Права на интеллектуальную собственность - один из самых острых краеугольных камней современного творчества. Когда едва ли не на каждое слово есть патент, афоризм "Всё новое - это хорошо забытое старое" начинает играть новыми красками.
Мир настольных игр не стал исключением, и многие действительно хорошие настолки надолго пропадали с рынка, увязнув в правовых конфликтах или потеряв лицензию на выпуск проектов по определённым франшизам.
Сегодня редакция "Омск Здесь" расскажет вам, что даже в исчезнувшие с полок магазинов настолки всё ещё можно поиграть, пускай иногда немного в другом формате или другом сеттинге.
Battlestar: Galactica - Unfathomable
В настольном сообществе трудно найти более обсуждаемую игру с тайным предателем, чем "Звёздный крейсер Галактика". И ажиотаж вокруг данной игры был вполне заслуженный - лучшее на данный момент исполнение механики скрытых антагонистов, обилие внешних угроз для игроков и множество ролей, вносящих разнообразие в игровой процесс. Не последней заслугой игры было то, что она основана на некогда популярном одноименном сериале, что, в итоге, и стало причиной прекращения печати настолки.
Для тех, кто не знаком с сюжетом сериала, на котором основана настольная игра:
Проживающее на 12 дальних космических колониях человечество оказывается на грани истребления собственным творением - разумными роботами - Сайлонами. Подготовив вторжение при помощи тщательно спланированной диверсии, маскирующиеся под людей Сайлоны уничтожили защиту колоний, а затем - практически всё их население. Немногие выжившие спаслись на гражданских космических судах и сбились во флот под руководством единственного уцелевшего военного крейсера под названием "Галактика" и отправились на поиски "тринадцатой колонии" - давно утерянной планеты Земля.
Разумеется, на борту кораблей оказались и неотличимые от людей шпионы Сайлонов, а потому флот враждебных человечеству роботов будет следовать за "Галактикой" по пятам.
Основные механики игры читаются прямо в сюжете: людям нужно довести флот с выжившими колонистами до Земли, попутно отбиваясь от преследующих кораблей и истребителей врага, а также вовремя выявить среди игроков шпионов, преследующих обратные цели.
Что осложняется так называемыми "спящими агентами" - некоторые люди даже не подозревают, что они Сайлоны, и в рамках игровых механик это решается раздачей карт с ролями дважды за игру - в начале и в середине партии. Нередки ситуации, когда в начале партии на борту вообще не оказывается тайных предателей, но даже это не избавит игроков от паранойи.
И людям есть чего бояться, ведь хоть Сайлоны и в меньшинстве, их поддерживает преследующий "Галактику" боевой флот, а способов победы у них значительно больше, чем у остатков человечества. Достаточно саботировать один из критических ресурсов корабля, подставить "Галактику" под удар флота и уничтожить её или же плюнуть на конспирацию и взять капитанский мостик корабля штурмом.
Напряжённая атмосфера и подозрения между игроками поддерживаются не только присутствующими среди них шпионами, но и должностями на корабле, которые могут занимать игроки. И если ответственным за арсенал корабля или его маршрут станет Сайлон - ничем хорошим это не кончится.
К сожалению, издательство Fantasy Flight Games потеряло лицензию на производство и распространение основанных на сериале материалов, и в течение нескольких лет Battlestar Galactica была доступна только из вторых и третьих рук за двойную или тройную цену…
И совсем скоро этому придёт конец, ведь в прошлом году издательство FFG анонсировало Unfathomable - ремейк "Звёздного крейсера" в сеттинге Лавкрафтовских ужасов.
В народе игру уже успели окрестить "Баттлстар Лавкрафтика", ведь поскольку правовые ограничения распространяются только на интеллектуальную собственность, то есть сериал и его содержимое, основные механики игры удалось сохранить с минимальными изменениями. Действие теперь происходит на туристическом пароходе, на смену угрозе флота Сайлонов пришли Глубоководные и их морские боги, а вместо замаскированных шпионов - гибриды рыболюдей, стремящиеся воссоединиться со своими океаническими предками.
Поклонники "Галактики" за рубежом уже успели оценить игру как достойного преемника их любимой настолки, пускай тематика "Лавкрафтианы" и потеряла в популярности за последние годы. Российским настольщикам шанс поиграть в локализованную версию игры должен выпасть в течение 2022 года, стараниями издательства Hobby World. Это не может не радовать - оригинал Battlestar: Galactica никогда не издавался на русском языке, и для многих Unfathomable станет настоящим открытием в жанре "тайного предателя".
Dune - REX - Final days of an Empire - Dune 2019
У настольной адаптации популярного научно-фантастического романа Фрэнка Герберта тяжёлая судьба. Самая первая версия настольной игры "Дюна" была выпущена ещё в далеком 1979 году… после чего покинула настольный рынок на долгие 33 года из-за правового конфликта с книжным издательством. Треть века - очень долгий срок для настольной игры, и не забыли её вовсе не благодаря громкому имени.
За короткий период своего существования оригинальная "Дюна" собрала вокруг себя сплочённое сообщество поклонников, которым отсутствие печатной версии не стало помехой. Все эти годы игра жила благодаря вручную изготовленным игроками копиям, варьировавшимся по качеству от простой печати на офисной бумаге до экземпляров ручной работы с деревянным полем и жетонами.
Зацепил игроков именно продуманный игровой процесс "Дюны". Шесть великих домов сходятся в сражении за пустынную планету Арракис - главный источник Меланжа - пряности, являющейся ключом к межзвездным путешествиям.
Игровое поле представляет собой карту планеты, разделённую на области, с полюсом в центре, являющимся нейтральной зоной для всех фракций. Борьба ведётся за пять баз, разбросанных среди областей поля: для победы нужно на конец хода контролировать три. Если никому это не удаётся в течение пятнадцати ходов, то игра заканчивается и начинают работать специальные для каждой фракции условия победы.
В пустынных областях каждый ход случайным образом появляется спайс-пряность - главная валюта в игре, которую можно собирать, чтобы покупать юнитов и бонусные карты, а также тратить на перевозку и усиление войск. В ту же колоду со спайсом случайным образом замешаны карты Шай-Хулуда, гигантского червя, который автоматически уничтожает все отряды, находящиеся с ним в одной области (кроме аборигенов-фрименов).
По краю карты по кругу движется маркер песчаного шторма, который каждый ход определяет первого игрока и так же, как червь, уничтожает всех юнитов (опять же кроме фрименов, которые теряют только половину), которым не посчастливилось остановиться в пустыне, только в целой зоне, а не в отдельно взятой области.
Но кроме игровых условностей, настольная "Дюна" отличалась неповторимой дипломатией и блефом. Каждый бой, каждая сделка (которых в игре будет очень много, поскольку почти каждая фракционная способность завязана на торговле услугами), каждое движение войск по карте будет сопровождаться постоянными обсуждениями, договорами и, соответственно, обманом.
Лишь "Сумерки Империи", об истории которых мы писали в статье ранее, смогли приблизиться к подобной интеграции дипломатии в настольную игру, что неудивительно - сам сеттинг игры базировался на книжной "Дюне". Неудивительно и то, что первым наследником "Дюны" настольной спустя 33 года стала именно игра в "Сумеречной" вселенной.
REX - Final days of an Empire слегка упростила некоторые составные части оригинала, в частности сократив разнообразие боевых карт. Смена франшизы при этом не сказалась на ключевых механиках, придав им новый облик. Местом действия игры стала планета-столица империи - Мекатол Рекс, а Червь Шай-Хулуд стал флотом Федерации Сол, ведущим ковровые бомбардировки планеты.
Широкой популярности игра, несмотря на идентичный оригиналу игровой процесс, не снискала, а потому довольно быстро вышла из продажи. Настольная "Дюна" пропала из продажи ещё на семь лет, но для многих ожидание стоило того.
В 2019 году, издательство Gale Force Nine урегулировало правовой конфликт и представило миру Dune - обновлённую версию игры 1979 года, включающую в себя все дополнения (которые выпускались к оригиналу в виде опциональных правил в научно-фантастических журналах). Минималистичный, но при этом красивый дизайн, "причёсанные" правила и сохранение каждой маленькой детали, которые подарили оригинальной "Дюне" популярность среди игроков, зарезервировали версии 2019 года особое место в сердцах как старых поклонников, так и новых игроков.
К сожалению, издание 2019 года до сих пор не взяло на локализацию ни одно российское издательство, но на фоне выхода в прошлом году экранизации романа за режиссёрством Дени Вильнёва российская студия Lavka Games анонсировала перевод и издание игры "Дюна: Завоевание и Дипломатия".
Это упрощённая версия оригинала, рассчитанная максимум на 4 человека и выполненная в соответствии со стилистикой фильма. Суть игры осталась прежней, и, несмотря на меньшее количество игроков и более простые правила, версия от "Лавки Игр" станет отличным входом для многих фанатов франшизы, которые ещё не успели познакомиться с настольными играми.
Starcraft - Forbidden Stars - ???
Адаптация видеоигр в любую другую форму - сложное дело, требующий глубокого понимания того, что представляет собой конкретный игровой процесс. И если адаптация видеоигр в киноформат заканчивалась обычно полным провалом, то перенос их в настолки часто порождал уникальные игры.
Так случилось и в 2007 году, когда на игровые столы попала настольная версия легендарной стратегии в реальном времени - Starcraft. История о войне трёх видов - насекомоподобных Зергов, возвышенных Протоссов и стремящихся выжить в борьбе с продвинутыми цивилизациями людей - была перенесена в настольный формат настолько детально, что проще и быстрее будет перечислить различия с компьютерной версией.
Принимать командование над одной из трёх рас, каждая из которых разделена ещё и на две фракции, теперь придётся не в рамках небольшого поля боя, а на полноценной галактической карте, налаживая пути снабжения от планеты к планете для перемещения войск. От двух до шести игроков будут сражаться, развивать технологии для войск и улучшать свои базы при помощи системы секретных приказов, являвшейся на момент выхода уникальной игровой механикой.
В начале хода каждый игрок выкладывает на поле по четыре приказа, среди которых есть строительство, мобилизация, исследование и их улучшенные версии. Поскольку приказы выкладываются игроками поочередно, ими можно перекрывать приказы противников, что при умелом планировании позволяет лишать соперников возможности действовать в течение значительной части хода. А факт того, что суть приказа скрыта от соперников, добавляет в Starcraft механику блефа.
Позвольте продемонстрировать.
Противник не сможет защититься от атаки, если вместо мобилизации было поставлено исследование
Шутки шутками, а именно эта механика позволила настольному "Старкрафту" завоевать популярность и выделить его среди многих стратегических игр того времени, в числе которых, на минуточку, было третье издание "Сумерек Империи".
Как уже упоминалось ранее, перенос ПК-версии на столы прошёл максимально дотошно. Каждый юнит, каждая способность и улучшение, каждая постройка были добавлены в игру в той или иной форме. Присущий Starcraft асимметричный геймплей за каждую из сторон конфликта тоже сохранился в первозданном виде - Зерги берут массовостью и дешевизной войск, Протоссы - огромной огневой мощью в малых количествах, а люди - Терраны готовы быстро приспособиться к любой угрозе.
Столь тщательное следование оригиналу принесло и минусы: некоторые юниты и технологии в сравнении с прочими ощущаются совершенно небоеспособными и добавленными по принципу "лишь бы было". Да и значительное количество разных типов войск для каждой стороны и разных же технологий сильно отпугивает не знакомых с оригинальной игрой людей.
К 2011 году лицензия на настолки по играм Blizzard закончилась, а с ней закончился и Starcraft. Чтобы не терять уникальный концепт для игры, издательство Fantasy Flight Games решило перевыпустить игру в рамках другой, но максимально приближённой к "Старкрафту" франшизе - Warhammer 40 000, подарив нам Forbidden Stars.
В отличие от других представителей сегодняшней подборки, игровые механики для Forbidden Stars были в значительной степени переработаны Сэмом Бэйли - новым лицом в дизайнерском составе FFG. Огромное дерево технологий "Старкрафта" было упрощено до взаимозаменяемых карт улучшений, боевая система стала гораздо более динамичной благодаря введению кубов, а у юнитов появились фиксированные параметры здоровья и боевой силы, чтобы сбалансировать рандом. Стороны конфликта представлены четырьмя наиболее значимыми представителями мира Warhammer 40 000, и геймплей каждой из них всё также в значительной степени отличается друг от друга.
Разумеется, Forbidden Stars не упоминалась бы вслед за Starcraft, если бы не сохранила в себе всю ту же систему жетонов приказов, к которым был добавлен новый, четвёртый подвид - доминирование, позволяющий применять уникальную способность фракции игрока.
Выйдя в 2015 году, игра получила восторженные отзывы игроков, которые хвалили качественно переработанный игровой процесс, хороший баланс сторон, и улучшенную (пускай и слегка затянутую) боевую систему. К сожалению, вновь обратившись к сторонней франшизе, Fantasy Flight Games наступила на те же грабли и уже в 2016 году из-за конфликта с правообладателями вселенной Warhammer - британской студией Games Workshop - потеряла права на издание любой продукции, связанной с "Вархаммером". Для Forbidden Stars не успело выйти ни одного дополнения, а ограниченный из-за кратких сроков тираж сделал игру таким же редким гостем на столах игроков, как и "Старкрафт".
Читатель вправе задаться вопросом: "Разве это не статья про подходящую замену вышедших из печати игр? К чему рассказывать про Starcraft и Forbidden Stars, если их нечем заменить?"
Совершенно верно - хотя обе этих игры всё ещё можно купить на вторичном рынке, они вышли из печати и никогда не появятся в продаже. Но луч надежды не угас, и уникальная механика, рождённая "Старкрафтом" не канула в лету. Автор и дизайнер Forbidden Stars - упоминавшийся ранее Сэм Бэйли - в данный момент разрабатывает следующую игру, основанную на системе приказов и во многом напоминающую его предыдущую работу во вселенной "Вархаммер".
Сэм учёл ошибки своего предыдущего места работы, и его новая игра, пускай не имеющая названия, но уже находящаяся в стадии активного тестирования, будет основана на собственном сеттинге, включающем в себя стимпанк, готику и, по словам автора, даже оборотней! А значит, что в скором времени завоевавший сердца многих игроков геймплей станет вновь доступен для игроков по всему миру. И учитывая отсутствие громких названий и франшиз - доступен он будет надолго.
Настольные игры нечасто видят подобную реинкарнацию, потому что постоянно эволюционируют и придумывают что-то новое, и среди вышедших из печати и изменённых настолок осталось не так много примеров. Упомянуть стоит основанный на творчестве Терри Прачетта "Плоский Мир: Анк-Морпорк", перенесённый в викторианскую Англию Дойла и Диккенса игрой Nanty Narking, и терраформирование фентезийного мира в "Терра Мистика", ставшее настолкой "Проект Гайя".
Однако если время и судьба распорядились игрой несправедливо, то перенос её механик в новую оболочку выглядит уже не как бездушное копирование, а как дань уважения.