"Мы не просто так руками машем": Олег Романов о тайнах музыки и профессии дирижёра
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 21 октября 2022, 14:05  •  печать

"Мы не просто так руками машем": Олег Романов о тайнах музыки и профессии дирижёра

Омский государственный духовой оркестр отмечает 30-летний юбилей.

Джаз, рок, барокко, классика и саундтреки - для духового оркестра Омской филармонии нет ничего невозможного. Музыка, которую они исполняют уже 30 лет, заставляет волноваться сердца слушателей. Юбилейный концерт "Весёлые ребята" (6+) коллектив представит уже 23 октября.

За несколько дней до выступления дирижёр и художественный руководитель духового оркестра Олег Романов поделился с "Омск Здесь" воспоминаниями о появлении коллектива и рассуждениями о возможностях музыки.

- Духовой оркестр действительно появился в 92-м году или это приблизительные цифры?

- Кто может сказать, когда появилась музыка (улыбается)? Коллективы не появляются в одночасье. Всё произошло раньше, по бумагам да, в 92, но не так важно, когда коллектив появился, всегда важнее люди, стоящие у истоков. Изначально мы были муниципальным городским оркестром. Первым руководителем был Михаил Дмитриевич Тарасенко. Я в оркестре оказался так же, как и все: был артистом Музыкального театра, потом попал в военный оркестр, а потом уже в духовой. В то время мы были востребованы на городских мероприятиях: развлекательных, танцевальных, на открытиях каких-либо табличек, даже на деревенских событиях.

- Какие изменения пережил оркестр за время своего существования?

- Большие! Но менялось и само время. Учитывайте тот факт, что это были лихие 90-е, когда мы по полгода не получали зарплату. Однажды наступил момент, когда муниципалитет просто не мог содержать оркестр, и нам грозило то, что нас разгонят. Тогда Владимир Шалак, который в то время был директором департамента культуры и спорта администрации Омска, договорился с филармонией и мы стали её частью.

Тогда оркестр изменил статус и получил новые задачи. Когда мы были муниципальными музыкантами, то в большей степени решали утилитарные задачи. Когда вошли в состав филармонии, стали привыкать к новым требованиям. Например, каждый месяц мы должны были выпускать программу, которая содержит в себе некий смысл. И ещё люди должны охотно покупать на тебя билеты. В филармонии у нас изменилось и качество программ - это уже были не просто номера "Кони, куры, колбаса". У нас стала появляться концепция.

- Из кого состоял оркестр тогда?

- Сейчас коллектив - это 80 % симфонического оркестра, а изначально у духового оркестра не было штатных работников: костяк - военный оркестр, немного музыкантов из симфонии, немного из театра. Сборная солянка. Многие были из самодеятельности. Вообще советское духовое искусство вышло из самодеятельности - это великая штука. Но новые задачи требовали высочайшего профессионализма от духовиков, потому что темп развития, темп выпуска программ должен был быть соответствующий. Почему вот симфонический оркестр называется академическим? Я сам артист ОАСО (Омский академический симфонический оркестр). Потому что музыкант приходит на репетицию с уже выученной партией. Дирижёру остаётся лишь привести всё к единому знаменателю.

- В каком оркестре вы получаете наибольшее удовольствие от работы? Оно, скорее, приходит от дирижирования или исполнительства?

- Смотрите, как получается: мы работаем для публики. Само коллективное музицирование очень дорого стоит. Нужны хорошие инструменты - они в России почти не производятся, костюмы, нотный материал, с которым сейчас непросто. Я где-то посмеиваюсь уже над авторским правом, вот в Библии чьи авторские права защищены?

Так вот, музицирование финансово, да и морально сложно потянуть, однако сегодня публика имеет возможность слушать профессиональные коллективы. И когда ты, стоя на сцене, ощущаешь, что люди начинают понимать результат проделанной тобой работы, то это чувствуется - это определённые вибрации, излучения из зала. Понимаете, музыка ведь не только на физическом уровне. Она существует в нашем мире и в другом измерении. Когда удаётся показать такой мостик между мирами, и публика своим сердцем по нему поднимается (музыканты здесь посредники), когда такая схема удаётся - это наивысшее удовольствие, и неважно, в симфоническом ты оркестре или в духовом. И пока такие моменты случаются, а я вас уверяю, они случаются, я это чувствую на концерте. Да, когда-то это не весь зал, это может быть всего один человек, этот ток ощущается.

- Какую музыку вы любите исполнять?

- Тут тоже такой момент: я очень люблю определённое блюдо, но если его есть месяцами, оно надоест. Музыка прекрасна в своём многообразии. Есть музыка, на которую люди идут всегда. Есть музыка, которую неподготовленный слушатель принимать не будет. Но если делать только то, что хочет публика, это надоест и ей, и музыкантам. А когда материал надоедает исполнителю, то это уже не музыка - это штампы. Если оркестр всегда прекрасно играет 40-минутную симфонию Моцарта, и кто-то из дирижёров может сделать так, чтобы она зазвучала новее, интереснее - это здорово. Но добиться этого может одна личность - для этого и нужен дирижёр. Мы не просто так руками машем (улыбается). Оркестр может сам играть, и играет, но дирижёр создаёт видение произведения.

Несомненно, есть у меня и личные пристрастия. Я очень люблю тематические программы. В прошлом сезоне мы сыграли программу, посвящённую Исааку Дунаевскому.

- Почему именно ему?

- Дунаевский писал музыку, которую, не сговариваясь, пели все. В 1934 году на экраны выходит фильм "Весёлые ребята", и через год две тысячи в Кремлёвском зале, не сговариваясь, начинают петь "Марш весёлых ребят". Вот о чём речь. О всенародности. Почему композитор народный? Потому что весь народ его знает, весь народ его поёт. Сколько времени прошло, а до сих пор исполняют и слушают.

Когда я родился, мультфильм "Бременские музыканты" уже вышел, музыка та уже жила, и сегодня, спустя уже не сосчитаю сколько лет, мы в пятый раз повторяем программу по этому мультфильму. Да, это не Дунаевский, а Гладков, но это показатель масштаба.

- Недавно наткнулась на факт: по рейтингу Нильсена, на долю джаза приходится один процент потребления музыкальной продукции, джаз умирает?

- Вы знаете, мне вспомнилось такая история. Когда-то был такой клуб "Атлантида", и в 90-е годы года там была вечеринка, посвящённая джазу. Нас попросили поиграть в начале концерта - главным "блюдом" был какой-то американский барабанщик. Значит, мы играли, а он вышел в фойе на нас посмотреть, и у меня возникла ассоциация. В Омске есть человек, собирающий казачьи песни, - Ефим Яковлевич. Представьте, если бы мы пригласили его ансамбль в Америку петь казачьи песни, пришёл бы он в американский кабак и увидел, как в фойе хор негров поёт казачьи песни (улыбается). Вот примерно так этот музыкант на нас и смотрел.

На самом деле, джаз - очень многоликое явление. Внутри него огромное количество стилей и направлений. В современном джазе есть композиции, которые и по 20 минут длятся, и для меня это порой трудно. Но есть и такие, которые будут понятны всем. Да, мы делаем джазовые проекты, но всегда нужно помнить, что эта музыка экзотична, и мы создаём лишь своё прочтение. Но если говорить о смерти, то музыканты живы, и публика ходит слушать музыку. Я не меряю музыку процентами.

- Заговорили о многоликости жанра, какой он для вас?

- Что вообще такое настоящий джаз? Был некий Джерилл Ролл Мортар, о котором говорили: "Он изобрёл джаз". Ничего подобного! Он просто первый стал записывать его нотами. Европейский джаз и наш джаз - это в основном та музыка, которая играется по нотам. Я сам очень люблю этот жанр, но играю по нотам. То есть я исполняю музыку в джазовом стиле. Изначальный джаз предполагал другое: его исполняли люди в музыкальном отношении не такие грамотные - у них преобладала импровизационность и творчество, которое возникало здесь и сейчас. Сегодня у него такие эмоции, а завтра уже всё по-другому и в его музыке преобладает совсем другое настроение. Но это уже народное творчество. То же самое мы можем и про народную песню сказать. Вот они запели, причём в разных губерниях по-разному. Собиратели нотами записали - привели всё к общему знаменателю, и профессиональные хоры уже поют её по нотам. С джазом то же самое: первый народный джаз не записывался. В историю он как жанр начал входить намного позже после своего появления. Я не очень умею импровизировать, у меня ортодоксальное образование - классическое: я умею играть по нотам. Джаз для меня - это искусство ритма. Определённый ритм может творить чудеса. Вообще, в основе джаза лежит такое понятие, как синкопа - смещение сильных долей на слабое время. Это теория музыки, на практике же всё значительно сложнее. Потому что в нашем организме всё происходит в своём ритме, и какие-то ритмы могут являться исцеляющими для организма, а какие-то наоборот. Сейчас же очень популярны практики с шаманами, которые хлопают в бубны. Для чего эти бубны? Это ритм. Сначала шаман приводит свой организм к определённому ритму, а потом подключает и тела своих гостей. Да, музыка способна творить чудеса.

- В Омской филармонии лечат ритмами?

- А как же, конечно! Можно легко проверить: если мы человеку в полном покое заиграем марш "Прощание славянки", которому больше ста лет, то после прослушивания пульс у зрителя совершенно изменится. Это чудеса, но это всё природа. Музыка подчинена природе. Она идёт или с ней по одному пути или наперекор, тогда эти ритмы и становятся разрушающими.

- Олег, за что вы любите духовые инструменты?

- Понимаете, есть ударные. Один из моих профессоров говорил, кивая на ударников: "Вот профессия - всю жизнь бить по чужой шкуре". Но о том, какая важная штука ритм, я уже сказал (улыбается). А духовые... Вы посмотрите, никто, кроме духовиков, не соприкасается так тесно с инструментом. Ни струнники, ни пианисты. Только у нас исполнитель напрямую передаёт инструменту свою внутреннюю сущность. Чем глубже сущность музыканта, тем лучше у него звучит инструмент, тем лучше его музыка доходит до слушателя, тем прочнее контакт. А воздух - он нас окружает. И это движение воздуха является магическим. Больше ни один инструмент, кроме духового, не способен управлять воздухом. Разве что орган, но там лёгкие казённые (смеётся).

А вообще духовые инструменты влияют на музыканта. Каждый духовик, уходя на пенсию, уносит с собой эмфизему лёгких (расширение), он обречён до самого своего конца дуть. Были случаи, когда люди забрасывали, оставляли музыку в прошлом и начинали ходить по врачам, а те по лёгким пациентов сразу видели, что перед ними духовик и говорили, что для поддержания здоровья необходимо дуть пару раз в месяц. Иначе "моменто море" - моментально в море. И зубы. Редкий духовик уходит на пенсию со своими зубами. Инструменты вибрируют, зубы чувствуют: 4 часа занимаешься сам, потом столько же репетиции, и концерт. Опять же, инфекций кругом полно. Я вот зубы часто чищу, но и это не спасает.

- Следить за дыханием очень сложно?

- Здесь, как в плавании - можно натренироваться. Но замеры по времени мы не ведём. У нас всё меряется музыкальными задачами. Например, у Рахманинова есть произведение "Симфонические танцы". Там есть тема для альтового саксофона. Это произведение он писал в Америке, и в ностальгии он создал тему в русском народном стиле - очень красивую, протяжную. Я считаю её самым трудноисполнимым произведением. Мне дважды довелось её играть, но занимался я сутками. Там очень широкие фразы, ещё и к концу крещендо.

- На ваших программах "Послеполуденного рандеву" люди встречаются, знакомятся, танцуют. Были истории любви?

- Конечно! Года 4 назад подходила одна пожилая пара и благодарила: "Мы вот познакомились год назад у вас на концерте и поженились". Здорово же, жизнь полна неожиданностей. Люди годами присматриваются, а тут музыка взяла и объединила.

- Расскажите подробнее об этом формате.

- Это то, чем оркестр занимался в самом начале. Люди приходят и танцуют под живую музыку. Временами его пытаются прикрыть, говоря: "Какой нам от танцев навар?" Но пока люди приходят, формат будет жить (улыбается). Всё было бы регулярнее, если было бы постоянное пространство. Как проходит? Огромное количество людей приходит и просто слушает, танцевать не обязательно. Не бойтесь! На моих глазах пришли две женщины, взяли себе по пирожку, сидели и слушали, совершенно не собирались танцевать, а наш постоянный посетитель как схватит одну. Она отбивалась, как могла: "Я не умею, я не могу", а он: "Да пойдёмте, попробуем", и увёл. На следующее рандеву она уже сама вместе с ним зажигала. Представляете!

- Влияет ли, на ваш взгляд, живая музыка на становление ребёнка как личности?

- Дети - публика, которую надо воспитывать. Но это ещё и публика, которую никак не обманешь. Ребёнок воспринимает чистую музыку. Он может и не понимает, что на сцене происходит, но чистый поток мелодий принимает.

Несомненно, она влияет, и не только на ребёнка. В Европе со всей серьёзностью врачи рекомендуют больным ходить на концерты классической музыки, и билеты на такие концерты там стоят очень дорого. Попса, стадионы, рок-звёзды - копейки, а классика дорогая. Потому что живая музыка заставляет организм иначе работать. Приходите на концерты и перекодируйте свой организм. Музыка - это природная информация, её воспринимают не только уши, а всё тело и сознание целиком.

- А ведь и вправду - в филармонии легче дышится.

- Потому что здесь структуризация пространства постоянная. Это нормально. Просто не все понимают, что и слово действительной силой обладает.

- 30 лет - юбилейный концерт состоится уже в это воскресенье, раскройте секреты программы.

- Всё новое - это хорошо забытое старое. Мы не стремимся изобретать что-то, мы многое помним и любим. В первом отделении к нам придут наши друзья. К нам в гости придёт Светлана Петровна Бородина, и для меня это честь. Каждый человек, называющий себя омичом, прекрасно знает, что она исполнит. Театр "Третий круг", детский хор, группа "Премьер" - всех ждём. А во втором отделении будем царить уже мы - духовики. Духовики симфонического оркестра - это голубая кровь. Они, кроме того, что играют в оркестре, ещё и солируют. Они говорят: "Олег Юрьевич, такая дата, а мы не сыграем, мы хотим". И приносят уникальные произведения. Поэтому солировать 23 октября будет и валторна, и баритон, и тромбон. Надеюсь, публика поймёт весь наш материал, потому что я старался сделать программу такой, чтобы она поближе к сердцу зрителей.

Фото: Илья Петров

Читайте также