"На сцене нельзя быть вполголоса". Гайк Казазян о музыке в день скрипки
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 13 декабря 2022, 16:54  •  печать

"На сцене нельзя быть вполголоса". Гайк Казазян о музыке в день скрипки

В День скрипки известный музыкант Гайк Казазян рассказал о тонкостях профессии скрипача и о том, какие эмоции музыкант должен донести зрителю.

Скрипка ведёт свою историю с персидско-византийской эпохи (9 век н. э.). Это был четырёхструнный инструмент, внешне мало напоминавший современный. Лишь в 16 веке начали делать скрипки, которые мы сегодня видим в руках исполнителей. Сегодня, 13 декабря, весь мир отмечает День скрипки.

Об особенности посыла классической музыки и передаче эмоций во время игры на этом инструменте "Омск Здесь" рассказал Гайк Казазян - скрипач, солист Московской государственной академической филармонии, лауреат российских и международных конкурсов. Он приезжал в Омск для участия в программе Омской филармонии "Гимн любви".

- Гайк, почему музыка эмоционально "цепляет" людей?

- Это некие тонкие энергии (улыбается). Это звук. Высота звука. Это то, что мы не можем до конца объяснить. Я однажды играл в узком кругу друзей, и там была собака. Когда я просто исполнял полюбившееся мне произведение, все просто слушали, и собака в том числе. Когда играл что-то особенно эмоциональное и сам чувствовал, что от меня исходит энергия, собака начинала мне подпевать - эмоционально завывать. Тут я ещё раз убедился в том, что музыка - это не просто звуки, это посыл.

- В чём особенность посыла классической музыки?

- Секрет прост: сильная эмоциональность и содержание. Есть развлекательная музыка - почему она так легко воздействует на людей? Потому что веселит, там особый ритм, свойственный клубной музыке, и чаще всего в таких композициях нет даже самой мелодии. В классике задействованы не ритмические рецепторы - для нас важнее эмоции: страдание, радость. Если вспомнить историю, то классическую музыку писали действительно гениальные композиторы: Моцарт, Бах, Бетховен, Чайковский… И это не музыка дня, это музыка вечности. Триста лет назад Вивальди написал "Времена года", и сегодня, уже в нашу эпоху, они всё ещё актуальны.

- В Омске вы играли концерт Сибелиуса для скрипки с оркестром ре минор. В чём особенность этой музыки?

- Сибелиус - это суровая скандинавская музыка, в каком-то смысле даже мрачная. Суровая - вот лучшее определение, но в этой суровости лирически прекрасные темы, пропитанные любовью и теплотой.

- Как музыкант как вы передаёте зрителю эмоции?

- Я бы сказал, в первую очередь это сама музыка. Важно, какую музыку ты играешь, как её чувствуешь. Если ты уверен в музыке, в том, что ты этим хочешь сказать публике, тогда оно правильным образом и передаётся залу. Я помню Гидон Кремер (скрипач, дирижёр) в интервью говорил: "Играйте только тогда, когда вам есть что сказать". Это очень правильно, потому что если ты будешь показывать, как ты справляешься с техникой, это никому не будет интересно. После такого исполнения, кстати, и говорят: "Классика - это скучно". А когда ты на сцене не исполняешь, а говоришь - зритель всё понимает. А Паганини говорил: "Нужно сильно чувствовать, чтобы дать почувствовать". На сцене нельзя "вполголоса". Если нет ни эмоций, ни идеи - это мёртвая музыка. Я говорю о состояниях, у Сибелиуса они, кстати, очень зимние.

Фото: Илья Петров

Читайте также