Этой весной на экраны кинотеатров вернулись культовые фильмы: "Брат" (18+), "Брат 2" (16+), "Бумер" (18+), "Солярис" (12+). Каждый из них содержит характерную авторскую подачу и оригинальный сюжет. Актёры, которые прославились благодаря этим фильмам, и постеры с которыми висели чуть ли не у каждого подростка. Цитаты, которые давно обрели собственную жизнь. Музыка, которая стала саундтреком той эпохи. Всё это - про те самые картины. Какие эмоции вы испытываете, когда вспоминаете первый просмотр этих фильмов? Как они повлияли на мировоззрение, российскую и мировую культуру? И стоит ли их смотреть современной молодёжи? Мы решили узнать это у экспертов из разных сфер.
Марк Гринберг
врач-психиатр, психотерапевт
- "Он не сошёл с ума, ты ничего не знала", "И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок", "Писарем служил". "Брат 1" и "Брат 2" - две страшные сказки-документалки. Бодров навсегда рядом с Цоем. Часть культурного кода 90-х. Главный герой, несущий свою правду, среди жестокости, безысходности и ненужности, когда ничья жизнь ничего не стоит. Я смотрел эти фильмы на кассете. Мрачное узнавание-сопереживание. Многие тогда так или иначе идентифицировали себя с Данилой. Сейчас - не думаю. Сейчас неполиткорректно и не толерантно быть таким. Тогда - это был один из способов выжить и остаться собой. Возможно, сейчас будут сняты новые фильмы, новая боль плеснёт с экранов, но эту боль нужно в себе сначала разглядеть. За страхом устремиться найти силу и правду. Стоит ли запускать такие фильмы сейчас в кинотеатрах? Да отчего ж не показать. Но не думаю, что они "зайдут". "Бумер", "Брат" - они всё-таки про другую эпоху, других людей.
Сергей Деменский
креативный продюсер телеканала "Продвижение"
Фильм "Солярис" впервые я увидел спустя лет 20 после его премьеры. Это было в киноклубе ДК "Автомобилист" в Свердловске (до 1924 и с 1991 Екатеринбург, - прим. ред.) в конце 80-х - культовое место, в котором давали свои первые концерты группы, впоследствии ставшие классикой советской и российской рок-музыки: "Урфин Джюс", "Наутилус Помпилиус", "Чайф". В этом ДК был очень популярный среди интеллектуалов киноклуб. Я считаю, что "Солярис" входит в золотой фонд советского и мирового кинематографа и, что принципиально важно, смотреть этот фильм надо предварительно погрузившись в эпоху, в которой он был создан.
Кадр из к/ф "Солярис" (1972 год)
Безусловно, в самом фильме есть вечные ценности, поднимаются важные этические проблемы, которые беспокоят нас и сегодня. "Солярис" цепляет, но к этому фильму нужно относиться как к важному этапу в истории кино. Я советую тем, кто пойдёт смотреть фильм, сначала узнать об атмосфере, в которой фильм создавался. Фильмы Тарковского - лучшее подтверждение того, что и СССР, со всеми тогдашними реалиями, не был вне глобального культурного контекста, а оказывал огромное влияние на мировой культурный процесс. Создание фильма по роману Лема - это своего рода поддержка автора, исключённого за критику из Американской национальной ассоциации писателей-фантастов, и признание того вклада, который внёс Лем в мировую литературу в жанре фантастики. Фильм Тарковского обогатил не только мировой кинематограф, но и мировую культуру в целом.
А с творчеством Балабанова я познакомился примерно в 89 -91 году. Был роскошный журнал, который назывался "Киносценарий". И тогда я впервые на бумаге в этом журнале прочитал сценарий фильма "Груз 200". Позже я увижу премьерный показ. Творчество Балабанова для меня - это совпадение отношения к происходящим процессам. Для меня это человек, с которым мы жили в одну эпоху, взрослели в одном географическом и культурном коде. Творчество Балабанова для меня окрашено личной актуальностью.
Вообще, любой фильм - это всегда актуальное высказывание, которое соответствовало определенному этапу творчества режиссёра. И я больше чем уверен, что и Тарковский, и Балабанов, если премьера состоялась бы сегодня, наверняка что-то изменили бы в своих фильмах. В любом случае, в любое время, в любом месте, абсолютно любой фильм смотрите вдумчиво.
Александр Кузовков
режиссёр, фотохудожник
Фильм "Бумер" я посмотрел в 14-15 лет. Учился в школе в Городке нефтяников. Не самый благополучный район и не самая лучшая школа. Фильм как и "Брат" стали картинами времени. "Не мы такие, жизнь такая", - говорит герой четвёрки, чем и характеризует себя, историю, время. "Ну и чё? Я вообще без отца рос и в люди выбился", - уже тогда отзывалось, к сожалению, в личной истории.
Постер к/ф "Бумер" (2003 год)
Кажется, что все его посмотрели за одну неделю, а ведь тогда не было соцсетей, ютуба. Распространялся дисками. Уже через месяц рингтоны из "Бумера" зазвучали в спальных районах, а пацаны обрели новых героев.
Определённо эти фильмы оказали влияние на культуру. Положительно ли? Вот тут вопрос. Нужны ли нам сейчас такие антигерои? Хотим ли мы повторения времени? Возможно, актуальным было бы возвращение в прокат другого фильма Алексея Балабанова "Груз 200".
Анастасия Гараева
культуролог
Я помню, что впервые увидела "Солярис" ещё в раннем детстве, фрагментами (тогда его достаточно часто показывали по телевизору). Отчётливо помню первое впечатление от визуальной эстетики фильма, цвета, ощущение другого ритма, отдельные образы - пожалуй, наиболее впечатляющим для меня тогда был образ Хари. Позже полноценно пересматривала всего Тарковского целенаправленно уже в студенчестве, во времена активного увлечения кино.
Кино Тарковского поднимает гуманистические вопросы, здесь, например, история о человеческом сознании и о возможности диалога, о проблеме "Я и Другой". И, думаю, эти смыслы одинаково важны как в момент выхода фильма в 1972-ом году, так и сегодня. Не стоит забывать, что 70-е - это первое десятилетие после полёта человека в космос, всплеск интереса к этой тематике, развитие отечественного сай-фай дискурса. Эти нюансы очевидно накладывались на восприятие зрителя в годы выхода фильма, тогда это была история не столько фантастическая, сколько про возможно недалёкое будущее. С другой стороны, научно-фантастический дискурс здесь давал возможность более глубокого разговора, как бы вне контекста реальности.
Кадр из к/ф "Солярис" (1972 год)
Тот факт, что сейчас есть возможность посмотреть тот же "Солярис" в кино, - это тенденция приятная. Для кого-то повод вернуться к классике, пересмотреть, переосмыслить (а кино Тарковского, однозначно, из этого разряда), для кого-то повод познакомиться и сразу на большом экране (у меня такой возможности не было). В то же время вопрос, рекомендовать или не рекомендовать к просмотру те или иные фильмы, для меня внутренне всегда сложный. Есть момент вкуса, насмотренности, зрительского опыта (как рекомендующего, так и потенциального зрителя). На мой взгляд, к Тарковскому нужно подходить с готовностью и смотреть осознанно, это совсем нелегкое кино и, пожалуй, не вариант для спонтанного похода вечером в кино.
Андрей Горячкин
режиссёр
- Стоп! Кто пустил сюда этого урода!
Фильм "Брат" - это невероятная атмосфера "настоящести", самобытности и прямоты.
Он заставляет задуматься о ценностях. В моём понимании "Брат" пришёл на смену образам бандитов 90-х. И отличался от них невероятной степенью честности. Единственное, где он врал, так это про свою должность в армии. И то это была ложь во благо. Своеобразная забота о психике близких. Что лично мне говорит о его доброте, осознанности и сострадании ко всем окружающим его людям. На протяжении двух фильмов Данила с удовольствием бы никого не трогал, но поступки окружающих вынуждали его на определенные действия во имя чести. При том не только своей. Сегодня многим не помешало бы стать хоть немного более честными с собой и обществом.
Кадр из к/ф "Брат" (1997 год)
Многие не понимают, зачем смотреть фильмы, которые уже видел. Но для меня это, как и книга, которую можно перечитывать спустя время и открывать для себя что-то новое (речь, разумеется, идёт о хорошем кино, а не об одноразовом).
И вообще я рад, что сейчас в кино решили показывать отечественные, достойные фильмы. Думаю, это поможет обществу хоть чуточку избавиться от мнения о том, что российский кинематограф - "дно". Ведь "дном" он был только в те периоды, когда мы сильно старались скопировать стиль и подачу Голливуда, забывая о том, что наш кинематограф должен транслировать ту самую "настоящесть", реализм того быта, в котором мы живём. Главное - быть собой и не пытаться подражать кому-то, тем более людям с другим культурным кодом (это я про кино, его смыслы и упаковку в целом.)
Смотрите хорошее, качественное наше кино.
Автор материала: Мария Гусарова