12 и 13 ноября на малой сцене Омской драмы пройдёт премьера спектакля "Мой дедушка был вишней" (12+) по повести итальянской писательницы Анджелы Нанетти. Постановка на Камерной сцене имени Татьяны Ожиговой станет дипломной работой Арины Гулимовой, выпускницы режиссёрского курса профессора Григория Козлова (г. Санкт-Петербург).
Мы поговорили с Ариной об омских зрителях и актёрах, обсудили главный посыл книги Нанетти про то, что "мы не умираем, пока нас кто-то любит", а также выяснили, кто в премьерном спектакле будет лазать по деревьям.
- Во-первых, поздравляю, Арина, на два премьерных дня полностью раскуплены билеты! Уже и захочешь, не попадёшь. Во-вторых, как вам в Омске? Успели посмотреть какие-нибудь спектакли нашей драмы?
- Уже много где побывала. Например, меня пригласили занятые в грядущей премьере Николай Михалевский и Татьяна Филоненко в Театр Живописи. В Омской драме посмотрела, мне кажется, половину репертуара. Опять же, актёры постоянно зовут оценить свои свободные проекты. Так побывала на концерте Олега Беркова и Степана Дворянкина на берегу реки. Окунулась в молодёжную омскую атмосферу. Свежий воздух, Иртыш, красота! В Доме актёра попала на спектакль "Секрет Дориана Грея", и как раз в тот день, когда у Александра Гончарука был день рождения. В общем, как ни приду, какой-то праздник (смеётся).
- Можете что-то сказать про омских зрителей, основываясь на тех постановках, на которых вы уже побывали здесь?
- Я искренне удивилась тому, что омичи встают после каждого спектакля! Первый раз пришла, постановка закончилась, я ещё не успела отжить увиденное, что-то подумать, понять, а зрители резко поднялись, зааплодировали, это удивительно. В Питере не встают почти никогда, чтобы там зритель встал, это должен быть невероятный спектакль или режиссёр. И это даже не снобизм, просто не принято вставать каждый раз.
- "Мой дедушка был вишней" - ваша дипломная работа на режиссёрском факультете РГИСИ. Все ли будущие режиссёры должны поставить спектакль в крупном театре перед выпуском?
- Да, у режиссёров так устроено - ты должен поставить спектакль в государственном театре. Потом им защищаешься и получаешь корочку. Мой мастер, Григорий Михайлович Козлов (создатель театра "Мастерская"), в 1995 году ставил в Омской драме спектакль "Саломея" по Оскару Уайльду. Он знает этот театр изнутри, знаком со многими актёрами, которых любит, ценит и до сих пор вспоминает с огромным теплом. Актёры драмы (тоже очень забавно) иногда показывают мне фотографии с Григорием Михайловичем и говорят: а мы видели его на этом фестивале, и вот тут мы были вместе. Это очень мило, получается какая-то связь поколений, благодаря которой ты не боишься развиваться, пробовать.
- А как у вас произошёл коннект именно с Омским драмтеатром?
- С Георгием Зурабовичем Цхвиравой мы начали переговоры, потому что на большой сцене Роман Габриа (ученик и главный режиссёр театра "Мастерская") ставил спектакль "С днём рождения, Папа!". Как говорится, звёзды сошлись. Приятно, что Омская драма не боится приглашать молодых, ещё не известных ребят, как, например, до меня было с теперь уже известными режиссёрами Павлом Зобниным ("Стеклянный зверинец") и Тимофеем Кулябиным ("На Невском проспекте"). Потому что это тоже кот в мешке, ты же не знаешь, что человек вытворит в итоге.
- Как складывается работа с Георгием Зурабовичем, главным режиссёром Омской драмы?
- Я ему очень благодарна, потому что он никогда не вмешивается в постановку другого режиссёра, в творческий процесс, он даёт "воздух". У него при этом непростая задача, развести потоки людей. В Омской драме огромный репертуар, и он только растёт. Поэтому это была колоссальная задача, как всё организовать, учитывая и мои пожелания по ролям, и возможности театра.
- Произведение Анджелы Нанетти - невероятно трогательный, добрый и искренний рассказ о детстве, бабушках, дедушках и деревне. Я с удовольствием прочитала его буквально за один вечер. А потом сразу же задумалась, кто из нашей драмы какие роли смог бы исполнить. Расскажите, как распределялись роли в постановке?
- Кастинга в силу моего опыта не было. Но мне сразу было важно поговорить с людьми и послушать их. У кого-то были очень откровенные моменты или просто забавные случаи из детства, связанные непосредственно с ситуациями из книги. Или эпизоды, которые особенно понравились, запали в душу. Так постепенно наша команда и сложилась.
- А как вы познакомились с книгой Нанетти и поняли для себя: да, это оно?
- Эту книжку купила моя мама, когда мне было 16 лет. Я её прочитала, поплакала и поняла, что когда-нибудь хочу ещё раз с ней соприкоснуться. В семье на протяжении многих лет мы её вспоминали, обсуждали, советовали другим. Книга ведь невероятная, советую её прочитать даже как терапию. И вообще считаю, пусть в каждом театре будет своя "Вишня"!
- Это да, на премьеру на всякий случай точно буду брать платочек, потому что те, кто читал, знают, не поплакать над этой историей невозможно. Готовиться ли зрителям пустить слезу?
- "Мой дедушка был вишней" - семейная, добрая, атмосферная история. Когда я давала книгу команде, художникам, композитору, друзьям, для меня важным критерием было, чтобы на каком-то эпизоде человек поплакал. Но в своей постановке я всё же стараюсь не давить на такую тяжёлую для многих тему, как потеря близких, потеря друзей, потому что главный герой Тонино и его дедушка Оттавиано - это однозначно друзья. Мне самой кажется, что сегодня хочется чего-то светлого, смешного, поэтому акцент больше на происходящее глазами ребенка. Это не похоже на то, как мы во взрослом возрасте воспринимаем трагедию. Ребёнок это видит под другим углом, немножко снизу вверх.
- Мальчик Тонино в исполнении Леонида Калмыкова и Степана Дворянкина получается гораздо старше своих лет. В чём здесь приём? Они как рассказчики, где взрослый Тонино вспоминает детство, или взрослый актёр просто играет ребёнка?
- Мы пытаемся сохранить это двоемирие, где актёр погружается в ситуацию, становится ребёнком и видит его глазами, а потом выходит из неё и рассказывает историю своими глазами. Также не будем забывать, что книга написана уже взрослой женщиной, Анджелой Нанетти, учительницей и детским психологом. Книга написана с определённым посылом. Но опять же скажу, не воспринимая мир глазами ребёнка, не ища в себе этого ребёнка, эти ситуации невозможно сделать на сцене. Поэтому приходится искать, погружаться, вспоминать, пробовать.
- Как у вас проходят репетиции? Уже нащупали контакт с труппой?
- Я чувствую, что какие-то вещи мы найдём, только выйдя на площадку. Актёры это знают и шутят, что спектакль складывается в последние три дня, это правда. Касательно репетиций, стараюсь выжимать по максимуму. Спасибо большое актёрам, потому что это колоссальный опыт в первую очередь для меня, я у них очень многому сейчас учусь. На площадке собралось сразу несколько поколений: у всех разный опыт, театральная школа, способы существования на сцене, взгляды на театр, на мир. Для меня самая главная задача была - как-то этих людей объединить, сплотить. Ещё на этапе знакомства я им говорила, что прежде всего важно создать семейное древо из людей, а уже потом говорить про вишню, землю и всё остальное.
- Особенности материала влияют на рабочий процесс, настроение? Мне кажется, это такая книга, после которой хочется дарить любовь окружающим.
- Согласна, сам материал диктует нам, что все должны с улыбкой на всё смотреть и быть открыты, добрее относиться друг к другу. Стараюсь бороться за эту атмосферу в работе с актёрами, и с собой. Иногда бывает тяжело, просыпаешься утром, думаешь: что происходит, что я делаю, где я нахожусь? Но я сама в себе бужу ребёнка и иду на репетицию!
- Михаил Окунев и Ирина Герасимова в постановке играют трогательную пару - дедушку Оттавиано и бабушку Теодолинду. Как вам с ними работается?
- Во-первых, я искренне ими восхищаюсь. Во-вторых, у них я бесконечно учусь! Ещё не вышел спектакль, я ещё не уехала, а уже успела впустить их в своё сердце, а они меня в своё. За это им огромная благодарность. Они потрясающие профессионалы, ученики невероятного мастера Вячеслава Кокорина, это иркутская театральная школа. Никаких проблем, естественно, на площадке не возникает. Иногда мы спорим по поводу какой-то сцены, но это идёт только на пользу спектаклю. Просто мы хотим дойти до сути, хотим понять, что происходит. Мой мастер их хорошо знает и любит.
- В каком виде в спектакле мы увидим ту самую гусыню Альфонсину?
- Альфонсина - это персонаж, исполненный великолепной Ириной Герасимовой. Тонино с дедушкой настолько верят, что бабушка не умерла, что она для них оживает в гусыне. Это одна из главных тем спектакля, и мне было важно, чтобы этот образ играла именно Ирина Григорьевна. Я увидела её впервые в спектакле "Орфей спускается в ад" и была тронута тем, как тонко она вела свою линию и человеческую тему. Это было невероятно. У нас она Душа спектакля, однозначно.
- А вишнёвое дерево Феличе - символ всего семейства, будет?
- Конечно же, будет, этого не избежать. Но мы оставим здесь маленькую тайну, пусть каждый зритель придёт, сам всё увидит и, надеюсь, поймёт.
- Получается, если отталкиваться от книги, в новом спектакле Михаил Окунев будет лазать по дереву?
- Конечно, ведь его герой мечтал стать акробатом (смеётся). Вообще я люблю, когда у актёров есть возможность куда-то залезть, что-то сделать. Есть возможность физически проявиться на сцене. На самом деле Михаил Александрович один из первых, кто предлагал куда-то залезть, в нём безусловно есть эта колоссальная внутренняя энергия, как и у его персонажа - Оттавиано.
- За два премьерных дня будет показано четыре спектакля - по два в день. Сколько спектакль займёт по времени?
- Полтора часа без антракта.
- Как происходит обмен идеями в работе?
- В нашей мастерской в нас с самого начала закладывают такой принцип, что мы не боимся выйти и предложить. Сама система обучения семейная, человек не боится критики. Поэтому я убеждена, что никакую идею нельзя гасить, её надо развивать! Подумали, пропустили через себя, не подходит? Пробуем дальше.
- В паблике драмы появилось несколько иллюстраций к спектаклю от Евгении Маковской. Это отдельно придумывалось для социальных сетей или связано с самой постановкой?
- Ой, не хочется всех секретов открывать. Мне нравится, что Тонино очень много рисует, местами он закрывается от каких-то ситуаций в этих рисунках, местами, наоборот. Получается, общение ребёнка с миром происходит через иллюстрацию. Евгения создаст детские рисунки Тонино. В соцсетях представлен симбиоз того, что будет в спектакле.
Иллюстрации Евгении Маковской
- Как вам первая премьера этого сезона "С днём рождения, Папа!" Романа Габриа?
- Я была на репетициях и видела миллион версий этой постановки. На премьере вышел совершенно иной спектакль, и это очень здорово! Роман - поэт и вообще невероятный для меня человек. У него любой спектакль выходит авторским. Всегда, когда иду смотреть его работы, я знаю, что это будет прежде всего авторское слово. Нельзя идти на Габриа, когда ты просто хочешь увидеть постановку по какому-то произведению. Нужно идти осознанно, потому что ты идёшь прежде всего на режиссёра.
- Арина, успели ли вы за время учёбы посотрудничать с другими театрами и что-то поставить? Я смогла найти информацию о вашем спектакле "Кто сильнее" по Августу Стриндбергу. Что это за работа?
- В Питере сейчас очень популярна тема иммерсивных спектаклей в барах. Молодые режиссёры много пробуют, экспериментируют, используют необычные локации. Например, как Кирилл Люкевич взял "Золотую маску" за спектакль на Витебском вокзале. Моя постановка "Кто сильнее" по А. Стриндбергу - это, скорее, эскиз, возможность попробовать свои силы. Пока учишься, подаёшь заявки на лаборатории, ездишь, пробуешь. Твоя задача - просто вертеться и всё-всё пробовать. В том году я поставила одноактовку по пьесе "Почтительная потаскушка" Ж. П. Сартра. Мне тогда хотелось чего-то неожиданного. Думаю, к этой работе я ещё вернусь, и мы поиграем её на разных площадках.
- Нашла на вашей странице информацию, что вы проводите тренинги для поступающих в театральный. Расскажите про это.
- В прошлом году у меня сложился такой опыт. Курс набирали невероятные Галина Ивановна и Сергей Дмитриевич Бызгу. Они друзья и нашей мастерской, и Омской драмы, кстати. Было очень интересно приходить, самой смотреть на поступления ребят. А потом мне начали писать многие знакомые с просьбой подсказать что-то. Нужно сказать, что это огромная ответственность, и на консультации я многих отговаривала поступать в театральный.
- Ого, а почему? Ведь поступить в театральный для многих - заветная мечта, или не всё так гладко?
- Я считаю, об этом нужно сказать в самом начале, чтобы человек уже в 18 лет сам сделал этот выбор и понимал, куда вообще он идёт. Я рассказываю на консультациях, как будет тяжело, через что придётся пройти, что где-то тебя могут сломать, а где-то самому надо себя пересилить. Нужна мощная подготовка ко всем этапам. Это очень длинный путь, серьёзное психологическое испытание. Поступление - только начало. Если придёт это понимание, то проходить трудности и достигать целей будет легче.
- В каком возрасте вы сами познакомились с театром?
- С 4 лет я на сцене. Моя мама - пианистка, и у неё своя театральная студия. Я была гиперактивным ребёнком, и меня нужно было всё время чем-то занимать. С самого детства мама водила меня в миллион кружков. Потом ей, вероятно, поднадоело меня возить по всему городу. Так появилась идея организовать своё творческое пространство в одном месте – синтез-студию Ирины Гулимовой "Мост". В ней представлены разные направления для развития детей: вокал, ИЗО, киношкола, хореография, языки, театр. Я с детства всё это впитывала. Мама приглашала выдающихся педагогов. Меня, например, воспитывали ученики Корогодского, Виктория и Владимир Постниковы.
- А когда решили, что будете режиссёром?
- К 18 годам нужно было определяться с жизненным путём, и мне разные педагоги начали доверять постановки. Я ставила праздничные номера, кусочки спектаклей, этюды. С удовольствием брала на себя эту ответственность. Пыталась поступить к Геннадию Тростянецкому, ему тогда понравились мои идеи, но он сказал, что нужно ещё поднабраться опыта. Поэтому в 18 лет я поступила в Герценовский университет на педагога актёрского мастерства, параллельно преподавала в разных театральных студиях. У меня даже был свой любительский театр, где актёрами были родители моих маленьких учеников. Мы творили невероятные вещи. Потом поступила в РГИСИ.
- Назовите топ из трёх любимых театральных режиссёров.
- Мне больше нравятся именно конкретные спектакли некоторых режиссёров. Вспомню из последнего. Очень понравился "Моцарт "Дон Жуан". Генеральная репетиция" Дмитрия Крымова. Смотрела "Войну и мир" Римаса Туминаса, спектакль произвёл большой эффект на меня. Очень люблю спектакли Льва Додина, к примеру, "Жизнь и судьба". Когда его жена Татьяна Шестакова говорила финальный монолог, у меня пошли мурашки и потекли слёзы, что-то невероятное в зале происходило. Это очень сложно достигаемая атмосфера. Ещё его "Враг народа" и "Братья Карамазовы" сильно впечатлили. Также могу сказать без лести, не из-за того, что я учусь у этого человека. Но мне очень нравится Григорий Михайлович Козлов как режиссёр, потому что у него всегда есть "свет в конце туннеля", вертикаль. Он даёт людям надежду, тепло, для меня в искусстве это важно.
- А в Омской драме?
- Важное уточнение, я посмотрела только половину репертуара! Но мне очень понравился спектакль "Время женщин" и "Кишмиш" на Камерной сцене. "На чемоданах" приятно удивил и поразил. Режиссёр спектакля Александр Баргман, опять же друг Георгия Михайловича и вообще всех театров страны. "С днём рождения, папа", как уже говорила, сильно зацепил. Люблю такие спектакли, на которые ты можешь прийти не один раз.
- 12 и 13 ноября пройдёт премьера спектакля "Мой дедушка был вишней", надеемся, омские зрители примут его хорошо! Но вот вы вернётесь в Петербург и... Поделитесь напоследок дальнейшими планами.
- Хочу восстановить пьесу "Почтительная потаскушка" Сартра. Посмотрим, как её воспримут в настоящем времени, не углядят ли чего лишнего. Ещё мы с драматургом Екатериной Лебедевой написали пьесу про Дагни Юль, которая жила на рубеже 19-20 века, и хотим реализовать эту историю сначала в лаборатории, потом на сцене.
Фото: Илья Петров