Династия Филатовых ведёт свой отсчёт с 1836 года, мировую известность семье принёс аттракцион "Медвежий цирк", созданный Валентином Филатовым. Именно с этой программой его последователи приехали в Омск. Ведущей программы стала народная артистка России, дрессировщица Татьяна Филатова, её сын Александр Филатов-младший выступил в качестве клоуна и артиста-дрессировщика, а дочь Валентина вместе с супругом представила иллюзионный аттракцион "Семейка Аддамс".
- Татьяна Филатова - российская артистка цирка
- Валентина Филатова - иллюзионист
- Александр Филатов - ковёрный, дрессировщик
- Расскажите, что нужно, чтобы цирковая программа состоялась и "зашла" зрителю?
Татьяна Валентиновна: - Чтобы состоялось такое большое шоу, в первую очередь нужна готовая отрежиссированная программа и артисты. Мне очень повезло, что в нашей династии мои дети работают вместе и представляют разножанровые номера. Иллюзия, клоунада и дрессура - это уже 50 % программы. Остальную часть мы стараемся заполнить трюковыми номерами. Красивую картинку на манеже создают осветители - на каждое представление мы привозим собственное оборудование. Чтобы наши номера были красивыми и оригинальными, нам нужны костюмы для людей и животных. Сама программа обкатывается, конечно, долго. Этот процесс может занять от полугода до полутора лет. В процессе мы можем номера переставлять местами или менять их на другие.
- Татьяна Валентиновна, расскажите, как вы и ваши дети выбирали своё направление в цирке?
- Мне отец говорил, что мне будет тяжело работать с животными, потому что у меня очень покладистый характер. В цирк я пришла папиным ассистентом в аттракцион "Медвежий цирк", а когда настало время выбирать животное для самостоятельной программы, я попросила у отца слона, чему он сильно удивился. Саша (сын) безумно любит животных, поэтому у него прекрасно получается общение не только с медведями, но и собаками. А Валя (дочь) сразу сказала, что с животными работать не будет. Она очень гибкая, и ей удаются трюковые номера. В детстве она с отцом любила репетировать на перше (длинный шест - прим. ред.), а животные - совсем не её.
- Как часто приходится придумывать новые номера?
Валентина: Каждый раз, когда возвращаемся в очередной город, один раз в 5-6 лет мы полностью перестаиваем наше мини-шоу. Если взять программу моего брата, Александра, то у него, конечно, её сильно не поменяешь, он может только медведей научить новым трюками или заменить актёрский мохнатый состав. Также мы меняем костюмы, стараемся привнести в номер что-то новое, молодёжное, чтобы после наших выступлений у зрителей оставались приятные эмоции.
Татьяна Валентиновна: Самая оптимальная смена номеров - раз в пять лет. Дело не только в том, чтобы выступления всегда казались свежими и новыми, дело в житейских нюансах. Спустя такое количество времени, живя под одной крышей, мы настолько можем прикипеть друг к другу, что теряется различие между руководителем и артистом. Это не всегда корректно сказывается на нашей работе. Поэтому я считаю, что каждые пять лет нужно расставаться и набирать артистов для новой программы.
- Валентина, что вам нравится в самой иллюзии больше всего?
Валентина: Мне нравится именно то, что после наших трюков люди к нам подходят и спрашивают, в чём секрет нашего номера. Это самая большая для нас награда - знать, что человек при просмотре нашего аттракциона заинтересован в том, чтобы досмотреть его до конца. Мне нравится оставлять неразгаданной нашу загадку.
- Как часто вам удаётся побывать дома?
Валентина: У нас отпуск всегда летом, в июле и августе. В эти месяцы мы и находимся дома, а в остальное время мы всегда где-то. Детям, конечно, приходится менять школу, но никто не жалуется. Мы все привыкли быть в дороге, это, видимо, уже в крови. Мы не можем больше двух месяцев сидеть на одном месте, нас начинает это раздражать (смеётся).
- Расскажите, как вы путешествует по городам? Удается ли познакомиться с достопримечательностями?
Александр: В каждом городе мы останавливаемся примерно на полтора месяца. Иногда нам просто некогда насладиться видами, но всё зависит от загруженности. Если есть возможность, стараемся по-максимуму посмотреть достопримечательности и культурные блага города. По Омску нам удалось прогуляться в сентябре, когда было тепло. По будням мы с мишками много репетируем, их много, нужно каждого размять. На это уходит много времени.
Татьяна Валентиновна: В Омске я особо не успела нигде пройтись, только по радиостанциям побегала (смеётся). Но хочу отметить, что за последние десять лет пространство возле Омского цирка изменилось. У вас очень красивая набережная и замечательный бульвар Победы, я там вечерами отдыхаю душой.
- Расскажите, каково это - быть родителем и ездить по разным городам с маленьким ребёнком?
Валентина: Мы же тоже дети цирка, с двух месяцев в манеже. У нас такая жизнь, и это нормально. Мамы позволяют себе какое-то время не работать, ищем партнёров на замену, но больше года мы в декрете не сидим. На время выступления дети не остаются без присмотра. У нас большой коллектив, и всегда есть, кому приглядеть. Сейчас с нами катаются десять детей, они всегда вместе проводят время, им весело.
- Александр, многие привыкли думать о медведе, как о свирепом хищнике. Вы очень много лет с ними работаете и, возможно, за это время узнали их с другой стороны. Расскажите, какие они вне дикой природы?
Александр: Медведи в первую очередь хищники и очень хитрые животные. Не зря говорят, что к ним нельзя поворачиваться спиной. Настроение у них тоже всегда разное, характер у каждого свой, поэтому здесь необходимо держать ухо востро, не забывать о том, кто перед тобой. Я стараюсь найти к каждому индивидуальный подход: кто-то любит, чтобы его почесали за ушком, а кто-то готов за сахарок быстрее всех выполнить все задания. Иногда они ластятся, но свою любовь, как коты и собаки, не проявляют. У них в коллективе существует конкуренция, и ещё они умеют обижаться.
- Сколько лет самым юным артистам аттракциона "Медвежий цирк"?
Александр: У нас в программе четыре малыша катаются на самокатах, им скоро будет два года. Мишки растут очень долго. Когда они рождаются, малыши совсем несамостоятельные, только в месяц они начинают более-менее делать какие-то шаги, а в полгода можно начинать работать над дрессурой, чтобы они привыкали к манежу. Первый выпуск на самокатах мы практикуем в год-полтора, и то всё зависит от способностей медведей.
- Какими качествами должен обладать артист?
Татьяна Валентиновна: Артист должен в первую очередь иметь цирковое образование, сюда же можно отнести и самодеятельность. Главное, он должен знать все жанры, чтобы интегрировать их в свои номера. Артист цирка должен иметь контакт со зрителем, постоянно удивлять публику и в своих номерах поддерживать с ней контакт. Отмечу, что спортсмен не может стать хорошим артистом цирка. Они не понимают, почему мы ежедневно и так долго репетируем. Иногда наши тренировки начинаются с шести утра. А насчёт характера, мы все разные и темпераментные, реагируем на всё по-разному, поэтому только в процессе работы мы можем понять, хорошо нам будет вместе или нет.
- Получается, что человек, когда входит к вам в коллектив, вливается в вашу семью на ближайшие пять лет?
Татьяна Валентиновна: Да, мы же постоянно вместе. Мы расстаёмся только на два летних месяца. Но бывало так, что с некоторыми мы не сходились характерами, и нам приходилось прощаться. А с некоторыми членами нашей большой команды мы знакомы почти десять лет.
- А как артисты расстаются с цирком?
Татьяна Валентиновна: Очень тяжело, ведь это вся наша жизнь. Пожилых животных мы стараемся пристроить в те учреждения, где от них не будут требовать ежедневной активности. Я считаю, что цирк - это искусство молодых, поэтому здесь должна работать молодёжь. Я пошла в ведущие, потому что мне не хочется сидеть одной дома и скучать. Да и друзей по разным городам больше, чем в родной Москве. Без цирка очень скучно и неинтересно жить.
Отметим, что 7 октября в Международном пресс-центре МКР-Медиа прошла творческая встреча с Александром Филатовым, который рассказал о последствиях пандемии для цирка и о том, чем живёт "Медвежий цирк".