Готовлюсь к интервью с Ариной Гулимовой, режиссёром нового премьерного спектакля Омской драмы - "Мой дедушка был вишней". Смотрю мультфильм - плачу, сразу ловлю восхищение от истории. Решаюсь взяться за книгу, проглатываю её часа за три - местами уже по-настоящему реву! Книга Анджелы Нанетти никого не оставит равнодушным, потому что она про наших бабушек и дедушек. Самых любимых, со своими забавными причудами, пахнущих мылом, вкусной едой, пришедших из прошлого, неведомого нам, но нас породившего.
И неважно, что у Нанетти - итальянские бабушка и дедушка, детские впечатления и ощущения у всех нас одинаковые, мораль вообще часто штука интернациональная. Так вот, иду на спектакль Арины, опасаюсь, вдруг прорвёт? Опять плакать не хочется, я же уже этой историей внутри "переболела". Но начинается постановка, и все мои страхи рассеиваются. Весь спектакль я смеюсь и улыбаюсь…
Мы не умираем, пока нас кто-то любит
Главный герой - мальчик Тонино (Леонид Калмыков, Степан Дворянкин), рассказывающий историю своего необычного итальянского детства. Необычным его делают деревенские бабушка и дедушка Тонино - Оттавиано (Михаил Окунев) и Теодолинда (Ирина Герасимова), а ещё настоящая гусыня по имени Альфонсина.
Тонино проводит со своими любимыми бабушкой и дедушкой самые незабываемые мгновения детства, а когда приходит их пора уйти из жизни, мальчик отказывается верить в то, что дорогих сердцу людей больше нет рядом. Ведь мы просто не можем умереть, пока нас кто-то любит! Поэтому он придумывает теорию, что все умершие люди превращаются в то, что больше всего любили при жизни. Бабушка Линда становится гусыней Альфонсиной, поскольку обожала эту умную и воспитанную птицу. А дедушка Оттавиано после смерти превращается в вишню по имени Феличе. Феличе - огромное вишнёвое дерево, собственноручно высаженное Оттавиано, когда родилась мама Тонино - Феличита (Алина Егошина, Мария Токарева). Дерево - символ всего рода, полноправный член семьи, который в конечном счёте объединит и примирит любящих друг друга, но потерявших под ногами почву родителей Тонино.
Мой дедушка - индуистское божество
Дедушка Оттавиано - тоже главный герой спектакля. В заголовке я решила назвать его индуистским божеством Вишну не только ради удачной игры слов. Оттавиано - персонаж непростой. Он как будто не от мира сего, совершенно не вписывающийся в социальные нормы и институты, умеющий слушать животных и растений. Представить его живущим в городской квартире и вовсе невозможно. А когда это происходит, оторванный от привычного уклада жизни и природы герой лишается ума и попадает в "бесцветный дом".
Вишну - бог индуистской мифологии. Наряду с Шивой (разрушение) и Брахмой (творение) Вишну отвечает за хранение. Подобно Оттавиано, сохраняющему и оберегающему память о своём роде в вишне Феличе, Вишну выступает хранителем всей Вселенной. Вишну - всепроникающий, всеобъемлющий бог (корень vish - проникать), тот, кто есть всё и находится внутри всего. Разве Оттавиано, говорящего на языке природы (растений и животных), нельзя считать всепроникающим? В конце концов, в русской ведической традиции аналог Вишну - бог Вышень, который несёт в мир всё доброе и светлое, а также учит отличать правду от кривды. И именно Оттавиано становится для Тонино тем самым проводником в жизнь, объясняющим мальчику первостепенные основы и смыслы. Своим примером демонстрирующим, что непринуждённость и доброта - высшее благо. Взращённые семена дают плоды - осознающий несправедливость "экспроприации-кривды" (когда власти собираются снести вишню и построить дорогу) Тонино самоотверженно бросается на защиту дерева.
Для семейного просмотра?
"Ханума", "Правда - хорошо, а счастье лучше" и "Как я съел собаку" - вот, пожалуй, и все спектакли для семейного просмотра с детьми в Омской драме. Это лично мой вывод, который я сделала, пересмотрев в этом театре практически всё. Бывают также замечательные новогодние постановки, например, грядущий "Кот в сапогах", но он, скорее, для детей помладше. А вот "Мой дедушка был вишней" - совсем другое дело. Пожалуй, сейчас это единственный спектакль в драме, идеально подходящий именно для семейного просмотра с детьми.
Режиссёр Арина Гулимова в интервью "Омск Здесь" говорила, что в постановке постарается не давить на "такую тяжёлую для многих тему, как потеря близких, потеря друзей", которая трогает за живое в книге. Арина своё слово сдержала. На выходе мы получили милое, местами наивное и трогательное полуторачасовое путешествие в детство на малой сцене Омской драмы. На него можно смело вести детей от 12 лет, а заодно и своих родителей, бабушек и дедушек - все гарантированно получат удовольствие. Кто от ностальгии, кто от юмора и лёгкости истории.
"Мой дедушка был вишней" - вторая премьера 149-го театрального сезона Омской драмы. Недавно мы рассказывали вам про первую премьеру сезона - спектакль "С днём рождения, Папа!" в постановке Романа Габриа. А также в рамках большого интервью мы пообщались с исполнителем одной из главных ролей - актёром Игорем Костиным.
Фото предоставлено Омской драмой