Ксения Романенко: "Мечты сбываются иногда через бурю"
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 13 декабря 2022, 12:30  •  печать

Ксения Романенко: "Мечты сбываются иногда через бурю"

Художник-график Ксения Романенко про творчество, хобби и преподавании.

Мы встретились с Ксенией в студии "Север", где она преподаёт, - ведёт занятия по графике и керамике для детей и взрослых. Открытая, добрая, светлая художница много смеялась и рассказала нам о том, как всю жизнь хотела быть живописцем, а потом стала графиком, почему любит лепить из глины, и объяснила, как разглядеть в ребёнке вселенную. А творческая обстановка студии добавила теплоты этой беседе.

- Расскажите немного о себе. Какое у вас самое яркое воспоминание детства?

- Родилась я в Омске, но отец у нас военный, семью "занесло" в Приморский край в посёлок Пограничный, на границе с Китаем. Росла я в невероятно красивых местах, за что бесконечно благодарна судьбе. Моё детство прошло в потрясающем ландшафте, среди сопок и горных речек, которые бегут, разветвляются, такие внезапные и неожиданные, где-то глубокие, где-то мелкие, всегда с сильным течением, с красивыми камнями. У меня есть любимое дерево. Недавно мне посчастливилось попасть в те места, которые я по праву считаю своей родиной. Я очень давно там не была, больше 10 лет, а год назад наконец собралась и поехала. Снова увидела своё любимое дерево и спросила у родителей, как оно называется, - ребенком я как-то не задавалась этим вопросом. И оказалось, что это монгольский дуб. Он необыкновенной формы, очень красивой. Эта природа меня до сих пор подпитывает. Это ощущение красоты со мной с детства. Жила я там до 16 лет, потом переехала в Омск.

Что же касается конкретных случаев из детства, первое, что вспомнилось. У меня была подружка, Катя, которая катала меня велосипеде. Я сама кататься не умела, я попробовала пару раз, упала, коленки содрала и подумала: "Пусть лучше подружка меня покатает!" Поэтому я всё время сидела на багажнике. А она такая экстремалка: на горку - с горки, на горку - с горки. У нас был мостик через реку и горка суперкрутая. Там даже пешком спускаться было страшновато, а она говорит: "Давай съедем", я говорю: "Нет, не надо", а она: "Давай!" Ну мне деваться некуда. В общем, она съезжает, и я прям помню, как я лечу вертикально по этой горке, держась руками за её сиденье, и потом улетаю в куст. Мне ничего не было, так чудесно, ни одной царапины. А Катя съехала и спрашивает: "Ну что, Ксюш, как прокатились?" и потом: "Ксюша?!" Я начала хохотать прям в кустах, до сих пор, когда вспоминаю, мне так смешно. Это, наверное, самое яркое воспоминание детства.

- В 16 лет вы приехали в Омск. Расскажите, как решили поступать именно в ОмГПУ на худграф? Как учились? У каких мастеров?

- Я целенаправленно поступала на худграф. Я хотела попасть именно туда, потому что знала, что там великолепный педагогический состав омских художников, мэтров, известных на всю Россию. Я шла туда не для того, чтобы стать преподавателем, у меня не было такой мечты, с детства я мечтала стать художником и понимала, что для этого нужны хорошие учителя. Я поступила на бюджет, была очень счастлива и училась все эти годы с огромным удовольствием. Самым главным моим преподавателем был Амангельды Абдрахманович Шакенов - очень хороший человек, замечательный педагог и невероятный живописец. Кстати говоря, я очень любила живопись, графика со мной потом как-то случилась. С детства и потом при обучении в университете мне казалось, что мой путь - путь живописца.

- И когда же с вами случилась графика?

- После того, как я закончила университет. Я ещё на пятом курсе начала работать в Первой художественной школе. К нам с мастер-классом приехал из Уфы Глеб Евгеньевич Голубев. Чёрно-белой печатной графикой школа занималась давно, а вот он приехал показать различные приёмы именно цветной линогравюры. Я посетила мастер-класс, сделала парочку небольших работ сама, чтобы лучше понять, как это делается, потом начала работать над этим с детьми. И в процессе я поняла, что это абсолютно моё, что это невероятное волшебство, то, чем я хочу заниматься и что поможет мне найти свой стиль. Я тогда была ещё ищущим художником, недавним выпускником. У меня даже был какой-то внутренний конфликт. Я была живописцем, и школа у меня была академическая, и я была, на мой взгляд, хороша в этом, в университете мне ставили за это хорошие оценки, хвалили, мне нравилось, у меня получалось. Это с одной стороны. А с другой, когда я приходила на выставки других художников, я на такое не смотрела. Я смотрела на Николая Николаевича Молодцова, например, который совершенно не академист, у него на первом месте композиция и цвет. И графика мне тоже всегда очень нравилась. Но пока не случилась со мной линогравюра, я не понимала, что я график, что это моё. Так было страшно сделать шаг в другую сторону, и графика мне в этом помогла. Но, возможно, я когда-нибудь вернусь и к живописи, только уже более стилизованной.

- А как делается линогравюра?

- Истоки линогравюры - ксилография - это печать с помощью деревянной доски. На ней вырезается рисунок, накатывается на неё краска, и делается один или несколько оттисков. Эта технология восходит к XIII веку. А линогравюра появилась в XX веке, когда появился линолеум, который, кстати, делался из льна. И начали этим заниматься Пикассо и компания. В Советском Союзе линогравюра приобрела большую популярность, многие наши художники делали такие работы, даже сформировалась своя школа. А кусок линолеума, который используется для гравюры, художники по традиции называют "доской".

- Помимо линогравюры вы рисуете масляной пастелью, расскажите об этом.

- Иногда, когда я соскучусь по живописи, я обращаюсь к масляной пастели. Её я открыла для себя пару лет назад. Рисую ей, когда мне хочется цвета, его разнообразия, пастозности.

- А что такое пастозность?

- Хорошая, профессиональная масляная пастель может напоминать мазки, которые есть, когда пишешь маслом. Можно назвать это фактурой.

Цвет - вообще про чувства, поэтому и живопись, мне кажется, про них. Можно написать натюрморт с арбузом так, что зритель может ощутить, в каком состоянии был художник и какое чувство он хотел передать этой работой. Например, у импрессионистов была задача передать впечатление и ощущение от природы. И когда мы смотрим на их работы, мы видим, что солнце вот прям солнце, ты погружаешься в произведение и ощущаешь, что тебя прям "печёт"; туман - это туман, ветер - прям ветер.

А графика работает как-то по-другому. Она больше про мысли, образы. К живописи я обращаюсь реже, а к графике чаще.

- Вы пастель называете живописью?

- Конечно, масляная пастель считается графикой, если я подам выполненные ей работы на конкурс, то как график. Но среди художников есть такое мнение, что работы, где главенствует цвет, оттенки, цветовые переходы, относятся больше к живописи.

- Раз заговорили про выставки: совсем недавно ваши работы можно было увидеть в Доме художника. Там была ваша персональная выставка совместно с Еленой Гришаевой, и, кроме того, ваши работы были представлены на III молодёжной выставке. Про персональную выставку мы много писали, давайте поговорим про "молодёжку". Какие ваши работы там были?

- На персональной выставке мне в большей степени хотелось представить печатную графику. А на "молодёжке" - как раз работы, выполненные масляной пастелью. Их у меня немного, и они совсем другие, они как раз про чувства. Эти две работы: "Кораблики" и "Фруктовая тарелка", посвящены моему сыну, моей самой большой любви. И как раз с помощью цвета я передала свои трепетные чувства к своему ребёнку и к самому детству - его ощущению, его счастью, когда ты самый лучший, самый главный, тебя так любят родители, бабушки, дедушки, ты - свет в окне для всех, и всё у тебя хорошо, нет никаких взрослых забот. Мой сын вдохновляется то одним, то другим, недавно у него была морская тематика, сейчас строительные машины. И одно время ему очень сильно нравилась сказка, которая называется "Настоящий кораблик". И мне она очень понравилась, потому что она про детство. Там рассказывается про бумажный кораблик, который плавал в луже, туда прилетела утка и рассказала, что настоящие корабли плавают в море. Кораблик очень захотел стать настоящим, преодолел множество преград и попал в море. Это сказка про то, что мечтать полезно и нужно сохранить это умение с детства, про то, что мечты сбываются иногда через бурю. Эта сказка меня вдохновила. И ещё вид: пристань с корабликами на "Зелёном острове". Я очень люблю это место, раньше гуляла и рисовала там сама, теперь сын любуется вместе со мной. И мне захотелось нарисовать эту пристань и бумажные кораблики. Не сделать пейзаж, а внести в нашу повседневность немножко сказки.

"Кораблики" "Фруктовая тарелка"

Работы художницы: "Кораблики" и "Фруктовая талелка"

- И это не прошло незамеченным. Вы взяли сразу несколько призов на III молодёжной выставке, и за графику, и в номинации "Арт-объект".

- В номинации "Арт-объект" я взяла приз за календарь. Мне кажется, это такое баловство было. Я очень люблю современное искусство и, когда бываю в Москве или Санкт-Петербурге, хожу по музеям. Там очень много мест, где можно посмотреть на современное искусство. Это всегда интересно, иногда немножко шоу, иногда развлечение, иногда заставляет задуматься. Чаще всего это эстетично. Так вот этот календарь праздников вообще была такая лёгкая идея, не моя лично, даже не помню, чья. Мы собирались ещё весной, и кто-то придумал, давайте сделаем такой календарь. У нас выставка открывается в первых числах сентября, давайте сделаем календарь на 3 сентября, ну мы посмеялись, подумали, кто может сделать, ну решили, что я, ведь я же график. Мы выбрали позитивные праздники, которые бывают 3 сентября, они все оказались очень забавными: День бороды, который мы объединили с Днём Шуфутинского, День рождения бюстгальтера и День бекона. Календарь выполнен в соавторстве с Юлией Ворониной. И вот в номинации "Арт-объект" мы получили приз за календарь, а в номинации "Графика" меня отметили за пастель с корабликами. А ещё мне подарили сертификат на поездку на международный пленэр.

- Там был на выбор либо остров Ольхон на Байкале, либо посёлок Аршан в Бурятии. Что вы выбрали?

- Я ещё не выбрала, но, скорее всего, это будет Байкал, я с детства мечтала там побывать. Это же чудо какое-то - такое огромное озеро, которое видно на карте, я наслышана, как там красиво.

- Помимо того, что вы художник, вы преподаватель. Что для вас значит эта работа? Вы говорили, что, когда поступали в институт, не думали, что будете преподавателем.

- Я пошла на практику на пятом курсе в первую художественную школу и познакомилась с прекрасным человеком, художником-графиком, Чебаевой Еленой Николаевной. Я увидела на её примере, как можно вдохновляться преподаванием, зажглась. Я увидела высочайший профессионализм: в этой школе вообще много профессионалов. После практики меня позвали туда работать. Я поняла, что хочу. У каждого ребёнка свой внутренний мир. А когда ты помогаешь кому-то расти, ты одновременно растёшь сам, ведь, чтобы преподнести какой-то материал, тебе нужно подготовиться, самому много об этом узнать, много раз это нарисовать, найти в этом вдохновение и поделиться этим вдохновением с детьми. Это огромный пласт работы, который тебя самого взращивает как творца. Мне очень это нравится. В Первой художественной школе я проработала 5 лет. При этом преподавала ещё в паре мест. Я так устала, что, когда ушла в декрет, сказала мужу: "Я больше работать никогда не буду". Но прошло полгода, и я поняла, что не могу не работать, что для меня это естественный процесс, моё преподавание должно быть со мной всегда, мне без этого тяжеловато.

Я, когда преподаю, от детей не могу ничего ждать, я от себя-то не знаю, чего ждать, каждый человек - это целая вселенная. Я стараюсь давать такие задания, чтобы у всех всё получалось, у меня нет разделения на способных и неспособных учеников, сильных или не очень. Я считаю, что если ребёнку нравится, он всего достигнет, найдёт себя. Я вкладываюсь-вкладываюсь-вкладываюсь и ничего не жду. А когда я вижу вдруг, что ребёнок впитывал-впитывал, делал мои задания, и вдруг у него проявляется что-то своё, какой-то именно его стиль, новое умение, это очень здорово. Кто-то рисовальщик классный, кто-то круто стилизует, а у кого-то чувство цвета потрясающее. Когда я вижу, что в ребёнке просыпается художник, рождается творец, для меня это огромный подарок.

- Давайте немного о вас лично, вне профессии. У вас есть какое-то хобби?

- Я тут шучу с друзьями, что у меня появилось хобби. Дело в том, что у меня его никогда не было. С детства я рисую, но это не хобби, мне это всегда казалось естественным процессом, тем, без чего я не живу. Я вот пару лет назад Юля, основатель студии, в которой я работаю, согласилась поучить меня керамике. Я открыла для себя новый и очень большой мир. Даже не знаю, можно ли это назвать хобби, это слово как-то принижает значение того, чем я занимаюсь. Это моё увлечение и очень большое вдохновение на данный момент. Мне сначала казалось, что это не моё, я сомневалась в себе. Я смотрела на Юлины руки и думала, как она так чувствует глину, как у неё так получается? Но чем глубже я в это погружалась, тем больше во мне открывалось нового. Я поняла, что это действует на меня очень успокаивающе. Вот у тебя кусок глины в руках, и ты обязательно из него что-то слепишь. Это для меня арт-терапия. Я очень чувствительная, у меня любое волнение всегда отражается на здоровье, а сейчас много событий, которые нас всех волнуют. И спасаюсь я именно керамикой, даже не изобразительным искусством. Любой стресс - я приезжаю сюда и леплю много-много тарелочек, и мне хорошо. Мне кажется, я нашла себя в глине, я уже уверено чувствую себя в керамике и даже преподаю её. Для меня керамика - большое вдохновение. Например, мои последние графические образы очень стилизованные и ранее для меня не характерные, вышли из керамики. Я стала делать плоские фигурки, броши, проявила некоторую смелость в стилизации, и, когда доделала эту серию, я посмотрела на них и подумала, как же это было бы красиво в печатной графике. Почему-то мне было страшно так резко сменить стиль и делать такие смелые, на мой взгляд тогда, образы. Но когда я это переступила, я поняла, что это прям то, что я искала, и то, в чём я дальше хочу развиваться.

- Если бы вы были героиней сказки, то кем?

- Кем-нибудь весёлым. Я точно не была бы принцессой. Я бы что-то делала в сказке, я человек действия, а принцесса у меня не сильно ассоциируется с действием, она больше такая сама по себе красивая. Наверное, волшебницей или феей какой-то, озорницей, даже Бабой Ягой, но не принцессой.

- У вас есть мечта - почти нереальная, но в исполнение которой вы свято верите?

- Я взрослею, наверное, и воспитываю в себе это умение мечтать. Но пока не могу сказать, что у меня есть такая мечта, большая-пребольшая. Я сейчас больше думаю о семье, о благополучии. Но вообще самая большая мечта, которая со мной всегда, это возможность путешествовать. Я очень это люблю, для меня это настоящее счастье и какой-то полёт. Причём путешествие - это любые новые места, которые я могу изучить. Я не люблю лежать на пляже, я люблю ходить и видеть новое и красивое. Есть очень много мест, где мне хотелось бы побывать.

- Вы любите путешествовать, но для жизни выбрали Омск. Скажите, за что вы его любите?

- Омск - тоже моя родина. Наверное, больше всего Омск для меня - это люди, моя семья, друзья. И в принципе здесь очень много хороших людей меня окружает. Не могу сказать, что мне нравится здесь природа. Мне не хватает здесь моря. Море я очень сильно люблю, причём больше всего Японское, потому что и цвет у него особенный, и волны. Омск для меня не архитектура, хотя есть уголочки, которые мне нравятся, но их мало. Есть у меня серия работ "Красные зори", это кусочек города, который мне очень сильно нравится, но он в запущенном состоянии.

- Какие планы на ближайшее будущее?

- Планирую продолжать свою графическую серию, посвящённую как раз людям, их образам. Мои работы, хоть и графика, но тоже, про чувства, как и живопись, поэтому я и с цветом работаю, и с образами, как мне кажется, выразительными.

- Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать творческий человек?

- У него должен быть творческий голод.

- А любой человек?

- Добротой.

Что главное в творчестве?

- Любить.

- А в жизни?

- Тоже (смеётся). Это главное во всём. Есть же такое правило даже в педагогике: сначала люби, потом учи. И так во всём: сначала люби, потом твори, дружи и так далее.

Фото: Илья Петров, Олег Деркунский.

Читайте также