Одна голова - хорошо, а две - кооперативная стратегия: подборка интересных видеоигровых стратегий, которые можно пройти с другом
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 16 ноября 2022, 14:38  •  печать

Одна голова - хорошо, а две - кооперативная стратегия: подборка интересных видеоигровых стратегий, которые можно пройти с другом

Народная шутка гласит, что у семи нянек дитя - Кутузов. Но для жанра стратегий лучшего исхода придумать просто невозможно, поэтому мы сделали для вас подборку стратегических игр, за прохождением которых можно провести несколько вечеров с друзьями в совместном режиме.

В одном из прошлых наших материалов мы рассказывали вам о таком жанре кооперативных видеоигр, как шутеры. Палить по недругам из всех стволов с видом от первого лица это, конечно, весело, но требует от геймера определённых навыков. Не каждый человек обладает реакцией мангуста для наведения прицела на голову противника за доли секунды. Вдобавок иногда хочется сделать что-то поистине масштабное, а парочка грабителей из Payday не решит глобальных конфликтов и тем более не захватит весь мир.

Если вы с друзьями предпочитаете опираться на знания и тактику, ставя молниеносные рефлексы на второй план - добро пожаловать в мир стратегий! Хоть сейчас и принято думать мол "жанр скорее мёртв, чем жив", на деле всё обстоит гораздо лучше. Стоит отметить, что мультиплеерный режим есть в 99,9 % стратегий, поэтому рассматривать мы будем именно те, в которых есть совместное прохождение сюжетной компании.

А что именно нам могут предложить игровые студии, мы сейчас и разберём, предварительно забыв о StarCraft 2, сделанной для корейских киберспортсменов, как о страшном сне.

Warhammer 40,000: Dawn of War II, 18+

Популярность Warhammer’а среди любителей настольных игр сложно переоценить. С далёких 80-х годов прошлого века, вселенная нескончаемой битвы всех со всеми завоёвывала новую аудиторию. По ней регулярно писались книги, выходили обновлённые редакции правил, добавлялись новые расы существ, а это значило, что создание видеоигр по мотивам оставалось лишь вопросом времени.

По большому счёту, первые проекты во вселенной Вахи со своей самобытностью и сложностью заинтересовывали только фанатов, да и масштаба показывали не так много. Однако в 2004 году Relic Entertainment явили миру Dawn of War, что своей популярностью не только приостановила покраску фанатами многотысячных армий в уютном подвале, но и приобщила к вселенной ничего не знающих новичков.

Стратегия в реальном времени в классическом её понимании сразу же получила внушительные по тому времени продажи, высокие оценки, застывшие на 9 и выше из 10 баллов, а также многолетнюю поддержку в лице трёх дополнений. Геймплей же не представлял собой чего-то инновационного, беря пример с успешных старших братьев по типу Company of Heroes от той же Relic или Total Annihilation. Накопили ресурсы, быстро построили базу, собрали войска и бегом на передовую - сметать неприятеля.

Тут многие подумают: "Понятно, значит на волне популярности сиквел сделали по принципу "тех же щей да гуще влей", давай уже подробнее", но это совершенно не так!

Dawn of War II затягивает в первую очередь атмосферой, сюжетом, который дозволено проходить вместе с другом, и вовлечённостью в происходящее. Теперь, когда все знающие лор наизусть фанаты лопнули со смеху и не будут нам мешать, перейдём непосредственно к геймплею. От строительства и развития базы отказались, а ей на смену поставили персонажей и их отряды.

Отныне перед каждой миссией мы должны решить, кто пойдёт с нами на вылазку, какую амуницию взять и как распределить накопленный опыт. Саму броню, оружие, силовые молоты и мечи-бензопилы с прочими гранатами да аптечками, игрок получает в виде трофеев после завершения битвы. Развитие отрядов сосредоточено на четырёх направлениях: здоровье, стрельба, ближний бой и энергия. Последняя отвечает за использование способностей по типу "маскировки", дающей невидимость, или "К победе!", во время которой боец совершит рывок, нанеся урон. Со всеми этими нововведениями может показаться, что игра превратилась в RPG, но непосредственно геймплей может удивить своей стратегичностью.

Взяв под управление один из орденов Космического десанта - Кровавых Воронов, нам предстоит вести бой со множеством противников: освоившими космос орками, местным аналогом заносчивых эльфов - Эльдарами и даже с всепожирающим роем насекомоподобных Тиранидов сразу на нескольких планетах в подсекторе Аврелия. Продвигаясь по локациям, от пустынь и болот до городов Империума, вы ощутите всю серьёзность, пафос и ужас, смешанный с красотой сражений. Постоянные взрывы, разрушаемые укрытия и здания, неумолкающие пулемётные очереди, враги, рубящие друг друга в капусту в ближнем бою, идеально передают настроение того самого Warhammer’а. Однако сломя голову бежать под этими впечатлениями в бой - не всегда лучшая идея. Противник грамотно занимает укрытия, пробует обходить с фланга, обладает большей численностью и даже техникой, а значит нужно работать не только болтером (представьте автомат в половину человеческого роста, стреляющий реактивными разрывными пулями - прим. ред.), но и головой. Между орком и десантником огромный камень? Бросаем гранату! Здание набито эльдарами? Ганс, тащи огнемёт и ПОДЖИГАЙ! На возвышенности залегли снайперы? Подлетим к ним на реактивных ранцах!

Подобные игровые ситуации не редкость, и именно они вынуждают обдумывать тактику ведения боя, обсуждая её с товарищем по прохождению. Компания в определённые моменты не линейна, и даёт выбор между двух зол при планировании следующего задания. К примеру, одновременно орки напали на город и разведка обнаружила склад с реликвиями Империума. Спасать гражданских или обзавестись новыми космолаптями - выбор за вами. Если 15 часов основного сюжета будет недостаточно, то на помощь придут два дополнения в лице Chaos Rising и Retribution со своими историями. В последней даже переработали часть геймплея, вернув строительство базы, хоть и в малом масштабе, а также увеличив число рас до шести! Подводя итог, можно отметить, что DoW II отлично подходит для первого знакомства с Warhammer’ом. Кто знает, может, поняв, что данная вселенная популярна не просто так, вы захотите узнать о ней больше.

Total War: Warhammer 3, 16+

Серия стратегий Total War за время своего продолжительного существования успела осветить огромный пласт исторических событий. Крестовые походы, Наполеоновские войны, территориальные распри в Японии периода Сэнгоку и последние дни древнего Рима - каждый раз серия показывала масштабнейшие сражения этих времен, а в особо востребованные эпизоды истории даже возвращалась повторно.

И разумеется, столь грандиозный тайтл не мог обойти наиболее важный и относительно недавний период нескончаемых сражений… Серию Warhammer? Уже в третий раз? Давайте разбираться.

Да, в этой ветке Total War нет никаких претензий на историчность, ведь она основана на уже упомянутой нами ранее вымышленной вселенной Warhammer, но не в мрачном будущем сорокового тысячелетия, а в фэнтезийном ответвлении вселенной - Fantasy Battles.

Здесь эльфы - это действительно эльфы, боги Хаоса - действительно боги, а никаких гигантских крыс не существует - каждого, кто утверждает обратное, ожидает встреча с Инквизицией. И пускай все конфликты тут происходят не в масштабах вселенной, а на одной планете, это лишь добавляет им интенсивности.

Как и во всей серии Total War, геймплей здесь разделён на стратегическую и тактическую составляющие. В стратегической вы будете перемещать своих полководцев и подчинённые им армии по глобальной карте, попутно налаживая в городах инфраструктуру и производство новых войск в городах. В зависимости от выбранной из более чем 15 рас и 60 фракций стороны конфликта (при условии, что вы владеете предыдущими играми серии Total War: Warhammer), особенности игрового процесса и развития могут серьёзно отличаться. Рыцари Бретонии получают серьёзные бонусы при тщательном соблюдении кодекса чести, одна из фракций Королевства Огров просто ведёт войну, чтобы прокормить обжору-командира.

Но "Тотальная Война" сияет именно в тактической части игрового процесса, где вам передаётся управление армией напрямую. Неважно, кто находится под вашим контролем - марширующие в унисон, словно марионетки, орды нежити или накатывающие зелёной волной Орки, - абсолютно каждый боец будет иметь свою собственную модель и собственную анимацию на каждое действие. Традиционно для серии сражения часто будут иметь грандиозный масштаб, но с каждой новой итерацией Total War: Warhammer становится настолько красивой, что порой даже управление решающей схваткой уходит на второй план - вам просто хочется наблюдать за происходящим со стороны.

Каждая из рас и фракций имеет большой набор отрядов для найма, в точности смоделированных по своим настольным прототипам, что обеспечивает разнообразие в ведении сражений и привносит уникальный геймплей даже на поле тактики.

Кооператив в игре тоже присутствует, хоть и косвенно. Total War: Warhammer 3 имеет полноценный мультиплеер, выполненный в уникальном для пошаговых стратегий стиле -в рамках хода все игроки действуют одновременно, и даже на стратегической карте можно уступить инициативу просто-напросто из-за того, что вы медленнее пользуетесь мышью и клавиатурой.

Огромные по своим масштабам сюжетные кампании с уникальными для каждой стороны конфликта целями можно проходить и в паре с другом или вовсе с целой оравой друзей, каждый из которых примет управление над одной из империй. Стоит ли говорить, что веселье от этого приумножается кратно живым игрокам?

Несмотря на весь огромный масштаб, Total War: Warhammer 3 не имеет высокого порога вхождения, поэтому мы рекомендуем вам самостоятельно попробовать себя в роли фэнтезийного полководца, который восстановит в мире Смертных Империй порядок или наоборот, погрузит их во тьму.

Men of War: Assault Squad 2, 16+

Men of War, известная в России как "В тылу врага: Штурм 2", крайне популярна в узких кругах и вполне заслуженно. Действия игры происходят во время Второй Мировой войны и затрагивает практически все крупные стороны конфликта. Компании разделены по 5 нациям, и каждая из них содержит 8 миссий, отсылающих к реальным боям и операциям.

Например "Оверлорд" у США показывает высадку в Нормандии (куда же без неё), а играя за СССР, вы можете поучаствовать в битвах за Севастополь и Ленинград. В отличие от какой-нибудь Company of Heroes, "В тылу врага" выглядит потрясающе даже спустя 8 лет после выхода. Вдобавок она наполнена различными механиками и проработана до мелочей. У техники, как в полноценных симуляторах, есть разделение на корпус, гусеницы, башню, ствол, двигатель и т. д. Меткое попадание не отнимает абстрактные "жизни", а выводит из строя или разрушает отдельные части, которые при желании можно починить. Пехота не ограничена отрядами, и если разные подразделения понесли потери, то при одновременном выделении курсором мыши - они станут единым подразделением.

Собраться в братскую луну из Dead Space, конечно, не выйдет, но для перегруппировки и контратаки этого достаточно. Более того, каждый солдат обладает собственным инвентарём и может переквалифицироваться, просто сменив оружие с пулемёта на снайперскую винтовку или заняв место в экипаже танка. Присутствует система выносливости, из-за которой не получится сделать марш-бросок через всю карту, и накопление бойцами опыта от ликвидации недругов, что улучшает характеристики юнита.

Патроны и гранаты имеют свойство заканчиваться, что вынуждает обыскивать побеждённых противников или ждать машину снабжения. Предусмотрено даже надевание каски, которая может спасти от единоразового попадания в голову. Небольшие укрытия наподобие забора или стога сена тоже помогают обезопасить себя, но легко сметаются гранатой, а здания при попадании крупнокалиберных снарядов оперативно обзаводятся новыми дырами.

Баллистика и физика также не была забыта разработчиками. Различные рикошеты, корректно поваленные деревья и отбрасываемые взрывной волной ещё не сдетонировавшие гранаты наглядно это показывают. С таким градусом реализма было бы странно наблюдать, как из условной казармы "рождаются" сотни солдат, поэтому подкрепления приходят на указанную точку из-за границ карты. Вызываются новые боевые единицы за очки снабжения, получаемые при захвате стратегически важных точек и выполнении задач, поставленных командованием.

Думаете, на этом фишки кончились? Как бы не так! Уникальной в своём роде механикой является взятие прямого управления над любым юнитом. Если вас напрягает, что снайпер промахнулся уже пятый раз, а танк не додумался поразить цель, прострелив здание насквозь, - сделайте это своими руками! Хотя у данного подхода есть и ряд минусов, от не совсем удобного обзора, до отключенной самостоятельности юнита. Солдат не начнёт лечиться и не спрячется от обстрела, потому что теперь это ваша задача.

Ещё одним глобальным минусом является, скажем так, отсутствие искусственного интеллекта. Во время прохождения миссий противник действует по прописанным скриптам, выставляет новые силы только после контрольных точек, передвигается по одному и тому же маршруту, а находясь в бою, даже не попробует обойти вас вне зависимости от уровня сложности.

С другой стороны, при таком непростом геймплее и суровых наказаниях за тактические ошибки, это позволяет сохранять нервные клетки, не тратя их на бесконечные загрузки и переигровки. Но если вы матёрый стратег, знающий все механики, и вам крайне недостаёт именно внезапности в решениях врага, то советуем обратить внимание на непрямое продолжение под названием Call to Arms.

Это практически идентичные проекты, но в Call to Arms мы оказываемся в современности с доработанным ручным управлением (От первого лица! В стратегии!) и функционирующим ИИ. Правда, без сюжетной компании, лишь с набором случайных миссий на глобальной карте. Обе игры достойны внимания и могут увлечь не на один десяток часов. К тому же разработчики уже анонсировали полноценный сиквел, а оригинал поможет определиться, ждать новую часть или нет.

Command & Conquer: Red Alert 3, 16+

"Баллистика, физика, инвентарь, да кому всё это нужно? Я пришел сюда, чтобы отдохнуть и расслабиться, а не получать высшее образование по истории и тактике!" Если в этих высказываниях вы узнали себя, то на помощь придёт великая и ужасная Electronic Arts.

В золотое время девяностых и нулевых годов, издатель EA радовал миллионы человек стратегиями в самых разных декорациях, но серия Command & Conquer заняла особое место в сердцах геймеров. Разработчики из Westwood Studios, подарившие миру легендарную Dune II, придерживались политики "простоты в освоении", поэтому игровой процесс для новичков не станет мучительным испытанием. "Красная Угроза" изначально задумывалась как приквел к проекту "Войны Тиберия", но решением авторов обрела самостоятельность.

Заранее предупредим, что вся серия специально создавалась несерьёзной, иронизируя над глупыми пропагандистскими фильмами времён холодной войны, добавляя стереотипы с "клюквой" куда только можно.

Повествует она об альтернативной истории, в которой Альберт Эйнштейн создал машину времени, отправил на покой печально прославившегося "молодого австрийского художника", тем самым предотвратив Вторую Мировую. Зато получили возможность развернуться Советы - из-за отсутствующего в Европе достойного противника были захвачены все территории вплоть до Букингемского дворца. Об этом конфликте рассказывают первые две части, которые по западному канону заканчиваются победой противостоящих СССР сил союзников, что, прилетев на орлах демократии, остановили ту самую "красную угрозу".

Триквел переписывает историю вновь, и теперь уже первые лица государства из проигравшего СССР, переместившись в прошлое, устраняют самого Эйнштейна. Лишив США и Европу технологии управления временем, Советский Союз теперь имеет все шансы на победу. Но новая беда приходит, откуда не ждали - Империя Восходящего Солнца коварно атакует как Альянс, так и страну Советов, вынуждая их примириться.

Три сюжетных кампании не повторяют и не дополняют друг друга, а рассказывают совершенно разные истории, где исход конфликта зависит от игрока.

Геймплей не изменяет традициям серии: вы возводите базы, оплачивая это золотом, и призываете боевых юнитов с помощью специализированных построек. Заводы для танков, казармы для пехоты, верфи для кораблей и аэродромы для воздушных сил отлично справляются с задачей по внесению разнообразия в тактику. У каждого юнита есть не только сильные и слабые стороны, но и уникальная способность, вносящая тактическую гибкость в и без того широкий список юнитов.

С юмором в игре полный порядок, и иногда вы ненароком улыбнётесь от абсурда происходящего. Штурмующие солнечный Брайтон-Бич автоматчики в пуховиках и шапках-ушанках вместе с ручными медведями, дрессированные дельфины ЦРУ со звуковыми пушками и самураи, вооружённые световыми мечами. А чего стоят гигантские роботы с лазерами как будто прямиком из аниме.

Но, несмотря на всё это, временами третий Red Alert выдаёт качественный, воодушевляющий пафос под металлические запилы, смешанные с советской музыкой. Заглавная тема всех частей под названием Hell March, вообще достойна отдельного места в вашем плейлисте.

Разумеется, Red Alert 3 не попала бы в эту подборку, не имея кооператива. Все три сюжетные кампании рассчитаны на совместное прохождение с вашим верным comrade, и, пока один возводит постройки, готовясь к позднему этапу миссии, второй проводит диверсию в тылу противника. Так почему вы всё ещё здесь? Хватайте товарища и бегом марш в игру - Родина-мать зовёт!

Dungeons 3, 16+

Если предыдущие игры представляют собой военные стратегии, то в случае с Dungeons 3 дела обстоят куда мягче. Она, являясь идейной наследницей небезызвестной Dungeon Keeper, предлагает взять на себя роль Абсолютного Злостного Зла (оригинальное имя сохранено). И как говорит сама игра: "Хоть в прошлых частях мы и захватили весь мир, но как бывает в сиквеле, ОКАЗЫВАЕТСЯ, есть ещё один материк за океаном", где живут любители света, единорогов и радуги. Какая мерзость! Нужно срочно собрать приспешников, отстроить подземелье на новой земле и всех захватить!

Однако когда вы построили флот и погрузили на него всю армию, он тонет… дважды… Но это не проблема, ведь тень, отправленная нами за океан, склоняет на тёмную сторону эльфийку Талию, чьими руками мы и будем действовать. Игра насквозь пропитана шутками, сатирой и отсылками к произведениям в схожем сеттинге, наподобие "Властелина колец" и Warcraft 3. К примеру, один из героев противника – гном-расист по имени Гримли, а приёмный отец нашей подчинённой - сам Танос (все совпадения с киновселенной Марвел неслучайны).

Игровой процесс делится на экономическую и стратегическую части. В первом случае мы проектируем своё подземелье, обустраивая комнаты, выкапывая проходы, ставя ловушки от непрошенных гостей и нанимая рабов за три сотни золотых. Своих подчинённых, как и в Dungeon Keeper, можно хватать огромной рукой и переносить куда душе угодно ради улучшения в определённых помещениях или наказания за безделье.

Кстати, этим жалким прихвостням тьмы нужно что-то кушать, где-то спать и получать жалованье. Если не выполнять эти простые требования, слуги устроят забастовку, требуя эти… как их там… права? В общем жуть, нам такого не надо. Но это не сравнится в опасности с набегом сил света на ваше подземелье. Целью атаки становится гигантский кристалл, поддерживающий связь главного героя и тени на материке. В такие моменты игра становится настоящим tower defensec’ом и без шипов, платформ-катапульт, огнемётов и бронированных дверей - не обойтись. Успешно отбившись, можно попробовать ударить в ответ, перейдя ко второй части геймплея.

Как и в классических RTS предстоит вывести свои войска на поверхность и показать добрякам, где Феанор зимует, разнося за собой порчу и накапливая ресурс "Зла". Последний служит своего рода очками исследований, благодаря которым мы открываем новые технологии, улучшения и юнитов. При гибели ваших прокачанных бойцов не стоит печалиться, ведь их можно будет воскресить, построив соответствующий зал. Спустя какое-то время обнаружится, что все на карте порабощены и жаждут служить, а значит настало время переходить на следующий уровень, продолжая развивать сюжет. Таких миссий в основной игре 20, не считая 6 DLC с отдельными кампаниями о короле Артуре, пиратах Карибского моря и других представителей фольклора и поп-культуры.

Негативным моментом в игре может стать только отсутствие принудительного распределения ролей в кооперативном режиме. Подземелье, постройки, юниты, ресурсы, противники, да вообще всё - одно на двоих. И если вы с напарником оба эффективные менеджеры, желающие контролировать каждый аспект, возникнет проблема, и ваш общий dungeon не достигнет глубоких тёмных фантазий о величии. Поэтому лучше заранее договориться, кто и за что будет отвечать в этой весёлой истории про захват мира.


Ещё один жанр капитулировал перед силой кооператива. Надеемся, каждый нашёл для себя и друзей что-то по вкусу, но даже на этом останавливаться рано. Впереди нас ждёт обзор на ещё один ожидаемый кооперативный хит, который недавно стал доступен для предзаказа в России - Warhammer 40 000: Darktide! Поэтому держите ваши лазганы наготове и следите за новостями.

Источник фото: https://store.steampowered.com/

Читайте также