонам конфликта. В 2010-м вышел сиквел, перенявший лавры предшественника, но увы - попавший на закат жанра стратегий в реальном времени.

Наблюдать за матчами в "старик" - одно удовольствие, потому что киберспортсмены, словно пианисты, совершают по нескольку действий в секунду, управляя несколькими армиями и занимаясь контролем базы в тылу.

Некромантия над проектами Blizzard продолжается с серией Warcraft (12+). Хотя единственным контентом, который серия получила за почти 20 лет, является переиздание третьей части с подзаголовком Reforged и обновлённой графикой, фанатская база держит жизнь в киберспортивной сцене "варика" по сей день. Именно отсюда вышли не только первые чемпионы Dota 2, но и сама "Дота", начавшая свой путь как кастомная карта для соревнования двух команд.

Скриншот из игры Warcraft 3 - Reforged

Ещё одним доказательством того, что киберспортсмены из стратегической дисциплины большие любители покопаться в прошлом, станет Age of Empires 2 (12+), вышедшая аж в 1999 году. Уже 23 года у игры имеется крепкая фанбаза, реализующая её соревновательный потенциал, а с выходом в 2021 обновлённого издания Definitive Edition она получила второе дыхание и путёвку в официальный киберспорт.

Сейчас по AoE2 ежегодно проводится чемпионат Hidden Cup. Он значительно отличается от остальных киберспортивных состязаний тем, что имена игроков объявляются только при подведении итогов в финале - до самого конца участники выступают под случайными псевдонимами. Таким образом, зрители чемпионата болеют за того или иного игрока не потому, что он из какой-то известной команды или представляет их страну, а потому что он показывает действительно интересную игру.

Скриншот из игры Age of Empires 2 - Definitive Edition

Пожалуй, одна из самых старых дисциплин, о которой многие забывают. И очень зря - имитация как настоящих, так и выдуманных единоборств на арене просто завораживает. Недаром матчи в любую часть Mortal Kombat (18+) или Tekken (16+) приковывают взгляды даже тех, кто играть в них совсем не умеет. Жанр не требует особенных инноваций, обладает стабильно заинтересованной в нём публикой, но спортсмены в нём - мастера своего дела.

Скриншот из игры Mortal Kombat 11

Ну ещё бы - запомнить столько комбинаций ударов и движений на пару десятков персонажей дело не из простых, но одной памяти недостаточно. От игроков требуется молниеносная реакция на действия соперника, и не менее быстрые руки, чтобы провести серию контратак, выгадав нужный момент. Более того, в файтингах многие персонажи отличаются не только комбинациями, но и временем выполнения различных движений, высчитываемой буквально по кадрам! Если кто и нуждается в мониторах с частотой обновления в 250 Гц, так это обладатели чёрного пояса по владению геймпадом.

Скриншот из игры Street Fighter 4

Ежегодно в разных уголках мира проводятся состязания по Mortal Kombat, Street Fighter (16+), Tekken. И пускай они не собирают целые стадионы, интерес к этой дисциплине не угаснет никогда - регулярные релизы новых частей упомянутых игр и поддержка киберспортивной сцены говорят об этом красноречивее любых слов.

Довольно загадочное название для киберспортивной дисциплины, не скрывающее в себе ничего необычного. Симуляторы гоночных состязаний или управления боевой техникой.

Скриншот из игры War Thunder

К последнему легко отнести общеизвестные World of Tanks (12+), World of Warships (12+) и War Thunder (12+), позволяющие сымитировать танковый, корабельный или комбинированный бой техникой разных эпох. А вот автосимуляторы в эту дисциплину попадают только самые продвинутые. Assetto Corsa (0+) и Project Cars (0+) являются примерами одних из самых проработанных в плане физики управления и оснащения гоночных автомобилей, и заезды в них максимально приближены к реальному вождению.

Скриншот из игры Project CARS 3

Разумеется, клавиатурой и мышью здесь не обойтись - киберспортсмены в категории "технические симуляторы" используют специальную периферию ввода и вывода - руль, педали управления, даже полноценную коробку передач! Играя в автосимы с подобным оборудованием, можно на полном серьёзе научиться водить, ни разу не сев за руль настоящей машины. Правда, факт того, что хороший комплект подобного оборудования будет сам по себе стоить как подержанное транспортное средство, немного омрачает интересную затею.

Скриншот из игры Assetto Corsa

И даже это далеко не всё. Как отдельный подвид киберспорта существуют спидраны - индивидуальные соревнования игроков в скоростном прохождении игр, или отдельных игровых уровней. Чемпионаты по ним не проводятся, только выступления игроков на ежегодных благотворительных стримах вроде Awesome Games Done Quick. Оно и понятно - свои деньги спидранеры получают от донатов лояльной публики, следящей за попытками побить очередной мировой рекорд.

Мобильный киберспорт не только существует, но и собирает более чем достойную аудиторию просмотров. Свои команды по PUBG Mobile (16+), COD Mobile (18+), Brawl Stars и Clash of Clans (12+) есть и в России, позволяя даже юным киберспортсменам соревноваться за призовые места в любом месте, лишь бы зарядки хватило.

Мир онлайн-состязаний расширяется с каждым днём, и мы можем с гордостью говорить, что видим зарождение нового вида спорта. Пускай малыми шагами, но признание виртуальных состязаний как серьёзных соревнований и даже в качестве карьеры становится реальностью для геймеров по всему миру. Станет ли ситуация в мире отправлным толчком для развития киберспорта внутри России? Хоть ситуация и непростая, но мы искренне на это надеемся. А вам предлагаем не полагаться на надежду, а взять и попробовать себя в одной из перечисленных нами дисциплин. Кто знает - быть может, прямо сейчас эту статью дочитывает будущая звезда киберспортивной арены…

Читайте также

Комментарии
Добавить свой